Все научные труды студента напрямую связаны с научным познанием определенных объектов или явлений. Раскрытие их сути невозможно без освоения теоретической базы и практической деятельности. Так как магистр и аспирант – это человек, ступивший на уже более серьезную ступень обучения, тесно связанную с наукой, он должен иметь представление о видах и функциях научной практики, а также ее роли для научного познания. Кроме того, данные вопросы частенько являются темой студенческих рефератов.
Что такое научное познание?
Научное познание – процесс, целью которого является получение объективных знаний о предмете или явлении, а также их обработка и систематизация.
Полученная информация может быть как совсем новой (неизвестной до этого момента), так и дополнением к уже известным фактам, данным, теориям.
Существует и учение о научном познании, получившее название эпистемология.
Научное познание имеет ряд особенностей, отличающих его от обычного:
- объективность полученных знаний – главное отличие,
- наличие точно установленной цели,
- системность,
- возможность доказать достоверность предоставленных данных, строгая обоснованность всех полученных знаний,
- система терминов для обозначения тех или иных предметов, явлений,
- высокий уровень обобщения,
- возможность использовать знания в разных сферах (универсальность),
- часто требует несколько проверок путем проведения экспериментов и разного рода исследований,
- чаще всего научное познание требует использования специальных инструментов и приборов,
- полученные знания воспроизводятся в различных формах (факты, гипотезы, законы, концепции, теории, доказательства).
Взаимосвязь практики и познания
Практика и познание взаимосвязаны и взаимозависимы – это прописная истина, которую можно прочесть в любом учебнике. Попробуем аргументировать это.
- Любая практическая деятельность имеет познавательное значение, а познание чаще всего направлено для дальнейшей практической реализации.
- Практика предоставляет данные для дальнейшей обработки, обобщения и получения новых знаний. Теория, которую мы привыкли читать в учебниках, научных статьях – это и есть обобщенная информация.
- Научная практика – мощный толчок для дальнейшего научного познания. В свою очередь познание подготавливает теоретический фундамент для дальнейшего практического прорыва.
Взаимосвязь между теорией и практикой можно изобразить в виде логической цепочки, доказанной историей: практический эксперимент (исследование) – открытие – развитие областей знаний, связанных с открытием – новые эксперименты – открытие.
Как видим, данная цепочка не имеет конца благодаря непрерывной связи практики с познанием.
Виды научной практики
Еще древние философы пытались классифицировать практику, эти классификации можно найти в учебных пособиях по основам научных исследований, однако на сегодняшний день они неактуальны.
Исходя из целей и методов научной практики, сегодня выделяют такие ее виды:
- материально-производственная практика опирается на трудовую деятельность человека, в процессе которой он получает новые знания для последующей научной обработки (например, педагог на протяжении своей деятельности в учебном заведении наблюдает за особенностями процесса, а потом дает научное объяснение недостаткам и рекомендации для их исправления),
- социально-преобразующая направленная на изменения в обществе, особенно актуальна для социологов, психологов, менеджеров,
- научно-эксперементальная осуществляет научное познание посредством экспериментов, исследований, основанных на научном подходе.
Каждый вид из этого перечня имеет свой арсенал методов и приемов, что нужно иметь в виду, проходя практику.
Функции практики для научного познания
На основе наблюдений за особенностями процесса научного познания можно выделить функции научной практики в этом механизме:
- источник (толчок) запуска познавательных процессов, так как они продиктованы практическими потребностями,
- фундамент для дальнейшего познания, так как помогает получать и систематизировать знания от начала и до конца построения теории,
- формирует цели научного познания (вспомните, в каждой курсовой и дипломной работе, магистерской диссертации от студента требуют описать практическую ценность исследования),
- помогает отсеять ложные факты гипотезы, теории, законы, концепции и оставить только истинные,
- позволяет оценить степень изученности проблемы,
- раскрывает дальнейшие перспективы научного познания в той или иной области.
Подсказки о научной практике и научном познании
- Научная практика должна крепко стоять на научном фундаменте, субъективные догадки играют в ней последнюю роль (только так практика сможет выполнять одну из основных функций – установление истинности).
- Для того чтобы практика действительно была результативной в аспекте научного познания, нужно точно определить ее цель и пути ее реализации.
- Перед практикой желательно ознакомиться с подобным опытом, описанным в авторитетных источниках (это поможет направить свою деятельность в правильное русло).
- Научная практика на сегодняшний день имеет большой арсенал методов, важно правильно их подобрать, с этим вопросом лучше обратиться к научному руководителю.
Научная практика – это основной вклад в развитие научного познания и каждый студент имеет возможность приложить руку к этому процессу.
О практическом применении прикладной науки вы можете узнать, посмотрев видео: