Когда у человека возникает желание открыть свой бизнес, он начинает рассматривать все преимущества на многие годы вперед, думать о том, как в ближайшем будущем дело всей его жизни станет развиваться и расти, несомненно принося доход его владельцу.
Нужно предвидеть не только хорошее, но и плохое
Но при всех этих замечательных планах многие предприниматели забывают об одном немаловажном моменте — оценка и анализ возможных рисков для бизнеса.
Неужели при написании бизнес-плана вы не продумаете все негативные моменты, которые могут пагубно повлиять на дело?
Анализ рисков является одним из самых важных аспектов самого бизнес-плана.
В этом разделе вы не только определяете потенциально возможные риски. В нем вы определяете и то, как с ними бороться, минимизируя их негативные последствия.
О бизнес-рисках
Все существующие бизнес-риски можно разделить на две группы:
- неконтролируемые (обстановки, связанные с внутренней политикой государства, стихийные бедствия, колебание валюты, изменения в законодательстве страны),
- контролируемые:
- Финансовые. Затрагивают только финансовую деятельность предприятия: выбор источника финансирования, недостаток оборотных средств, повышение себестоимости продуктов компании и тому подобное.
- Производственные: опасность производства бракованных продуктов, нарушение цепочек производства.
- Рыночные: появление новых технологий, изменение на рынках принципа торговли и тому подобное.
- Кадровые: несоответствие сотрудников требуемой квалификации, сокращения ключевых работников, возможность саботажа среди сотрудников, изменения в трудовом кодексе.
- Операционные: неправильное составление бухучета, нарушения бизнес-процессов.
Примеры рисков мы привели, но вот вопрос о том, почему же они все-таки возникают, оставили открытым. Будем исправлять. На самом деле причин не так уж и много, но они являются основными факторами возникновения потенциальных опасностей для бизнеса.
Причины следующие:
- дефицит информации,
- непредсказуемость событий
И, конечно же, противодействие со стороны конкурентов и подрядчиков.
Управление бизнес-рисками
Вы уже успели сделать вывод о том, что в силах компании повлиять только на контролируемые риски.
Повлиять можно лишь на риски, которые можно контролировать
Управление рисками можно разбить на:
- Оценку потенциальных рисков.
- Планирование их управления.
- Установление факторов риска.
- Планирование реагирования.
- Контроль и мониторинг.
В вашем бизнес-плане нужно предусматривать профилактические действия всех возможных рисков.
Составление анализа
Если вы хотите, чтобы ваш анализ был качественно написан без упущения важных моментов, то во время написания данного раздела бизнес-плана следует выполнять следующие действия:
- Для начала нужно понять, какие конкретно риски являются для вашего бизнеса потенциальными, и составить полный перечень.
- Следует определять возможность наступления всех рисков в процентном соотношении для ясного представления полной картины происходящего.
- Выявите, какой финансовый ущерб вы понесете, если риски все-таки наступят.
Все проанализированные вами риски теперь нужно расставить в порядке возрастания, упорядочив все это по списку. Если вероятность наступления некоторых рисков составляет менее 7%, можете их вычеркнуть.
Профилактические меры
Раздел профилактики рисков в плане идет обычно после описаний всех стратегий компании. В этом разделе вам нужно провести обобщенный анализ всех возможных рисков, пересмотреть все пункты с точки зрения профилактических мер, записать рекомендации по их минимизации.
Даже несмотря на то, что компания никак не может повлиять на возникновение неконтролируемых рисков, в ее бизнес-плане все равно должны быть предусмотрены способы сокращения ущерба и предотвращения их появления.
Так можно выделить два метода профилактических мер:
- финансовый:
Существует ряд профилактических мер
- Страхование.
- Денежные резервы.
- Совместное инвестирование.
- организационный:
- Резервное копирование всей важной для существования предприятия информации, в случае технических неполадок либо стихийных бедствий.
- Расширение территорий расположения компаний.
К профилактике можно также отнести повышение ценности продукции для потребителя, для повышения спроса в нестабильных макроэкономических условиях.
Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что анализ рисков в вашем бизнес-плане будет абсолютно нелишним.
Для полноценного и грамотного развития компании и предприятия бизнесмену обязательно нужно просчитывать не только все положительные стороны, но и негативные, а также их последствия, чтобы быть готовым к предотвращению любых неблагоприятных факторов для развития дела.
В этом видео вы узнаете об управлении рисками: