Гуманизм в педагогике что это такое: основные идеи

Педагогика – это наука о воспитании подрастающего поколения. Подобно живому организму, она модифицировалась вместе с развитием человечества.

Эта наука всегда была востребована, так как развитие способностей физических и умственных является высшей потребностью человека.

На сегодняшний день ученые считают, что при создании дружеской, уважительной обстановки при процессе обучения сформировываются превосходные условия для духовного развития ученика, удовлетворяя при этом еще и его потребность в общении.

Корни гуманизма

Эпоха Возрождения в мировой истории ознаменовалась появлением новых идей.

Это революционное время противопоставило средневековому аскетизму ценность земного бытия, в основе которого лежала любовь к человеку и уважение к его личности.

Возникновение гуманизма

Эпоха Возрождения принесла в мировую культуру много нового, в том числе и гуманизм

Данная концепция получила название гуманизм. Это новое мировоззрение имело огромное влияние на развития человечества и не только в педагогике.

Что такое гуманизм? Термин произошел благодаря латинским словам humanitas и homo, что в переводе означает человечность и человек.

Любознательные и энергичные гуманисты Возрождения добивались права самим творить свою судьбу и развивать окружающий их мир, опираясь на духовную сторону собственной личности.

Наибольший вклад в развитие этого мировоззрения вложили: Алигьери Данте, Петрарка Франческо, Леонардо Бруни, Поджо Браччолини, Марсилио Фичино, Томас Мор, Пьетро Паоло Верджерио и многие другие.

Мысли и идеи, высказанные в трудах этих людей новой эпохи, легли сначала в основу классического европейского образования, а затем и в современную педагогику, получившую в последствии название гуманистической.

В обществе с этого времени между понятиями воспитание и образование появилась тесная связь.

Главной целью гуманистического воспитания является развитие человеческой индивидуальности, которая неразрывно связана с природой ребенка.

Появилась новая система обучения, которая была направлена прежде всего на развитие творческих и коммуникативных способностей ученика, а также его самостоятельности при принятии решений.

Так что же такое гуманизм в педагогике? Это мы и рассмотрим подробнее.

Основные задачи гуманистической педагогики

Сторонники движения в прошлом были уверены в том, что достаточно передать свои знания ребенку, и из него сформируется универсально развитая и граждански ответственная личность.

В настоящее время педагоги считают, что этого недостаточно для достижения главной цели гуманистической педагогики.

Есть большая разница между полученными знаниями и повседневными привычками человека.

Теоретические ценности нужно уметь реализовывать в практической жизни индивида. Гуманистическое воспитание имеет определенную дуальность.

С одной стороны, человек должен обладать определенными моральными принципами по отношению к себе и окружающему его обществу.

С другой индивид должен обладать критическим этическим познанием себя, других людей и физического мира. Иначе можно увязнуть в решении псевдопроблем, которые не имеют смысловой ценности для человека и человечества в целом.

Задачи гуманистической педагогики

На что же направлена современная гуманистическая педагогика?

На что направлена гуманистическая педагогика?

Современная наука о воспитании ставит перед собой задачу установить согласие между личностью и её мировоззрением, имеющимися знаниями и применением их в повседневной жизни человека.

Этическая сторона воспитания призвана укрепить гармонию между духовными основами жизни человека и его поступками.

На практике такое воспитание позволяет развить уникальность и самобытность каждого ученика, на которые не влияют политические и социальные условия.

При возникновении же нестандартных ситуаций его это не поставит в тупик и не лишит творческого отношения к жизни.

Человек реализует себя и свою жизнь по собственному усмотрению, то есть занимается самореализацией, не мешая при этом другим личностям искать свой путь.

Самореализация помогает осуществить на практике теоретические идеи свободы и равенства.

Занимая свое уникальное место в жизни, можно понять и осознать уникальность окружающих других людей.

Поняв ценность и важность каждой личности, человек не допускает рост напряженности в межличностных отношениях.

Принципы гуманистической педагогики

Гуманизм в педагогике не преследует цель установления определенной авторитарной идеологии, а наоборот стремится помочь ученику стать более независимым. Это делает его и более ответственным при решении жизненных проблем.

Ценность подобного воспитания состоит в том, что учитель и ученик проводят совместную работу по определению методов самоорганизации и самопознания.

Принципы гуманистической педагогики

Гуманистическая педагогика направлена прежде всего на самореализацию каждого ученика

Педагогика при этом реализует следующие принципы:

  1. Непредвзятость, объективность и научность процесса обучения и воспитания. На деле это означает, что учитель должен быть максимально непредвзятым при передаче или обсуждении информации. Иначе будет нарушено хрупкое равновесие идей свободы и равенства, а, следовательно, и возможности на самореализацию каждого ученика. Конечно, подобного достичь почти невозможно. На любого человека влияют так или иначе приходящие извне события, но тем не менее педагог должен быть максимально отстранен от пристрастий и штампов, быть объективным и меньше поддаваться идеологическим эмоциям.
  2. Побуждение к самодетерминации и саморегуляции воспитательных процессов, главная цель которых вызвать в ученике тягу к самопознанию, саморазвитию, самооценке, самокоррекции и так далее. На практике это означает, что педагог раскрывает ученику методы и технологии работы над собой, а также способы оценки эффективности культурной и социальной жизни.
  3. Предлагающие объяснения, которые задают грани моральной и этической правомерности методов процесса познания. Ученик должен понимать, почему он делает выбор в пользу этой идеи или технологии, зачем ему это нужно, какие цели он преследует и так далее. 

Ответы на данные вопросы не должны ущемлять свободу выбора, унижать его достоинства или унижать самопознания личности. И уж тем более при этом не должно быть педагогического произвола и анархии.

Каждый человек живет в обществе, которое обязывает его сохранять этические, моральные и социальные требования.

Обучаемый не должен ставить себя выше этих норм, так как на них зиждется сохранение любой государственности.

Участие в развитии общества делает человека достойным гражданином своей страны, при этом он понимает свою значимость и обретает уважение в собственных глазах.

Описанные выше принципы являются метамировоззренческими, то есть носят общечеловеческий характер, выходя за грани конкретного мировоззрения.

Развитие гуманистической педагогики

Современные гуманистические педагоги стремятся предать данному мировоззрению конструктивную этическую основу, которая направлена на обеспечение высокой жизнеспособности личности в обществе перед лицом насущных социальных, правовых и прочих проблем.

По сути гуманизм – эта выгодная альтернатива непреложным догмам и иррациональному мышлению.

Главная ценность – это нравственная свобода личности в отношении выбора своего жизненного пути и наполнения его собственным смысловым содержанием.

Гуманистическая педагогика учитывает тот факт, что знание создается людьми, которые имеют разные убеждения и ценности.

Это означает, что современный образовательный процесс должен обладать плюралистическим характером, то есть иметь несколько независимых и несвязанных друг с другом основ знаний и методологий познаний.

Ребенок должен узнать о всех достижениях культуры и технологий, ознакомиться с альтернативными точками зрения видения картин мира.

Знания не должны быть основаны на главенствовании определенной доктрины и мышления, а вместе с ними и формирование единственно правильного выбора.

Ученик в конечном счете познает себя и свое место в окружающим мире.

Личность сама делает свободный выбор в соответствии со своим мировоззрением и придерживается индивидуального образ мышления.

Гуманизм - это свобода выбора

Гуманизм проповедует свободу выбора каждого человека, в том числе и ребенка

Выводы о ценности деятельности выносятся самим учеником.

Из всего многообразия идей человек выбирает те, которые наиболее походят ему по наклонностям и потребностям его сущности.

Индивид должен помнить о множестве имеющихся возможностей и разнообразии культурных ценностей.

Из всего вышеописанного можно сделать вывод, что объективная независимая от догм подача информации ученику позволяет ему сделать определенные выводы самому, понять истинное богатство жизненных возможностей и создать индивидуальную картину мира.

Максимальная объективность и корректность – это добродетели, к которым должны стремится современные педагоги, так как любая личность или мировоззрение имеет право на уважительное отношение к себе, обладает равной ценностью и достоинством.

Гуманизм открывает большое поле для индивидуальной свободы, не ограниченное доминирующим политическим или социальным мировоззрением.

Главная задача стоит при этом в приобщении индивидуальной личности к общечеловеческим ценностям.

Гуманистическая педагогика в России

Первые зачатки гуманизма появились в России еще в 18 веке.

Гуманизм в России

Ломоносов был великим просветителем-гуманистом

Наиболее яркими её представителями были М.В.Ломоносов, Г.Р.Державин, Н.И.Новиков, А.Н.Радищев.

Они высказывали идеи о превосходстве морали и нравственности над разумом.

Слова были пропитаны свободой и стремлением к восстановлению гуманного порядка, который считали естественным.

Но это были только первые ростки, которые еще не имели сильного влияния на рядовую жизнь обывателей.

Широкое развитие идей гуманизма произошло благодаря тайным сектам, а именно масонству.

Старые порядки к 19 веку уже окончательно ушли в небытие и потребовались новые духовные взгляды. Созданные масонством доктрины и околонаучная литература основались на ценности человеческой жизни и смысле её бытия.

К началу 20 века произошел новый толчок развития гуманизма. В его основе лежали труды М. Хайдеггера.

Экзистенциализм, отцом которого он являлся, провозглашал, что сущность человека лежит за пределами социальной предопределенности, при этом в личности происходит бесконечное внутреннее оспаривание.

Эта философия ставила перед собой простую цель помочь человеку морально выжить в условиях двух мировых войн и колоссальных социальных преобразований.

Гуманисты России

Один из ярких представителей гуманистической педагогики наших времен Сухомлинский

Имеет гуманистическая педагогика представителей и сегодня. Среди них можно отметить Ш.А.Амонашвили, В.А.Сухомлинского, В.А.Мухину и многих других.

Эти ученые, писатели и педагоги пропагандируют мягкость в межличностных отношениях, сострадание, милосердие, но прежде всего терпимость к инакомыслящим.

Идеи гуманизма способствовали развитию научно-технического прогресса, внесли большой вклад в искусство, открыли дорогу к просвещению.

Гуманизм стал основой расцвета эпохи Возрождения. Искусство было проникнуто его идеями.

Гармонически развитый человек являлся идеалом того времени. Эта личность должна быть свободна, и над ней не может быть никакой опеки. У человека не должно быть препятствий, которые мешают чувствовать и думать, как хочется.

При этом у современных ученных нет однозначного представления о характере и особенностях ренессансного гуманизма, как и о временных отрезках его существования и развития.

Но нет сомнений в том, что гуманизм являлся главной идеей культуры данных эпох, его неотделимой частью.

Появившийся в искусстве, гуманизм способствовал экономическому буму, развитию наук, социальной революции и равенству перед законом.

Гуманизм прошел много этапов модификации не только в Италии, но и во всем мире. Он оказал свое благотворное влияние на многие сферы современной жизни, навсегда изменив представления человечества как о самом себе в целом, так и о значимости отдельной личности.

В этом видео вы увидите доклад одного из современных гуманистов о педагогике:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Edufan.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: