Кадровый центр ‘Юнити’ провел опрос среди работодателей, который показал, что 73% опрашиваемых никогда не приходилось сталкиваться с обманом со стороны соискателей, 7% компаний отметили, что регулярно выявляют искажение информации, предоставляемой кандидатами, а по мнению 3% опрашиваемых правду говорит половина пришедших на встречу людей. Как же выяснить, обманывает ли кандидат (к примеру, на должность менеджера по продажам) или говорит правду? Попробуем в этом разобраться.
При самом первом контакте: во время разговора по телефону уже можно выявить неподходящего кандидата. И здесь не имеет значения, сам ли позвонил кандидат, или представитель работодателя решил узнать его лучше. Если мы говорим о менеджерах по продажам, то они должны заинтересовать собеседника на продолжение разговора, ведь работа этого человека привлечение клиентов. Если кандидат во время разговора с кадровиком не может четко сформулировать, зачем он позвонил, то дальше его можно не слушать. В то же время, если соискателю удается с помощью активной позиции и смекалки пробиться через секретаря, не соединяющего напрямую с руководителем, то наличие профессионализма можно оценить сразу.
После разговора по телефону менеджеру по продажам необходимо будет продать себя уже при личной встрече. Здесь стоит обратить внимание на его внешний вид, пунктуальность и подготовку к собеседованию, а также то, как он себя ведет. Не стоит сразу задавать кандидату конкретные вопросы, дайте ему возможность рассказать о себе. Как правило, многие соискатели, пытаясь показать себя с лучшей стороны, используют типовые методики и на этом можно подловить нечестного кандидата.
1. Соискатель утверждает, что при отсутствии роста и небольшой зарплате профессиональный рост невозможен
Многие соискатели скрывают истинную причину увольнения, прикрывая ее отсутствием возможностей для карьерного роста или низкой заработной платой. Да, безусловно, это вполне объективные причины для смены рабочего места, в том случае, если кандидат говорит правду. Однако такую формулировку используют практически все. Мало кто откровенно говорит о том, что у него произошел конфликт с руководством или коллегами (новый работодатель может решить, что у кандидата склочный характер) или же о собственном недостатке профессионализма.
Если кандидат рассказывает о низкой заработной плате, но на вопрос: ‘остались ли бы вы на текущем месте работы если бы вам подняли зарплату?’ отвечает: нет, то это явный признак того, что есть другие причины его желания покинуть компанию. Проверить это не сложно: достаточно запросить рекомендации или просто поинтересоваться причиной ухода у бывшего руководства или коллег.
Как правило, оказывается, что сотрудник не выполнил план, и его лишили премии или же он просто по каким-то иным причинам конфликтовал с руководством. Для того чтобы не нарваться на заготовленный заранее ложный ответ, попробуйте сформулировать вопрос иначе. К примеру, не спрашивайте кандидата о том, почему он сам покинул прежнее место работы, а спросите, какие причины, по его мнению, вообще могут провоцировать людей на увольнение. Из общих рассуждений можно будет сделать вывод о реальном отношении кандидата к работодателям и своей работе. В то же время, запрашивая рекомендации, не стоит слепо верить бывшему нанимателю. Необходимо делать поправку на то, что бывшее руководство кандидата может быть огорчено его уходом (если он действительно был ценным сотрудником) и на эмоциях дать ему негативную оценку.
2. Кандидат записывает ‘чужих’ покупателей в свою клиентскую базу
Нередко менеджеры по продажам, которые якобы приходят в компанию со своей клиентской базой, на самом деле сильно преувеличивают ее размеры. Он может предоставить потенциальному работодателю большой список контактов, однако это еще не говорит о том, что он профессионал. С этими клиентами могли работать другие менеджеры (а доступ ко всем контактам, как правило, есть в общей базе данных) или даже если кандидат действительно работал со всеми этими клиентами, то привлекать их мог совсем другой человек. Нет никакой гарантии, что все или даже часть покупателей перейдут к новому поставщику вслед за менеджером. А когда речь заходит о кардинально другой продукции, то клиентскую базу и вовсе необходимо будет формировать с нуля.
Для того чтобы вывести обманщика на чистую воду, попросите его рассказать подробнее о некоторых клиентах. Как он их нашел, каким образом заинтересовывал, что указывал в теле коммерческого предложения, как смог обойти конкурентов и сколько встреч для этого пришлось совершить. Расспросите его о методиках эффективной работы с клиентами и обеспечения высокого уровня сервиса. Задайте вопрос о тех ресурсах в интернете, на которых можно отыскать клиентов или поучаствовать в электронных торгах.
В то же время не стоит спешить с выводами, если вы заметили некое замешательство кандидата. Возможно, это связано не с обманом, а особенностями построения системы сбыта в компании, когда некоторые функции поручаются отдельным должностям.
3. Соискатель преувеличивает свою функциональность
Как правило, в резюме кандидаты стремятся указать как можно больше различных обязанностей. Нередко они просто переписывают функции своей позиции из должностной инструкции. В реальности же может оказаться, что соискатель никогда не сталкивался с отдельными видами указанных обязанностей. Определить, что из перечисленного кандидат действительно делал, а чего не делал, довольно сложно. Однако это может выясниться в процессе разговора.
К примеру, кандидат может путаться в населенных пунктах, относящихся к тому региону, по которому он якобы работал. Или не знать каких-либо законодательных норм, регулирующих деятельность, которую он якобы осуществлял. В процессе разговора рекрутер может выявить эти несоответствия и указать на них кандидату.
При этом сам соискатель может повести себя по-разному. Если вы замечаете нестыковки или провалы в знаниях, попытайтесь выяснить эту тему подробнее. Если на ваши вопросы кандидат ‘плавает’, придумывает то, чем в реальности нет или переводит тему, то стоит насторожиться. Кроме того, поведение и благожелательный настрой соискателя может смениться на напряженность или он может начать нервничать. Все это говорит о том, что он, либо обманывает, либо чего-то недоговаривает.
Дальнейшее развитие ситуации будет зависеть от того, насколько достойно кандидат сможет выйти из сложного положения. Если он убедит работодателя в том, что его пробелы в знаниях незначительны, а желание работать и эффективность высоки, то возможно его все же стоит взять на работу.