Site icon Edufan.ru

Что такое принцип доступности в педагогике

Принцип доступности в педагогике – один из базовых. Он был описан еще Яном Коменским в его «Великой дидактике» и заключался в том, что учителя должны учитывать индивидуальные особенности учеников, их наклонности и опыт. Доступность обучения описывали в своих трудах К. Ушинский, М. Данилов, Л. Занков.

Требования принципа

Принцип доступности ставит перед учителем, учебными программами и образовательным процессом в целом такие требования:

При обучение важно учитывать, что уже знает ученик

Методы обучения должны соответствовать возрастным и психологическим особенностям учащихся. Чем больше они знают, чем выше их уровень подготовки, тем более готовыми они становятся к восприятию новых знаний, тем доступнее для них новая информация.

Путь «от простого – к сложному» и «от неизвестного – к известному» это основа принципа доступности.

История возникновения принципа

Первым проблему доступности обучения описал Я. Коменский. Он сформировал классно-урочную систему, разработал базовые принципы педагогики, которые используются и сегодня.

Я. Коменский один из величайших педагогов

Особенно он выделял доступность: обучение не должно быть сложным, оно всегда должно опираться на уже полученные знания.

Позже эту тему развивали М. Ломоносов, Г. Чернышевский, К. Ельницкий.

Они сформировали требования не только к учебной программе, методике и материалам, но и к учителю, как одному из главных участников образовательного процесса.

Он должен заниматься самообразованием, наблюдать за учениками, отмечать их успехи, наклонности и интересы.

Между 1946 и 1960 гг. принцип доступности окончательно оформился в отдельный педагогический термин. До этого взгляды на его суть и разных педагогов отличались. В этот период сформировались основные постулаты принципа:

Сегодня доступность – это комплексная образовательная проблема. Для ее решения изучают много разных показателей: степень загруженности и утомляемости учеников, влияние на них социальных сетей и изобилия информационных технологий, психические особенности школьников и студентов.

Методы реализации принципа доступности

Принцип доступности реализуется в методах, приемах, способах организации материала. При работе с новым материалом используют такие методы:

Популярные интерактивные методы обучения тоже помогают реализовать принцип доступности: организация работы в парах, микрогруппах, деятельности над общими проектами и презентациями помогает сделать информацию легче для восприятия и понимания.

Роль наглядности

Я. Коменским были сформированы требования к наглядности. Наглядность – важный аспект реализации принципа доступности. С ее помощью информация для учащихся стает легче для восприятия. Наглядность помогает реализовать этот принцип таким образом:

Обучение не может происходить без наглядности. Уроки учителя, который ее игнорирует, проходят скучно и неинтересно. Человеческий мозг лучше воспринимает информацию через графики, схемы, таблицы.

Согласно принципу доступности, все приемы работы должны соответствовать возрастным особенностям учащихся. Это требование касается и используемых на уроках средств обучения. На каждом этапе образования используют виды наглядностей, представленные в таблице:

Этап обучения

Доступный для этого возраста вид наглядности

Дошкольный возраст

  • большие яркие картинки,
  • схемы,
  • настоящие предметы и макеты (фрукты, овощи, модели зданий, автомобилей),
  • видеоматериалы,
  • аудиоматериалы (для презентации звуков природы, животных).

Младший школьный возраст

  • картинки, схемы, простые таблицы,
  • короткие видеофильмы, песни,
  • макеты,
  • карты.

Средний школьный возраст

  • картинки, схемы, сложные таблицы,
  • учебные видеофильмы, записи интервью,
  • макеты, карты, простые графики.

Старший школьный возраст

  • карты,
  • схемы, сложные таблицы, чертежи,
  • презентации, видеофильмы, сложные графики,
  • статистические таблицы, интеллект-карты,
  • диаграммы.

С помощью наглядности любой материал можно сделать проще и интереснее. Учащиеся лучше запоминают графически оформленную информацию, чем текстовую.

Требования к педагогу

Принципу доступности подчиняется не только организация учебного материала и подбор средств, но и деятельности педагогов. Они должны в своей работе руководствоваться такими рекомендациями:

Педагог должен сам постоянно учиться и работать над собой

Все это не имеет смысла, если педагог не умеет проводить самоанализ педагогической деятельности, поэтому он должен работать над своими умениями, расширять запас методических приемов, методов общения с детьми, делать выводы после работы с группами, корректировать свое поведение и стиль преподавания.

Для этого существуют курсы повышения квалификации, разнообразные дистанционные спецкурсы для педагогов, методическая литература, семинары.

Доступность в информационную эру

Современное образование имеет ряд специфических черт: мобильность, интерактивность, социальная ориентированность. Популярным становится дистанционное обучение, самообучение, альтернативные школы и школы на дому.

Это трансформирует базовые принципы педагогики, расширяет их значение и задачи. Принцип доступности сегодня включает в себя также такие требования и правила:

Сегодня доступность – это не только соответствие учебных материалов возрастным особенностям учеников и студентов, но и открытость информации, ее вариативность и доступность в более широком смысле слова.

Ведь целью современного образования является не расширение количества знаний, а формирование навыков поиска и использования информации в реальной жизни.

Реализация принципа доступности зависит от всех участников учебного процесса: органов контроля, управления учебных заведений, учителей, методистов, даже учеников. Только диалог между этими звеньями образовательной цепи помогает сделать образовательный процесс доступным для каждого.

В этом видео вы узнаете о доступности высшего образования в регионах России:

Exit mobile version