Вспомогательные указатели – это необязательная часть магистерской диссертации, поэтому студенты не всегда обращают на нее внимание. Когда дело доходит до составления этого элемента и его оформления, у магистрантов могут возникнуть определенные трудности.
Большинство авторов магистерских исследований вспоминают об указателях в последний момент, поэтому нуждаются в действенных рекомендациях по указанным вопросам. Их можно найти в данной статье.
Каждый из нас сталкивался с вспомогательными указателями еще со школы, когда листал энциклопедии или учебные пособия, однако этот элемент не всегда привлекает наше внимание.
В конце источников с большим объемом информации очень часто подают перечень ключевых понятий или имен, которые встречаются в тексте, с указанием страниц. Это делается для того, чтобы читатель мог легко найти интересующую его информацию. Вспомогательные указатели можно сравнить с гиперссылкой в Интернете, только электронный «сородич» сразу переправляет читателя к нужному материалу, а книгу еще придется полистать.
Вспомогательный указатель в магистерской диссертации выполняет те же функции, что и в научных пособиях, помогая без труда ориентироваться в содержании работы. Располагают его после приложений или вместо них.
В магистерских исследованиях наиболее распространенными являются такие указатели:
- алфавитно-предметный (перечень основных терминов, которые встречаются в тексте магистерской с указанием страниц, на которых они находятся),
- именной указатель (другое название – указатель имен) – перечень собственных имен (чаще всего личных) в алфавитном порядке.
Эти виды имеют как общие требования к оформлению, так и некоторые особенности.
Для грамотного составления указателей к магистерской работе следует помнить о таких правилах:
- Указатель состоит из рубрик, в них необходимо включить заголовки, подзаголовки и номера страниц, на которых находится заявленный элемент.
- Формируя название рубрики, предпочтение нужно отдавать существительным и прилагательным, реже используются другие части речи.
- В названиях заголовков и подзаголовков используют именительный падеж существительных единственного числа. Косвенные падежи можно использовать, если существительные стоят после прилагательных, а множественное число, если того требует понятие.
-
Количество номеров страниц одной рубрики нужно ограничивать 10-ю, если превысить это значению, работать с указателем будет трудно и некомфортно.
- Формулировать названия рубрик, заголовки и подзаголовки указателя следует с учетом предпочтений читателя при поиске (вспомните, как вы ищете нужную информацию в Интернете по ключевым словам).
- При необходимости используйте перестановку слов (инверсию). Например, словосочетание «теория Пифагора» лучше подать как «Пифагора теория», выделив таким образом основное слово.
- Первую строку рубрики размещают с левого края без отступа, следующие ее строки – с втяжкой, подрубрики следует размещать с большей, чем предыдущие строки, втяжкой (если подрубрики обозначены).
- Заголовки рубрик можно начинать и с прописной, и со строчной буквы, подрубрики – только со строчной (исключение – имена собственные).
- Знаки препинания в конце рубрик не используют.
- Если заголовок не имеет ссылки на страницу, после него ставят двоеточие, а с новой строки начинают подзаголовки, например:
Литературные направления:
импрессионизм 28-29, 30, 35
экспрессионизм 18
футуризм 42-44, 56
имажинизм 16, 38, 61
- Если рядом с заголовком стоят указатели страниц, двоеточие не требуется, например:
Литературные направления 14-16, 28, 65
импрессионизм 28-29, 30, 35
экспрессионизм 18
футуризм 42-44, 56
имажинизм 16, 38, 61
При оформлении именных указателей нужно помнить о таких особенностях:
- заголовки состоят из собственных имен,
- сначала указывают фамилию, а потом инициалы,
- рекомендуется подавать дополнительный материал, используя лаконичные, но информативные сочетания слов, например:
Крымский А. Е. 12-15
как языковед 20-21, 26, 30
как ориенталист, 16-17
как писатель 35-37, 42
Еще несколько подсказок
- Если вы знаете, что придется составлять вспомогательный указатель к вашему исследованию, подготовьтесь к этому этапу заранее: в ходе работы выписывайте имена и термины, перечень которых нужно будет подать, рядом указывайте страницу, на которой находятся объекты.
- Если вы выписали нужные слова, а о станицах забыли, поможет Word: вбейте термин в поисковик, и программа быстро направит вас к нему.
-
Работа над указателем будет значительно легче, если составлять его в процессе написания основного текста, создав отдельный файл. В результате у вас будет готов указатель одновременно с исследованием, останется только отредактировать его, в соответствии с правилами, поданными выше.
- Составление указателя – один из последних этапов работы над диссером, поэтому есть большой соблазн быстренько «покончить» с этим делом. Однако стоит набраться терпения и проверить этот элемент работы как следует (из-за его структуры все ваши ошибки будут видны, как на ладони, а это испортит общее впечатление от вашей диссертаций).
Для наглядности приведем пример оформления Перечня условных обозначений, сокращений и терминов:
Оформлять вспомогательный указатель совсем несложно, главное правильно организовать свою работу и внимательно ознакомиться с правилами составления этой части.