На сегодняшний день огромное количество людей являются правшами, то есть работу, которая не требует действия обеих рук, им комфортнее выполнять правой рукой. Около 15% населения земного шара – левши.
Такая большая разница вызвана отличиями в деятельности головного мозга. Но не стоит забывать о том, что левши нередко пишут правой рукой, но в других действиях пользуются преимущественно левой.
Также среди населения существует третий тип – амбидекстры, для них все различия не имеют смысла.
Что такое амбидекстрия
Полушария человеческого мозга отвечают за определенные, уникальные функции.
Человек, у которого лучше развито левое полушарие, имеет преимущества в логической деятельности.
Люди с развитым правым полушарием обладают прекрасной интуицией и воображением.
Познанием и изучением такого рода вопросов занимается неврологическое направление.
Амбидекстрией называют приобретенное либо же врожденное развитие двух рук одновременно, то есть без особого акцента на ведущей руке.
Данное определение впервые появилось в средних веках, а берет оно свое начало от воинов, которые могли сражаться за свою землю с помощью обеих рук.
Интересно, какая же взаимосвязь между руками человека и полушариями? У людей с основной рукой правой, хорошо развито левое полушарие, отвечающее за логическую мыслительную деятельность.
У человека, владеющего левой рукой, активируется и прогрессирует правое полушарие мозга, отвечающее за интуитивные качества, эмоциональность и воображение.
Полное развитие двух полушарий получает человек, владеющий обеими руками – амбидекстр. Он замечательно использует в деятельности и левую и правую руки одновременно.
Амбидекстрия мозга – состояние, при котором правое и левое полушария мозга действуют гармонично и одновременно, то есть образуют некий синтез. Человек, владеющий обеими руками одновременно, отличается хорошей интуицией и замечательно развитыми логическими качествами.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что амбидекстр – это тип людей, которым не свойственно выделение основной, ведущей руки, то есть функции обеих рук развиты одинаково, работа выполняется с единой точностью и скоростью.
В отличие от взрослого человека ребенок при рождении одинаково хорошо владеет и правой и левой руками, но через некоторое время под влиянием образовательного процесса и советов родителей учиться выполнять все действия одной рукой.
Данная особенность может казаться только лишь положительным явлением, но наряду с этим могут проявляться такие моменты:
- Чрезмерная отвлекаемость.
- Гиперактивность.
- Сложности в учебном процессе.
- Частая утомляемость.
- Капризность.
- Повышенная эмоциональность.
Но стоит запомнить, что принудительное переучивание не решит проблему, а только лишь усложнит процесс воспитания.
Плюсы и минусы амбидекстрии
Для начала необходимо еще раз рассмотреть сам термин амбидекстр и уточнить, что это не только человек, владеющий обеими руками в области письма. Это человек, владеющий обеими руками во всех сферах деятельности.
Опираясь на исследования ученых, можно выявить, что и левое и правое полушария мозга в ответе за мышечные импульсы конечностей.
При этом стоит отметить, что уникальность человеческого организма состоит в перекрестном управлении, то есть левое полушарие отвечает за деятельность правой руки, а правое полушарие за работу левой.
Отношение к такому явлению как амбидекстрия очень различается. Изначально людей с двуруким развитием считали неполноценными, а также отмечали у них нарушения в общем развитии.
На сегодняшний день данная позиция считается ошибочной и такое явление признанно вариантом нормального развития.
Зачатки тех возможностей, которые обусловлены амбидекстрией, могут открывать перед человеком огромные горизонты для дальнейшей деятельности, но единое развитие двух полушарий не обещает гарантию гениальности.
Плюсы амбидекстрии заключаются в том, что человек, владеющий обеими руками, оказывается в более выгодном положении, и данное явление можно расценивать как огромное преимущество.
Оно может оказать пользу не только в бытовой жизни, но и в спортивной, музыкальной и творческой сферах.
Если брать во внимание уровень развития детей, которые владеют двумя руками, то явно видно преимущество в учебном процессе по сравнению с обычным ребенком.
Можно привести наглядный пример: человек, владеющий одной рукой, во время повреждения не может писать и выполнять нужную ему работу, так как вторая рука не может заменить ведущую, поэтому с большим количеством заданий человек не сможет справиться без посторонней помощи.
При амбидекстрии человек в равной степени хорошо использует обе руки, а значит, временное повреждение функций одной из них не окажет сильное влияние на его жизнь.
Деятельность мозга при переключении основной роли между двумя полушариями, а зачастую при одновременной их работе позволяет человеку:
- Увеличить объем памяти.
- Увеличить скорость, а самое главное качество восприятия информации.
- Увеличить скорость обработки информации.
Данное явление позволяет улучшить способность мультизадачности, то есть человек, владеющий обеими руками, имеет возможность анализировать несколько задач одновременно.
Но наряду с положительными качествами этого явления существуют и отрицательные качества амбидекстрии:
- Повышенная восприимчивость.
- Быстрая раздражаемость.
- Частая перемена настроения.
- Проявления неуклюжести и неловкости.
- Возможно формирование синдрома дефицита внимания.
- Дисбаланс эмоционального состояния.
Результатом действия негативных качеств амбидекстрии могут быть нервные срывы, плохие отношения с обществом, чрезмерная активность. В процессе взросления человек учится справляться со своими реакциями, но происходит это с помощью понимающего окружения.
Психологические особенности людей–амбидекстров
На данный момент большое количество взрослого населения либо правополушарные, либо левополушарные по работе головного мозга.
Как выявить правую или левую асимметрию у человека:
- по работе глаз (мозговой деятельности),
- ведущий глаз (во время стрельбы),
- слуховой канал (к какому уху чаще всего прикладывает телефон),
- работа руки (какой рукой держит различные приборы),
- по движениям ноги (с какой начинает движение либо какой бьет мяч)
Для того, чтобы выявить психологические особенности человека, владеющего обеими руками, нужно проследить особенности человека, владеющего правой рукой и человека, владеющего левой рукой.
Основные психологические черты левши
Человек, который владеет только левой рукой, зачастую является сторонником перемен, которые носят прогрессивный характер. Он может смотреть на старые вещи с абсолютно новой точки зрения.
В психологическом плане такой человек очень эмоционален, склонен к нервным срывам, также у него ярко выраженный индивидуализм, эгоизм и упрямство.
В рабочей и творческой деятельности всегда добивается высокой результативности, но при этом очень плохо ориентируется в пространстве.
Основные психологические черты правши
Зачастую правша ориентируется на общественное мнение, а не на стереотипы. Преобладающая черта характера – консерватизм, также обладает такими чертами как принципиальность, надежность, поэтапность, предсказуемость.
Психологическое поведение правши можно считать стабильным, присуща эмоциональная сухость, нежелание спорить, ссориться и устраивать конфликтные ситуации.
Чаще всего получает успех в сферах, которые требуют точности и аккуратности, способен к образной и аналитической мыслительной деятельности.
Основные психологические черты человека, владеющего обеими руками
Многогранный тип личности, обладающий замечательными интуитивными и творческими способностями, великолепно развитыми интеллектуальными способностями, аналитическим мышлением.
Данный психологический тип в любой деятельности добивается только лишь высоких результатов и выходит на новые ступени, тем самым расширяя горизонт познания.
В случае возникновения серьёзных воспитательно-образовательных проблем, которые связаны с таким явлением как амбидекстрия, нужно обязательно обратиться к профессиональному психологу.
Также стоит сказать о том, что человек, владеющий обеими руками, мыслит образами, то есть то, что он не может представить, он не может осмыслить и понять.
Именно поэтому в средней школе у амбидекстров начинаются проблемы, так как наглядный материал все реже и реже используется в ходе урока.
Вследствие этого таких детей считают слишком медлительными. Детям, которые владеют обеими руками нужно уделять больше внимания для того, чтобы вовремя предотвратить появление трудностей, связанных с процессом обучения.
Если в пятилетнем возрасте у ребенка появляются такие чувства как страх, опасение, то необходимо незамедлительно обратиться к специалистам.
Проявления врожденной амбидекстрии
Ученые в своих исследованиях разделяют амбидекстрию на:
- Приобретенную.
- Врождённую.
Человек, владеющий обеими руками, может быть таким с рождения.
Или же с помощью упражнений выработать в себе способность одновременно управлять обеими руками.
Но научный интерес представляют именно врождённые амбидекстры. Исследователи выявили, что на планете Земля около 1% людей, обладающих врождённой амбидекстрией, но возможно они даже не подозревают о своих уникальных способностях.
Для того, чтобы проверить себя, ученые предлагают маленькое задание. Нужно взять листок бумаги и в каждую руку по ручке либо карандашу, затем необходимо одновременно попробовать написать одно и то же слово обеими руками.
Если данное задание не вызвало трудностей, то вы можете являться амбидекстром.
Также стоит обратить внимание на то, что все дети рождаются амбидекстрами. Но в период начальных классов происходит процесс выделения одного из полушарий, во многом это происходит из-за влияния родителей, а также медиков и преподавателей.
В результате из таких, можно сказать, «переученных» детей получаются замечательные исполнители, но без творческого стержня. Вернуть утраченные качества возможно с помощью тренировок и упражнений, которые направлены на развитие умений пользоваться обеими руками одновременно.
Возможно ли сформировать и развить способность работать обеими руками
Так как ученые выделяют два вида амбидекстрии врождённую и приобретенную, то самостоятельное развитие в использовании двух рук одновременно является возможным на данный момент.
Для этого требуется руку, которая не является основной (у правши – левая, у левши – правая), заставлять выполнять работу и в целом все функции ведущей руки.
Зачастую, процесс самостоятельного развития амбидекстрии применяют спортсмены для того, чтобы достичь лучших результатов в спортивной деятельности.
Также многие ученые задаются вопросом, можно ли приобретенными навыками амбидекстрии улучшить умственную деятельность, могут ли упражнения и задания на развитие одной из рук помочь в дальнейшем процессе обучения.
Лучшая работа правой либо левой руки – это одна из самых глубоких тайн неврологии. Большая часть населения мало знает о том, что для мозга означает быть левшой или правшой, либо же какое воздействие оказывает мозг на выученную амбидекстрию.
На самом деле все люди рождаются амбидекстрами, но в процессе обучения и развития в основном к четырем годам человек становится правшой либо левшой, то есть происходит процесс преобладания какого-либо из двух полушарий.
Способности же к амбидекстрии возможно сформировать и развить самостоятельно.
Но ученым известно одно, что заменить врожденное умение пользоваться двумя руками одновременно в полной степени невозможно, так как можно лишь частично научиться пользоваться двумя руками, но полностью заменить одну из ведущих не удастся.
В этом виде вы больше узнаете об амбидекстрии: