Site icon Edufan.ru

Движущие силы педагогического процесса как основа успеха педагога и коллектива что это?

Педагогический процесс – это взаимодействие между воспитателем, то есть человеком старшим, и воспитанником (посетитель детского садика, школы, ПТУ, университета). Движущие силы педагогического процесса: что это?  

Сущность педагогического процесса

Основная суть действия – передача и трансформация социального опыта от представителя старшего поколения молодому человеку, которая проявляется в усилиях по формированию личности с чёткими умениями, характеристиками и навычками. Главный результат работы педагога заключается в постоянном развитии учеников и улучшении их результатов.  

Основные принципы – комплексность, общность, единство. Часть теоретиков не различают эти понятия, но отличия есть. Целостность считается объективным фактором, который не будет постоянным. Главным его проявлением считают учебный цикл в школе. Он сжатый во времени, логичный в формировании базы знаний учеников, комплексный, так как ведётся обучение целой системе предметов гуманитарного, точного и других направлений. Но дети не пребывают в школе круглосуточно, поэтому периодически целостность процесса прерывается. 

Общность педагогического воздействия (обучения, воспитания) проявляется в его структуре:

Субъект – это воспитатель детского сада, первый учитель в школе, преподаватели предметов, мастера в училище, лекторы, ведущие семинарских занятий в ВУЗе. Объект – отдельно взятая личность, в отношении которой работает субъект, либо группа личностей примерно одинакового возраста и уровня развития (школьный класс), группа в садике, институте). Педагог применяет специальные средства, не типичные для других сфер труда. Среди них выделяются: 

Используются технические средства обучения:

В качестве средств обучения до сих пор применяются более традиционные материалы – таблицы, атласы, контурные карты.

Результат, то есть продукт – это то, что получается в итоге. Каждый учитель хочет, чтобы дети в будущем стали культурными, знающими, развитыми личностями. Результат процесса воспитания растянутый во времени. 

Успешный ход обучения зависит от движущих сил. В основном они внутренние. Главной силой считается противоречие между требованиями учителя, воспитателя познавательного, трудового, продуктивного, общественного значения, а также возможностями учеников выполнить эти требования. Максимальное устранение противоречий – это искусство сотрудника школы.

Педагогический процесс – это структурное явление со своими законами и побуждающими факторами.

Движущие силы педагогического процесса и его закономерности

Обобщенные признаки педагогического развития ученика как личности и гражданина следующие:

Основные движущие силы – внутренние противоречия объективного и субъективного характера, речь о которых пойдет далее.

Педагогика как наука развивается уже несколько веков. Основные закономерности сформированы и неизменны. Эффективный и мудрый педагог строит урок исходя из этих норм.

Внутренние связи учебного процесса

Очень многое зависит от внутренних связей, которые прослеживаются в самом процессе. Юрий Бабанский выделяет такие моменты:

Обучение как действие характерно интересными внутренними проявлениями. Учитывая все внутренние противоречия, педагог проведет урок, результатами которого останутся довольны все дети.

Противоречия как движущие силы обучения

В традиционном понимании слова противоречие – это конфликт между сторонами, мыслями, идеями. Преодоление споров, поиск точек для соприкосновения – главные задачи, потому что конфликтность никогда не даст позитивного результата.

В педагогической науке под противоречием подразумевается то, что полностью исключает другое. Классификация противоречий такова:

Рассмотрим каждый из видов противоречий по отдельности.

Объективные и субъективные противоречия

Сложности в процессе обучения возникают у каждого ребенка. Одной из главных проблем объективного характера считается несоответствие между уровнем развития, знаниями, умениями подростка и требованиями развивающегося общества. Детям все сложнее осваивать увеличивающийся поток информации по дисциплинам, число которых также растет. Требования школьной программы постоянно идут в ногу со временем, учитывая тенденции развития науки и техники, а детская психика не всегда может выдержать увеличение нагрузок. В результате этого у ребенка:

Правильно налаженный процесс обучения максимально сглаживает проблему. Усложнение задач от простого к сложному с плавным ростом проблемности позволит увеличивать нагрузку на детей постепенно. В таком случае головной мозг будет тренироваться. Постоянно преодолевать сложности станет будничным делом для человека, то есть понизится риск возникновения проблем. После решения одной познавательной задачи сразу возникает другая, но чуть более сложная.

Ещё одно противоречие заключается в требованиях трудового, познавательного, практического направлений и возможностями реализации этих догм. 

Конфликтные ситуации в начальных классах часто возникают из-за гиперактивности ребенка. Мальчик или девочка не понимают, что необходимо подчиняться новым социально-общественным условиям и нарушают дисциплину в классе. 

Задача учителя состоит в том, чтобы заинтересовать первоклассника заниматься полезной для него деятельностью. 

Виды субъективных противоречий

Классификация субъективных проблем следующая:

Основные способы преодоления противоречий следующие:

Позитивный результат в виде постепенного формирования знаний, умений, навыков у каждого ученика достигается только в условиях сплоченного и мотивированного коллектива ровесников, которые помогают друг другу развиваться. Только в таком случае субъективные противоречия не играют серьезной роли.

Внутренние и внешние противоречия

Эффективность процесса обучения и воспитания ребенка в младшем, среднем, старшем школьном возрасте также зависит от многих внешних факторов. Основные проявления противоречий таковы:

Внутренние противоречия у ученика возникают следующие:

Основные принципы организации обучения

Обучение в школе, детском саду, училищах и ВУЗах базируется на таких принципах:

Применяя принципы педагогического процесса, педагог достигнет позитивного результата работы.

Целостность и функции процесса воспитания

Целостность – системное и внутреннее единство процесса, автономность и определенная независимость от внешней среды, влияние индивидуальных функций и характеристик. 

Учитель и дети зашли в помещение на урок, то есть 45 минут будут находиться в едином пространстве. Если преподаватель сможет заинтересовать коллектив и завоевать авторитет среди детей, значит на протяжении этого времени будет наблюдаться единство, взаимодействие коллектива детей с учителем.

Основные функции воспитательного и учебного процесса в заведениях всех типов следующие:

Педагогический процесс сродни живому организму со своими функциями, законами и движущими силами. Составляющие неизменны, под них можно только подстроиться.

Вся сущность педагогического процесса в следующем видео:

Exit mobile version