Если время поджимает или как написать научный доклад быстро

Как написать научный доклад быстро рано или поздно интересует каждого студента, ведь современный темп жизни не всегда оставляет на работу много времени. К тому же, кроме доклада, есть еще куча обязательных заданий от преподавателей.

Начало работы

Подготовительный этап

Подготовка к написанию научного доклада

Написание доклада начинается с выбора темы, если она не определена преподавателем. Здесь возможны два варианта «развития событий»:

  • тему нужно выбрать из списка, составленного преподавателем,
  • тему должен придумать сам студент, беря во внимание область знаний, дисциплину, на занятие которой требуется подготовить доклад.

В первом случае желательно взять несколько тем, которые приглянулись с первого взгляда, и проверить наличие по ним материала (для этого прекрасно подойдет Интернет). После выбора темы необходимо приступить к подбору и проработке литературы.

Если списка тем нет, придется повозиться подольше. Как правило, в таких случаях заявлена объемная тема предстоящего семинарского занятия (круглого стола, конференции), от которой и следует плясать. Для определения актуальных проблем нужно найти несколько достоверных источников, проработать их и определить информацию, интересную для слушателей или читателей, это и будет основой темы.

Обращайте внимание на оглавления найденных источников, они могут содержать название темы для вашего доклада.

После того, как материалы для работы найдены, желательно оформить их список в соответствии со стандартами или требованиями преподавателя.

На начальном этапе следует также позаботиться об организации дальнейшей работы над докладом, для этого составляется план с учетом традиционных структурных компонентов (введение, основной текст, выводы).

Написание основного текста

Работа над основной частью доклада

Как написать доклад?

Перед тем, как приступить к написанию основного текста следует усвоить такие правила:

  1. Нельзя начинать работу без точного определения объема будущего доклада.
  2. Следует сразу выбрать тактику изложения материалов по теме: от частичного к общему или наоборот.
  3. Все структурные части доклада должны быть логично взаимосвязаны с плавным переходом между собой (это сделает доклад приятным для восприятия на слух).

Придерживаясь указанных правил, вы избежите доработок доклада.

Основной текст начинается с вводной части, которая должна освещать цель и актуальность. Для быстрого формулирования этих компонентов воспользуйтесь научными клише, например: «Целью данной работы является…», «Данная тема (проблема) представляет особую актуальность, так как…», «В последнее время актуальной является задача (проблема, тема)… Это объясняется…», «Усиление внимания к проблеме связано в первую очередь с…» и т. п.

Существуют также клише для связывания отдельных частей текста, их можно легко найти в Интернете, например: «Здесь уместно обратить внимание на…», «Отметим что…», «Обратимся к определению Иванова…».

Обратите внимание на терминологию, которой вы будете пользоваться в докладе, возможно, некоторые понятия нужно кратко объяснить в начале работы.

Основной текст напишется быстро, если вы хорошо проработали найденные материалы, и имеете хоть приблизительное представление о том, что хотите рассказать.

Для того чтобы ускорить работу над выводами, помечайте наиболее важные тезисы в докладе, а потом дайте им соответственную интерпретацию, при оформлении снова-таки помогут клише: «На основе сказанного можно сделать вывод…», «Вместе с тем следует подчеркнуть…», «Анализируя аспекты проблемы, мы пришли к выводу, что…» и т. п.

Быстрое оформление

Как оформить научный доклад

Оформление научного доклада

Оформление зависит от вида доклада – устный или письменный. В первом варианте можно не заморачиваться над техническими нюансами работы: их никто проверять не будет. Это время лучше уделить репетиции устного рассказа.

Для того чтобы не мучиться с оформлением письменного доклада, нужно заранее уточнить требования у преподавателя.

Желательно сразу установить необходимые параметры печати, а по окончанию работы проверить все технические нюансы.

Устный доклад не требует идеального оформления текста, но не забывайте об оформление речи: она должна соответствовать традиционным литературным нормам.

Ускоряем работу над презентацией

Частенько доклад приходится дополнять презентацией, а это требует дополнительных временных затрат, для того, чтобы ускорить ее создание, воспользуйтесь такими подсказами:

  • по ходу написания текста выступления выделяйте моменты, требующие визуализации,
  • сделайте подборку иллюстративного материала,
  • можно предварительно сделать наброски слайдов (они будут содержать лишь оглавления и минимум текста), а потом перейти к оформлению,
  • слайды должны представлять иллюстративный материал, а не куски текста из доклада,
  • обязательно проверьте презентацию на наличие пунктуационных и орфографических ошибок.

Топ-3 советов для быстрой работы

Советы по написанию научного доклада

Советы для начинающих

  • При поиске литературы обращайте внимание не только на перечень источников, которые выдал Google, или нашли в библиотеке. Каждый научный труд имеет список литературы, использованной автором, в ней частенько бывают ценные экземпляры.
  • Во время проработки литературы, выписывайте ценную информацию (факты, гипотезы, интересные рассуждения авторов, яркие примеры) или копируйте ее в отдельный файл, если работаете с электронными источниками.
  • Не все цитаты из проработанных трудов нужно вводить в свой текст в точном изложении, некоторые из них можно пересказать своими словами, ссылаясь при потребности на автора.

Используя все эти советы и подсказки, хороший научный доклад и презентацию к нему возможно создать за 1-2 вечера.

О том как сделать хороший научный доклад вы можете узнать, посмотрев видео:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Edufan.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: