Педагогический процесс – это взаимодействие между воспитателем, то есть человеком старшим, и воспитанником (посетитель детского садика, школы, ПТУ, университета). Движущие силы педагогического процесса: что это?
Сущность педагогического процесса
Основные принципы – комплексность, общность, единство. Часть теоретиков не различают эти понятия, но отличия есть. Целостность считается объективным фактором, который не будет постоянным. Главным его проявлением считают учебный цикл в школе. Он сжатый во времени, логичный в формировании базы знаний учеников, комплексный, так как ведётся обучение целой системе предметов гуманитарного, точного и других направлений. Но дети не пребывают в школе круглосуточно, поэтому периодически целостность процесса прерывается.
Общность педагогического воздействия (обучения, воспитания) проявляется в его структуре:
- субъект,
- объект,
- средства,
- продукт или результат.
Субъект – это воспитатель детского сада, первый учитель в школе, преподаватели предметов, мастера в училище, лекторы, ведущие семинарских занятий в ВУЗе. Объект – отдельно взятая личность, в отношении которой работает субъект, либо группа личностей примерно одинакового возраста и уровня развития (школьный класс), группа в садике, институте). Педагог применяет специальные средства, не типичные для других сфер труда. Среди них выделяются:
- знания,
- личные навыки,
- жизненный опыт,
- специальные психологические методы поиска подхода к ученику или группе воспитываемых личностей,
- применение специальных методов донесения информации.
Используются технические средства обучения:
- планшеты,
- видеопроекторы,
- компьютерные программы,
- интерактивные доски и т.д.
В качестве средств обучения до сих пор применяются более традиционные материалы – таблицы, атласы, контурные карты.
Результат, то есть продукт – это то, что получается в итоге. Каждый учитель хочет, чтобы дети в будущем стали культурными, знающими, развитыми личностями. Результат процесса воспитания растянутый во времени.
Успешный ход обучения зависит от движущих сил. В основном они внутренние. Главной силой считается противоречие между требованиями учителя, воспитателя познавательного, трудового, продуктивного, общественного значения, а также возможностями учеников выполнить эти требования. Максимальное устранение противоречий – это искусство сотрудника школы.
Педагогический процесс – это структурное явление со своими законами и побуждающими факторами.
Движущие силы педагогического процесса и его закономерности
- динамика. В любом длительном действии выделяются этапы. Чем больше достижений у ученика в результате каждого из этапов, тем прочнее стартовая площадка для развития,
- развитие личности. Успех зависит от группы факторов: условия в семье, обществе, уровень педагогических навыков учителей,
- управление учебно-воспитательным процессом. Учитель руководит, а дети ведомые, то есть подчинённые. Искусство создания условий, при которых школьники будут усваивать знания, стремиться к развитию, к чему-то интересному – важное качество успешного педагога,
- стимулирование. Успешность любого действия зависит от внутренних мотивов, то есть каждый участник ставит четкую задачу, идёт к её решению через получение знаний. Роль учителя состоит в том, чтобы донести детям важность результата,
- соединение чувства, логики и практики в едином целом. Процесс будет идти быстрее, действеннее, если ученик воспринимает материал одновременно всеми сенсорами, а также может его быстро осмыслить. Если с этими моментами возникают какие-то проблемы (школьник слепой, глухой или умственно отсталый), то он не сможет освоить учебную программу традиционным способом,
- эффективность воспитательного и учебного деяния зависит от налаженности взаимодействия участников, то есть единства педагогической и познавательной деятельности,
- обусловленность. Любое действие, его воплощение в общественную жизнь зависит не только от потребностей, но и от возможностей общества в целом и конкретного индивидуума в частности. Есть простой пример. Человек живет во Владивостоке. Ему необходимо поехать в Москву. Если у него есть много денег, то он полетит на самолете, если нет, то сядет на поезд.
Основные движущие силы – внутренние противоречия объективного и субъективного характера, речь о которых пойдет далее.
Педагогика как наука развивается уже несколько веков. Основные закономерности сформированы и неизменны. Эффективный и мудрый педагог строит урок исходя из этих норм.
Внутренние связи учебного процесса
Очень многое зависит от внутренних связей, которые прослеживаются в самом процессе. Юрий Бабанский выделяет такие моменты:
- обучение, образование, развитие, воспитание – комплекс факторов, которые дополняют друг друга,
- обучение как воля педагога будет намного эффективнее, если получится побудить инициативу школьников к самообразованию за пределами класса,
- активность личности и результат процесса в виде становления индивида после окончания учебы,
- зависимость личности от большего коллектива,
- потенциал и направленность. Педагог ориентируется на общую массу учеников со средними талантами, поэтому умные дети не всегда развиваются в обычной школе.
Обучение как действие характерно интересными внутренними проявлениями. Учитывая все внутренние противоречия, педагог проведет урок, результатами которого останутся довольны все дети.
Противоречия как движущие силы обучения
В традиционном понимании слова противоречие – это конфликт между сторонами, мыслями, идеями. Преодоление споров, поиск точек для соприкосновения – главные задачи, потому что конфликтность никогда не даст позитивного результата.
В педагогической науке под противоречием подразумевается то, что полностью исключает другое. Классификация противоречий такова:
- объективные,
- субъективные,
- внутренние,
- внешние.
Рассмотрим каждый из видов противоречий по отдельности.
Объективные и субъективные противоречия
Сложности в процессе обучения возникают у каждого ребенка. Одной из главных проблем объективного характера считается несоответствие между уровнем развития, знаниями, умениями подростка и требованиями развивающегося общества. Детям все сложнее осваивать увеличивающийся поток информации по дисциплинам, число которых также растет. Требования школьной программы постоянно идут в ногу со временем, учитывая тенденции развития науки и техники, а детская психика не всегда может выдержать увеличение нагрузок. В результате этого у ребенка:
- создается дефицит времени,
- нет возможности полноценно отдыхать и восстанавливать силы для следующего дня,
- растут моральные, эмоциональные и умственные нагрузки.
Ещё одно противоречие заключается в требованиях трудового, познавательного, практического направлений и возможностями реализации этих догм.
Конфликтные ситуации в начальных классах часто возникают из-за гиперактивности ребенка. Мальчик или девочка не понимают, что необходимо подчиняться новым социально-общественным условиям и нарушают дисциплину в классе.
Задача учителя состоит в том, чтобы заинтересовать первоклассника заниматься полезной для него деятельностью.
Виды субъективных противоречий
Классификация субъективных проблем следующая:
- организация процесса обучения как массового явления (класс, группа) и индивидуальное развитие личности ребенка. Каждый подросток или представитель более младшего возраста желает, чтобы максимальное внимание учителя досталось именно ему, а преподаватель должен уделить внимание всем поровну. Организация обучения на постсоветском пространстве одна из лучших в мире, но решение данного противоречия не достигнуто. Проблема каким-то образом решается с помощью факультативных и дополнительных занятий, которые посещают талантливые ребята, искренне желающие получить новые знания,
- рост значимости гуманитарных дисциплин (в частности, языков) и развитие технической составляющей школьного процесса.
Основные способы преодоления противоречий следующие:
- постоянное обучение ребенка,
- организация общественно полезного труда,
- хорошо организованный сплоченный классный коллектив, в котором все участники максимально помогают друг другу,
- творческая, спортивная деятельность за пределами класса (кружки, детско юношеские центры, спортивные секции).
Позитивный результат в виде постепенного формирования знаний, умений, навыков у каждого ученика достигается только в условиях сплоченного и мотивированного коллектива ровесников, которые помогают друг другу развиваться. Только в таком случае субъективные противоречия не играют серьезной роли.
Внутренние и внешние противоречия
- стремление ребенка к соответствию и внешнее влияние. Что подразумевается под этой фразой? Педагог всегда ставит перед собой задачу воспитать позитивные черты характера, а старшеклассник увлекается уличными субкультурами или другими негативными движениями,
- направленность обучения против негативного внешнего влияния субкультур, уголовных, асоциальных групп,
- дисбаланс возможностей педагога на уроке и увеличения объема информации. Часть учеников думает, что им нечего делать на уроке, ведь они смогут зайти в интернет и прочитать все, что их интересует по предмету,
- часть индивидуально приобретенных ребенком навыков (например, курение) противоречит общепринятому обобщенному позитивному опыту,
- низкий общий уровень воспитанности большинства школьников противоречит постановке учителем воспитательных и учебных задач. Например, учитель проводит мероприятие, посвящённое Дню победы 9 мая. Чтобы придать уроку торжественности, включается гимн страны или запись одной из популярных песен военного времени. Вместо спокойного поведения дети начали шуметь и ругаться,
- в коллективных формах сложно воспитать классические духовные ценности,
- ограниченность урока по минутам не всегда соответствует проявлениям активности конкретного ученика,
- ученики не воспринимают определенные формы работы на уроке. Конкретные антипатии выделить сложно, потому что каждый класс индивидуален.
Внутренние противоречия у ученика возникают следующие:
- несоответствие полученной оценки от учителя самооценке, то есть личному мнению ученика,
- несовпадение поведения той или иной личности с идеалом этого человека, который сформировался в мыслях ученика (как в позитивном, так и в негативном смысле),
- уровень сформированных навыков и взглядов не соответствует общепринятым нормам.
Основные принципы организации обучения
Обучение в школе, детском саду, училищах и ВУЗах базируется на таких принципах:
- гуманизм,
- научность. Педагог не имеет права сообщать непроверенные факты и гипотезы,
- связь с жизнью, то есть применение ярких реалистичных примеров,
- соединение воспитания с формированием базовых навыков трудового характера,
- проведение единого процесса формирования знаний и воспитания личности,
- коллективность. Ребенок не сможет научиться многим вещам вне коллектива, так как не видит пример,
- систематичность,
- логичность предоставления знаний детям.
Применяя принципы педагогического процесса, педагог достигнет позитивного результата работы.
Целостность и функции процесса воспитания
Целостность – системное и внутреннее единство процесса, автономность и определенная независимость от внешней среды, влияние индивидуальных функций и характеристик.
Учитель и дети зашли в помещение на урок, то есть 45 минут будут находиться в едином пространстве. Если преподаватель сможет заинтересовать коллектив и завоевать авторитет среди детей, значит на протяжении этого времени будет наблюдаться единство, взаимодействие коллектива детей с учителем.
Основные функции воспитательного и учебного процесса в заведениях всех типов следующие:
- образовательная. Педагоги предоставляют детям знания, учат их применять и доносят информацию о способах приобретения знаний. Книжки, интернет, телевидение, газеты, радио – все эти источники информации помогают общему развитию ребенка,
- развивающая. С помощью взаимодействия с воспитателем, педагогом осуществляется развитие логики, памяти, речи, гибкости, критичности и других качеств ума, познавательных интересов ребенка, сферы движения и сенсорного восприятия,
- воспитательная. В структуре этой функции выделяют воспитание основных нравственных качеств, мотивации получать знания, формирование навыков коллективного взаимодействия,
- организующая.
Педагогический процесс сродни живому организму со своими функциями, законами и движущими силами. Составляющие неизменны, под них можно только подстроиться.
Вся сущность педагогического процесса в следующем видео: