Как написать научный доклад быстро рано или поздно интересует каждого студента, ведь современный темп жизни не всегда оставляет на работу много времени. К тому же, кроме доклада, есть еще куча обязательных заданий от преподавателей.
Начало работы
Написание доклада начинается с выбора темы, если она не определена преподавателем. Здесь возможны два варианта «развития событий»:
- тему нужно выбрать из списка, составленного преподавателем,
- тему должен придумать сам студент, беря во внимание область знаний, дисциплину, на занятие которой требуется подготовить доклад.
В первом случае желательно взять несколько тем, которые приглянулись с первого взгляда, и проверить наличие по ним материала (для этого прекрасно подойдет Интернет). После выбора темы необходимо приступить к подбору и проработке литературы.
Если списка тем нет, придется повозиться подольше. Как правило, в таких случаях заявлена объемная тема предстоящего семинарского занятия (круглого стола, конференции), от которой и следует плясать. Для определения актуальных проблем нужно найти несколько достоверных источников, проработать их и определить информацию, интересную для слушателей или читателей, это и будет основой темы.
Обращайте внимание на оглавления найденных источников, они могут содержать название темы для вашего доклада.
После того, как материалы для работы найдены, желательно оформить их список в соответствии со стандартами или требованиями преподавателя.
На начальном этапе следует также позаботиться об организации дальнейшей работы над докладом, для этого составляется план с учетом традиционных структурных компонентов (введение, основной текст, выводы).
Написание основного текста
Перед тем, как приступить к написанию основного текста следует усвоить такие правила:
- Нельзя начинать работу без точного определения объема будущего доклада.
- Следует сразу выбрать тактику изложения материалов по теме: от частичного к общему или наоборот.
- Все структурные части доклада должны быть логично взаимосвязаны с плавным переходом между собой (это сделает доклад приятным для восприятия на слух).
Придерживаясь указанных правил, вы избежите доработок доклада.
Основной текст начинается с вводной части, которая должна освещать цель и актуальность. Для быстрого формулирования этих компонентов воспользуйтесь научными клише, например: «Целью данной работы является…», «Данная тема (проблема) представляет особую актуальность, так как…», «В последнее время актуальной является задача (проблема, тема)… Это объясняется…», «Усиление внимания к проблеме связано в первую очередь с…» и т. п.
Существуют также клише для связывания отдельных частей текста, их можно легко найти в Интернете, например: «Здесь уместно обратить внимание на…», «Отметим что…», «Обратимся к определению Иванова…».
Обратите внимание на терминологию, которой вы будете пользоваться в докладе, возможно, некоторые понятия нужно кратко объяснить в начале работы.
Основной текст напишется быстро, если вы хорошо проработали найденные материалы, и имеете хоть приблизительное представление о том, что хотите рассказать.
Для того чтобы ускорить работу над выводами, помечайте наиболее важные тезисы в докладе, а потом дайте им соответственную интерпретацию, при оформлении снова-таки помогут клише: «На основе сказанного можно сделать вывод…», «Вместе с тем следует подчеркнуть…», «Анализируя аспекты проблемы, мы пришли к выводу, что…» и т. п.
Быстрое оформление
Оформление зависит от вида доклада – устный или письменный. В первом варианте можно не заморачиваться над техническими нюансами работы: их никто проверять не будет. Это время лучше уделить репетиции устного рассказа.
Для того чтобы не мучиться с оформлением письменного доклада, нужно заранее уточнить требования у преподавателя.
Желательно сразу установить необходимые параметры печати, а по окончанию работы проверить все технические нюансы.
Устный доклад не требует идеального оформления текста, но не забывайте об оформление речи: она должна соответствовать традиционным литературным нормам.
Ускоряем работу над презентацией
Частенько доклад приходится дополнять презентацией, а это требует дополнительных временных затрат, для того, чтобы ускорить ее создание, воспользуйтесь такими подсказами:
- по ходу написания текста выступления выделяйте моменты, требующие визуализации,
- сделайте подборку иллюстративного материала,
- можно предварительно сделать наброски слайдов (они будут содержать лишь оглавления и минимум текста), а потом перейти к оформлению,
- слайды должны представлять иллюстративный материал, а не куски текста из доклада,
- обязательно проверьте презентацию на наличие пунктуационных и орфографических ошибок.
Топ-3 советов для быстрой работы
- При поиске литературы обращайте внимание не только на перечень источников, которые выдал Google, или нашли в библиотеке. Каждый научный труд имеет список литературы, использованной автором, в ней частенько бывают ценные экземпляры.
- Во время проработки литературы, выписывайте ценную информацию (факты, гипотезы, интересные рассуждения авторов, яркие примеры) или копируйте ее в отдельный файл, если работаете с электронными источниками.
- Не все цитаты из проработанных трудов нужно вводить в свой текст в точном изложении, некоторые из них можно пересказать своими словами, ссылаясь при потребности на автора.
Используя все эти советы и подсказки, хороший научный доклад и презентацию к нему возможно создать за 1-2 вечера.
О том как сделать хороший научный доклад вы можете узнать, посмотрев видео: