Даже если собеседование прошло как по маслу и между работодателем и соискателем сразу возникло полное взаимопонимание, в первые дни работы новому сотруднику будет тяжело. Некоторые вливаются в коллектив быстро, другим требуется больше времени. Однако в любом случае адаптация займет от одного до нескольких месяцев. Для того чтобы упростить новичку процесс встраивания в коллектив, а также добиться от него лояльности к компании некоторые работодатели используют специальные приемы.
Отечественные предприятия уже активно применяют в своей работе инструменты экономического анализа для оценки эффективности работы кадровой службы. В частности, используются различные методики расчета производительности труда, а также оценки издержек, связанных с ее снижением. Несмотря на то, что мероприятия по развитию и обучению персонала дают положительный эффект не сразу, а с течением времени. Их также можно более-менее точно просчитать. Что касается эффективности использования методов адаптации новых сотрудников, то ее также можно оценить через призму некоторых показателей, таких как:
- текучесть кадров на протяжении первых трех месяцев работы,
- изменение производительности труда новых работников,
- процентное соотношение сотрудников, которые успешно прошли испытательный срок к общему числу соискателей и т.д.
Далее поговорим о простых, но в, то же время, эффективных инструментах, позволяющих упростить и ускорить процесс адаптации новых работников в компании. Их использование позволяет превратить интерес к работодателю в лояльность, и даже любовь.
Подарок новичку
Суть этого приема в том, чтобы в первый день нового сотрудника на столе ждала так называемая коробка новичка. В ней могут быть банальные вещи: набор канцелярских принадлежностей, блокноты, корпоративный ежедневник и тому подобное. Реакция новичка на такой подарок в большинстве случаев положительная. Он чувствует внимание к себе и испытывает благодарность. Кроме того, это позволяет начать первый рабочий день с положительных эмоций, что впоследствии положительно скажется на общем отношении сотрудника к компании. Здесь важен не сам факт подарка или его содержимое, а внимание, проявленное к новому человеку в первый день его работы.
Знакомство с компанией
Если вы принимаете сразу много новых сотрудников, то для них можно провести специальный вводный тренинг. На нем они узнают о принципах компании, корпоративной политике, правилах трудового распорядка и других важных моментах. Для единичных новичков достаточно будет общения с менеджером по кадрам, который проведет экскурсию по офису, а также расскажет о ключевых моментах работы.
Кроме того, можно отправить на корпоративную почту нового работника ознакомительное приветственное письмо. Такое письмо может быть распечатано и на бумаге. В таком случае есть смысл нанести его на фирменный бланк, а также положить в конверт и добавить к коробке новичка. Кроме того, добавьте сообщение о приеме сотрудника в ленту корпоративных новостей. Так, с новым человеком смогут познакомиться и другие работники.
Печатные и цифровые материалы с описанием компании
Независимо от масштабов должности и ее специфики каждый сотрудник должен знать, чем именно занимается его компания, и какую пользу она несет обществу. Для того чтобы максимально ввести новичка в курс дела подойдут и печатные и цифровые материалы. К примеру, на бумаге вы можете представить сотруднику корпоративную стратегию, результаты деятельности компании за предшествующие годы, структуру, а также персоналии правления и т.д.
Новичок может взять эти материалы домой, показать родным и друзьям, продвигая тем самым ваш бренд работодателя. В цифровом формате в виде веб-курса можно изложить особенности технологического процесса, характеристики продукта и многие другие аспекты бизнеса. По окончанию курса сотруднику может быть предложено пройти тесты, которые помогут ему закрепить и лучше запомнить полученную информацию.
Постановка задач на испытательный срок
Любого нового сотрудника на протяжении испытательного срока более всего пугает непонимание того, чего именно ждет от него работодатель. Снять лишнее напряжение и максимально обозначить позиции помогают четко поставленные задачи на испытательный срок. Важно определить чего именно вы ждете от новичка, и по каким критериям будет определяться его соответствие должности. Хорошо будет, если вы изложите все это на бумаге, а затем подпишите сами и дадите на подпись сотруднику. Кроме того, на случай трудового спора, связанного с непрохождением новичком испытательного срока, у вас на руках будет весомый аргумент.
Предоставление обратной связи
Каждому новому сотруднику требуется уделять повышенное внимание. К нему должен быть прикреплен наставник, вводящий его в курс дела. Кроме того, важно определить регулярность встреч новичка с руководителем, чтобы оперативно решать все возникающие разногласия и прояснять спорные моменты. Это позволить оперативно выявлять те или иные ошибки сотрудника и оперативно их исправлять. Новичок в силу наличия отвлеченного взгляда на бизнес-процессы в компании может предложить какие-то интересные и свежие идеи. В процессе регулярного общения с ним вы сможете оценить предложения, а также использовать наиболее перспективные из них.
Что еще можно сделать
Значительное влияние на процесс адаптации нового сотрудника оказывает менеджер по персоналу. Помимо использования указанных выше инструментов он может предпринять еще и такие шаги:
- создание унифицированной системы адаптации новичков, а также постоянная оценка ее эффективности и совершенствование,
- проведение работы над созданием положительного первого впечатления о компании у соискателей, а также новых сотрудников,
- официальное и позитивное представление нового сотрудника коллективу,
- четкое и подробное донесение до новичка поставленных перед ним задач,
- регулярное общение с новым сотрудником и его руководителем для контроля ситуации и понимания обоснованности любого решения, которое будет принято по окончании испытательного срока.