Принцип доступности в педагогике – один из базовых. Он был описан еще Яном Коменским в его «Великой дидактике» и заключался в том, что учителя должны учитывать индивидуальные особенности учеников, их наклонности и опыт. Доступность обучения описывали в своих трудах К. Ушинский, М. Данилов, Л. Занков.
Требования принципа
Принцип доступности ставит перед учителем, учебными программами и образовательным процессом в целом такие требования:
- педагоги должны учитывать уровень образования учащихся. Недопустимо давать ученикам или студентам материал, который не соответствует уровню их подготовки, обучение делится на равные промежутки (классы, ступени) и на каждом из них учащимся дается определенный объем знаний,
- педагоги должны учитывать характер, опыт и наклонности учеников или студентов. На их основе подбирается материал, способы его подачи, методы и приемы работы на занятиях. Недопустимо использование универсальных методов, одних и тех же приемов работы с разными детьми. Это правило находит свое продолжение в принципе индивидуализации,
- важно учитывать возраст учащихся и использовать такие методы, которые соответствуют их возрастным особенностям: подключать игры с маленькими учениками, проектную и презентационную деятельность – с более старшими.
Методы обучения должны соответствовать возрастным и психологическим особенностям учащихся. Чем больше они знают, чем выше их уровень подготовки, тем более готовыми они становятся к восприятию новых знаний, тем доступнее для них новая информация.
Путь «от простого – к сложному» и «от неизвестного – к известному» это основа принципа доступности.
История возникновения принципа
Первым проблему доступности обучения описал Я. Коменский. Он сформировал классно-урочную систему, разработал базовые принципы педагогики, которые используются и сегодня.
Особенно он выделял доступность: обучение не должно быть сложным, оно всегда должно опираться на уже полученные знания.
Позже эту тему развивали М. Ломоносов, Г. Чернышевский, К. Ельницкий.
Они сформировали требования не только к учебной программе, методике и материалам, но и к учителю, как одному из главных участников образовательного процесса.
Он должен заниматься самообразованием, наблюдать за учениками, отмечать их успехи, наклонности и интересы.
Между 1946 и 1960 гг. принцип доступности окончательно оформился в отдельный педагогический термин. До этого взгляды на его суть и разных педагогов отличались. В этот период сформировались основные постулаты принципа:
- доступность – главный критерий отбора материала для обучения. Все книги, статьи, наглядности, рабочие тетради, словари и пособия должны проходить тщательный отбор и проверку на соответствие возрастным и психологическим особенностям учащихся,
- через доступность отражаются методы, формы, средства и объем материала,
- доступность требует понимания уровня подготовки учащихся. Это определяет выбор учебных материалов и подбор методики,
- доступность направлена на преодоление трудностей, с которыми сталкиваются учащиеся во время обучения.
Сегодня доступность – это комплексная образовательная проблема. Для ее решения изучают много разных показателей: степень загруженности и утомляемости учеников, влияние на них социальных сетей и изобилия информационных технологий, психические особенности школьников и студентов.
Методы реализации принципа доступности
Принцип доступности реализуется в методах, приемах, способах организации материала. При работе с новым материалом используют такие методы:
- сравнение – поиск общих и различительных характеристик в изучаемых понятиях, явлениях для лучшего понимания,
- аналогии – поиск аналогов между новыми элементами изучаемого материала и уже известными. Этот метод актуален для изучения иностранных языков, когда в родном и неродном языке устанавливаются связи,
- беседы используют для установления контакта с учащимися, выяснения их уровня подготовки, фоновых знаний, умений, навыков. Через беседы учителя учатся понимать учащихся, это помогает им в подготовке к урокам, отбору материала и средств обучения,
- дискуссии используют со старшими школьниками/студентами для выяснений их потребностей, презентации проблемных тем, сложных теоретических вопросов.
Популярные интерактивные методы обучения тоже помогают реализовать принцип доступности: организация работы в парах, микрогруппах, деятельности над общими проектами и презентациями помогает сделать информацию легче для восприятия и понимания.
Роль наглядности
Я. Коменским были сформированы требования к наглядности. Наглядность – важный аспект реализации принципа доступности. С ее помощью информация для учащихся стает легче для восприятия. Наглядность помогает реализовать этот принцип таким образом:
- с ее помощью информация упрощается,
- она организовывает данные, визуализирует их, привязывает к человеческому опыту и полученным ранее знаниям,
- упрощает запоминание информации.
Обучение не может происходить без наглядности. Уроки учителя, который ее игнорирует, проходят скучно и неинтересно. Человеческий мозг лучше воспринимает информацию через графики, схемы, таблицы.
Согласно принципу доступности, все приемы работы должны соответствовать возрастным особенностям учащихся. Это требование касается и используемых на уроках средств обучения. На каждом этапе образования используют виды наглядностей, представленные в таблице:
Этап обучения | Доступный для этого возраста вид наглядности |
Дошкольный возраст |
|
Младший школьный возраст |
|
Средний школьный возраст |
|
Старший школьный возраст |
|
С помощью наглядности любой материал можно сделать проще и интереснее. Учащиеся лучше запоминают графически оформленную информацию, чем текстовую.
Требования к педагогу
Принципу доступности подчиняется не только организация учебного материала и подбор средств, но и деятельности педагогов. Они должны в своей работе руководствоваться такими рекомендациями:
- не спешить при объяснениях и презентациях материала, учитывать темп понимания детьми, который зависит от их возраста, не переходить к новому, пока не усвоено «старое»,
- учитывать познавательные деятельности учеников. Для этого учителя время от времени изучает свой класс: проводит тесты на определение типа мышления и памяти, опросы, наблюдения и делает выводы о том, насколько легко им даются определенные методы и приемы, какие виды работы активизируют их познавательную деятельность лучше всего, а чего стоит избегать,
- избегать однообразия в своем педагогическом стиле работы: не использовать одни и те же методы, приемы, средства, делать учебный процесс разнообразным,
- работать над своей речью: излагать новые понятия нужно на доступном определенной возрастной группе языке, говорить медленно, выразительно, использовать все средства интонации, жесты, мимику, избегать лекционного стиля преподавания,
- важно уметь устанавливать диалог для получения обратной связи. Учитель в процессе подачи нового материала должен уметь ставить вопросы и слышать ответы учеников, учитывать их для корректировки своей деятельности и отбора материалов. Некоторые учителя время от времени проводят в своих классах анкетирование, предлагая ученикам поставить себя на место учителя и определить для себя самые интересные методы и приемы работы, способы подачи материала,
- правильно организовывать интерактивную работу: комбинировать учеников для работы в таких парах и микрогруппах, где могли бы проявить себя сильные ученики и укрепить свои знания более слабые.
Все это не имеет смысла, если педагог не умеет проводить самоанализ педагогической деятельности, поэтому он должен работать над своими умениями, расширять запас методических приемов, методов общения с детьми, делать выводы после работы с группами, корректировать свое поведение и стиль преподавания.
Для этого существуют курсы повышения квалификации, разнообразные дистанционные спецкурсы для педагогов, методическая литература, семинары.
Доступность в информационную эру
Современное образование имеет ряд специфических черт: мобильность, интерактивность, социальная ориентированность. Популярным становится дистанционное обучение, самообучение, альтернативные школы и школы на дому.
Это трансформирует базовые принципы педагогики, расширяет их значение и задачи. Принцип доступности сегодня включает в себя также такие требования и правила:
- информация, которую получают учащиеся в процессе обучения, должна быть максимально наглядна и практически применяема в жизни. Все, что преподается, должно иметь прямое отношение к действительности,
- ученики должны иметь доступ к разным информационным ресурсам (библиотекам, электронным репозитариям, Интернету) для того, чтобы проверить, расширить и углубить полученные знания,
- учителя и преподаватели должны предоставлять учащимся широкий выбор дополнительных материалов: статей, книг, пособий, и помогать им ориентироваться в массивах информации для поиска нужных данных.
Сегодня доступность – это не только соответствие учебных материалов возрастным особенностям учеников и студентов, но и открытость информации, ее вариативность и доступность в более широком смысле слова.
Ведь целью современного образования является не расширение количества знаний, а формирование навыков поиска и использования информации в реальной жизни.
Реализация принципа доступности зависит от всех участников учебного процесса: органов контроля, управления учебных заведений, учителей, методистов, даже учеников. Только диалог между этими звеньями образовательной цепи помогает сделать образовательный процесс доступным для каждого.
В этом видео вы узнаете о доступности высшего образования в регионах России: