На примере грамотно составленных финансовых расчетов можно определить, а стоит ли реализовать свой бизнес-план именно в таком виде или нужно что-то подкорректировать.
Кроме того, финансовый пласт многое рассказывает инвестору об идее, которая продвигается бизнес-планом, располагает его вложить деньги в ее развитие или отказать.
Определим, какие данные понадобятся для денежного расчета и как их применить, чтобы «нарисовать» детальную финансовую картину.
Немного о финансовом разделе бизнес-плана
Данный структурный элемент предоставляет обзор финансовых аспектов деятельности фирмы, организации или предприятия, позволяет сделать прогноз результатов воплощения бизнес-плана в реальность.
Главная цель финансового раздела – отобразить уровень прибыльности.
Финансовые расчеты выполняются на основе данных, актуальных на данный момент и прогнозируемых на основе планируемой реализации продукции/услуг.
В финансовом плане важно отобразить спектр расходов и доходность, а также дать прогноз результатов, спроектировать движение финансов.
Оптимальный отрезок времени для прогнозирования – от 3-х до 5-ти лет.
Примеры таблиц финансовых расчетов в бизнес-плане https://drive.google.com/file/d/1glmtfAFX2imAEOhqZwnx10oJSdApp_Xr/view?usp=sharing
Данные о затратах
Эти данные следует рассчитать в самом начале финансового планирования, в затратах обязательно учесть три составляющие:
- затраты на то, чтобы заложить фундамент дела,
- постоянные затраты,
- переменные расходы
А теперь подробнее о каждом пункте.
Затраты на открытие бизнеса определяют сумму, необходимую уже на начальном этапе реализации идеи.
К таковым расходам относятся затраты на регистрацию юрлица, аренду/покупку помещения и ремонт, оборудование. Также придется потратиться на лицензии и некоторые другие документы (зависит от сферы деятельности), иногда приходится покупать авторство и технологии.
Таким образом, перед тем, как приступить к расчетам, нужно узнать, какие документы понадобятся для открытия и существования бизнеса, стоимость их оформления.
Начало положено, теперь приступаем к затратам, которые обязательно последуют после открытия дела: постоянные расходы и переменные.
Постоянные расходы – это фиксированные суммы, которые выплачиваются регулярно. К ним относятся: арендная плата, заработная плата (если сотрудники не работают по сделке), оплата коммунальных услуг, связи, траты на обслуживание оборудования, налоговые платежи.
Переменные расходы – это затраты, значение которых меняется под воздействием определенных факторов.
Самые распространенные из них: закупка материалов, заработная плата (если действует сдельная система), оплата электроэнергии (когда затраты зависят от количественного показателя товара), расходы связанные перевозкой, связь.
Распределение затрат на переменные и постоянные зависят от вида товаров или услуг, которые планируется производить. Важно продумать и учесть все расходы (даже малейшие), чтобы потом не возникало неожиданных сюрпризов.
Рассчитываем доходы
После планировки расходов можно приступать к более приятному – расчету доходов.
Никаких мегасложных формул для этого не потребуется.
Чтобы узнать, сколько получим от одной операции, нужно от цены отнять переменные затраты на изготовление продукции.
Показатель будет разным для конкретных видов товаров/услуг.
Тем не менее можно вывести удобные приемы расчета доходности для разных объектов бизнес-планов: расчет по усредненному чеку (для кафе, салона красоты, автомойки и подобных организаций) или желаемый показатель рентабельности (магазины и промышленные организации).
Как спрогнозировать финансовые результаты
Для названной цели нужно спланировать количественный показатель (объем) сбыта продукции в натуральном и стоимостном выражении.
Расчет нужно произвести по всем видам услуг/продукции и уже на основе полученных данных вывести результат.
Показатели для таких расчетов:
- натуральный объем продаж,
- себестоимость продукции,
- значение валовой прибыли (чистый объем продаж минус себестоимость продукции),
- расходы на произведение необходимых операций (разработки, научная деятельность, административные затраты и др.),
- уплаченные проценты (для расчета нужны данные по уплате процентов),
- балансовая прибыль (валовой показатель минус операционные затраты и уплаченные проценты),
- выплата налогов (нужно просмотреть актуальные процентные ставки в соответствии с законом),
- чистая прибыль
Расчеты делаются на 3-5 лет.
Немного о движениях денежных средств и балансе предприятия
Проектировка движения денежных средств отображает поступления финансов и их перечисления, она должна показывать фактический доход от продаж и фактическую оплату затрат.
Грамотный расчет данного аспекта возможен только при учете сроков поступления средств от сбыта, а также того, что одни расходы должны быть погашены немедленно, а другие – через некоторое время. Здесь нужно взять во внимание кредитную политику организации.
Обратите внимание! Проектировка движения денежных средств должна демонстрировать не только доход от реализации услуг/продукции, но и от продажи активов, акций, средств, взятых в долг.
Если предприятие планирует вкладывать финансы во что-либо, это тоже нужно отобразить, обозначив термином «Капиталовложение».
Расчет движения денежных средств позволяет выявить чистый финансовый поток и сальдо оборота финансов. Для бизнес-планов рассчитанных на 1-2 года проектировки делаются ежемесячные, для проектов на более чем 2 года – годовые.
Баланс предприятия – расчет сильных и слабых финансовых сторон в данный момент. В балансе необходимо отобразить активы организации, его долги/обязательства и собственные средства (капитал). Делается проектировка на конец каждого года в пятигодичном плане.
Совет напоследок. Все расчеты желательно производить в электронном варианте, это позволит «держать руку на пульсе», своевременно внося коррективы в цифровые показатели.
В этом видео вы узнаете, как сделать бизнес-план: