Как выставляются оценки за сочинения по русскому языку: критерии оценивания

Все знают, что такое сочинение и зачем его пишут, но не все умеют писать действительно хорошие тексты.

Сочинение — это не только грамотно написанный рассказ, но и проверка учащегося на умение правильного изложения мыслей на определенную тематику и соблюдение всех речевых норм.

Существует определенный перечень критериев оценивания различных видов письменных работ, в том числе и сочинений по русскому языку.

Чтобы написать качественную работу, нужно обязательно готовиться, а также будет проще это сделать, если знать эти самые критерии. Так можно заранее проанализировать все аспекты написания и сделать для себя пару полезных выводов о том, как все-таки преподаватели оценивают своих учеников.

Основные моменты

Объем сочинения варьируется от 100 до 450 слов в зависимости от класса учащегося.

Основные моменты

Для разных классов объем текста разный

Конечно, к этим цифрам следует относиться как примерным, потому что объем в любом случае будет зависеть от обстоятельств.

Никто не может запретить ученикам писать больше положенного, главное — не меньше.

Повлиять на объем может стиль написания, жанр, такой человеческий фактор, как скорость письма учащегося и уровень его развития, и так далее.

За сочинение по русскому языку в основном всегда ставят две оценки.

Одну ставят за содержание, другою — за способность учащегося соблюдать все орфографические и пунктуационные нормы языка, то есть за умении писать грамотно.

Так как за содержание и речевое оформление текста ставиться отдельная оценка, существуют и отдельные критерии оценивания для этих двух аспектов. При оценивании содержания учитывается:

  • полное раскрытие темы и идеи сочинения,

    Что учитывается при оценке

    Тема должна быть полностью раскрыта

  • правильное использование фактажа,
  • сочинение не должно отклоняться от выбранной темы,
  • порядок изложения и аргументации

Речевое оформление оценивается по следующим критериям:

  • количество допущенных орфографических и пунктуационных ошибок,
  • соблюдение стиля письма,
  • образность речи,употребление различных грамматических конструкций,
  • высокий уровень словарного запаса учащегося

Помимо этого, в сочинении не должны быть допущены логические ошибки, которые бы нарушали грамотную последовательность изложения и правильное восприятие текста. Обычно к таким ошибкам относят неправильное деление текста на абзацы.

Во время написания работы учащемуся также важно верно отобразить позицию автора произведения по описываемой проблеме. Учащийся должен научиться понимать эту позицию для избежания фактических ошибок в сочинении.

Критерии, по которым ставятся баллы

Для каждой оценки разберем конкретно каждый критерий, по которому она будет выставляться.

«Отлично» (5):

  • полное соответствие содержания выбранной теме,
  • отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок (допускается приводить не более одной ошибки к каждому из видов),
  • сочинение написано красивой и грамотной речью с соблюдением нужного стиля написания,
  • соблюдена логичность и последовательность изложения,
  • также допускается один недочет в содержании сочинения.

«Хорошо» (4):

  • в содержании имеются незначительные отклонения от заданной темы,
  • последовательность изложения слегка нарушена,
  • речь в достаточной мере выразительна и разнообразна с соблюдением определенного стиля,
  • в содержании допускается не более двух недочетов,
  • грамматических ошибок должно быть не больше четырех: две пунктуационные и две орфографические, либо одна такая и три таких. Не важно как они будут варьироваться,
  • главное для отметки «хорошо» — не допустить больше четырех ошибок во всей работе в целом.

«Удовлетворительно» (3):

  • значительное отклонение от заданной темы,
  • нарушение логичности изложения в некоторых абзацах текста,

    Критерии оценки

    Чтобы получить отлично, нужно постараться

  • стиль написания затрагивает только отдельные аспекты текста,
  • текст написан однообразной, скучной речью, далеко не отличающейся выразительностью,
  • разрешено допустить не более восьми грамматических ошибок и четыре-пять недочетов.

«Плохо» (2):

  • полное несоответствие заданной теме сочинения,
  • отсутствие логичности изложения,
  • несоблюдения стиля написания,
  • текст написан однообразной и бедной речью, с употреблением коротких, простых предложений,
  • множество пунктуационных и орфографических ошибок.

Теперь становится понятно, что нужно сделать, чтобы получить желаемую оценку.

Исключения из правил

Несмотря на критерии оценивания, преподаватель в любом случае должен учитывать оригинальность написания, уровень речевого оформления и креативность замысла учащегося.

Не исключено, что, если в сочинение будет допущено ошибок больше допустимого для отличной отметки, но сам текст написан красивым литературным языком, с оригинальной задумкой, вы все равно сможете получить «5».

Поэтому все эти критерии достаточно условны. Многие учащиеся не любят напрягаться и предпочитают переписывать готовые сочинения с других источников. Такие работы оцениваются в ноль баллов.

Не исключено, что в сочинении может быть употреблены цитаты, но их нужно выделять в тексте и обязательно комментировать. В противном случае, такой текст будет считаться плагиатом.

В этом видео вы узнаете о подборе аргументов для сочинения:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Edufan.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: