10 феноменов мышления, из-за которых мы принимаем неверные решения

Нам хочется думать, что мы идеальны, или почти идеальны. Возможно, в чем-то это справедливо, но уж точно не в том, что касается процесса мышления. Здесь, как ни в чем другом, мы подвержены значительному влиянию иллюзий и психологических закономерностей. Причем понять в какие моменты это проявляется, можно только в том случае, когда вы знаете об их существовании. В этой статье собрано несколько примеров мыслительных ловушек, в которые неоднократно попадал каждый из нас.

Феномен неоднозначности

Этот эффект связан со склонностью людей принимать решения, отталкиваясь от того, что им известно о вероятных результатах. Если у человека есть выбор между двумя вариантами развития событий, он всегда отдаст предпочтение наиболее предсказуемому из них. При этом неважно насколько потенциально выгодным может быть альтернативное решение. Нередко этот феномен наблюдается в инвестиционной сфере. Человек более охотно будет инвестировать в проверенные и традиционные инструменты, нежели сделает ставку на новое и неизученное направление.

Феномен IKEA

Примером действия этого эффекта может служить связанный бабушкой свитер, который вы с радостью принимаете в подарок к Новому Году, хотя в магазине ничего подобного вы бы точно не купили. Этот феномен связан с тем, что человек склонен более высоко оценивать то, что он сделал своими руками или то, к чему имеет отношение (свитер связан специально под вас). Свое наименование этот феномен получил от компании IKEA, которая реализует мебель, требующую дополнительной сборки дома. Нередко изделия IKEA стоят больше их законченных аналогов, но ценятся выше, поскольку людям нравится вносить свой вклад в окружающую их обстановку.

Феномен рифмы

Информация, поданная в стихотворной форме, воспринимается людьми как более объективная и правдивая. Аналогичный эффект имеют яркие фразы, запоминающиеся надолго. Ученые проводили исследование, которое подтвердило безусловную результативность этого эффекта. Мысли, облаченные в обычные фразы, воспринимались люди с меньшим доверием, чем те же идеи, но в стихотворном виде.

Феномен кластеризации

Этот эффект проявляется в ситуациях, когда люди видят некую связь в разномастных, не имеющих отношения друг к другу событиях. Нашему мозгу необходимо иметь связную картинку окружающей нас действительности. Потому мы ищем закономерности там, где их на самом деле быть не может. В качестве примера может служить розыгрыш в лотерее, если в трех этапах подряд выпадает единица, то большинство людей в четвертом тираже сделает ставку на эту цифру.

Нехватка эмпатии

Это достаточно распространенная человеческая проблема. Люди склонны оценивать все вокруг себя со своей точки зрения и редко пытаются посмотреть на ситуацию глазами другого. Это и есть основная причина проблемы ‘отцов и детей’. Дети смотрят на мир совсем другими глазами и воспринимают его иначе, но взрослые часто забывают это учитывать.

Феномен Пельцмана

Этот феномен получил свое название от фамилии профессора Чикагского университета Сэма Пельцмана. Его суть заключается в том, что обилие систем и правил безопасности приводит к большему травматизму, поскольку человек начинает чувствовать себя неуязвимым и допускает роковые ошибки. Ощущая свою защищенность люди чаще склонны идти на риск, нежели в менее безопасной обстановке. В частности, использование ремней безопасности и шлема могут провоцировать водителя на более опасный стиль вождения.

Феномен ожидания справедливости

Каждый день где-то происходит что-то, что способно привести обычного человека в ужас и чаще всего на это никак нельзя повлиять. Потому люди склонны сбрасывать вину за произошедшее на общую атмосферу современной жизни. Причем в некоторых случаях списывают на это даже самые необъяснимые с точки зрения морали поступки. Именно этот феномен повинен в том, что некоторые люди обвиняют жертву изнасилования в том, что она сама спровоцировала обидчика. Вера в справедливость этого мира заставляет искать объяснения тому, что нельзя оправдать.

Феномен экономии времени

Каждый автомобилист уверен, что для того, чтобы добраться до нужного ему пункта быстрее, необходимо прибавить скорость. Однако в действительности люди часто переоценивают вероятность такой экономии. Скорее всего, это связано с тем, что человеческий мозг не способен адекватно оценивать время при движении на скорости, превышающей скорость бегущего человека. Эволюция не предусмотрела для человека возможность перемещаться с более высокой скоростью, чем обычный бег.

Феномен Даннинга-Крюгера

Этот феномен также называют психологическим парадоксом. Люди, не имеющие необходимого уровня профессиональной квалификации, естественно, делают различные ошибки и принимают неверные решения. Однако они не способны понять, в чем собственно они ошиблись, что объясняется недостатком профессиональных знаний. Из-за этого феномена человек, который ошибается, тем не менее, уверен в том, что поступил правильно. Это в свою очередь вызывает необоснованную самоуверенность и ощущение превосходства. При этом люди высокой квалификации часто не уверены в правильности своих решений и постоянно сомневаются в своих силах.

Феномен ассиметричного доминирования

Этот феномен связан с выбором между двумя объектами в сравнении их с третьим. К примеру, вы выбираете одно из двух заведений общественного питания. В одном хорошее меню, но оно расположено далеко, при этом второе находится ближе, но и меню у него похуже. Выбор сделать сложно. Однако если в ситуацию добавляется третий объект с отвратительным меню и расположением чуть дальше второго, то это сразу меняет ситуацию. В таком случае вы выбираете заведение, которое будет лучше двух предыдущих и, естественно, это будет то, что ближе всего к дому.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: