Каждый год, в мае, для тысяч молодых людей наступает волнительный момент последнего школьного звонка, Дальше, перед вчерашними школьниками открывается много дорог и какую выбрать зависит только от них. Приходит время воплощать в жизнь детские мечты стать моряком, космонавтом, пожарником, учителем или кем-то еще. Есть и особая категория будущих абитуриентов, которые выбирают одну из самых благородных профессий врача. Решив связать свою жизнь с медициной, нужно четко осознавать степень ответственности, которая ляжет на плечи будущего доктора. Здесь надо приложить максимум усилий в процессе обучения, чтобы в будущем, ставить четкий диагноз и правильно лечить людей.
Поступаем в мед — какие экзамены сдавать
К поступлению в медицинский вуз необходимо готовиться серьезно и задолго до школьного выпускного. Будущему абитуриенту понадобятся глубокие знания по предметам, которые будут профилирующими – это химия и биология. Их желательно включить в ЕГЭ, наряду с обязательным русским языком.
К сожалению, в рамках школьной программы не предусмотрено углубленное изучение этих предметов, их преподают на общем уровне. Поэтому, необходимо заниматься дополнительно или самостоятельно, можно брать уроки у репетиторов. В любом случае, чтобы успешно сдать ЕГЭ, надо много работать в рамках школьной программы, как минимум, последние два школьных года, а также непосредственно с тестами.
В вуз поступают на основании результатов ЕГЭ, хотя некоторые учебные заведения могут вводить свои дополнительные испытания в форме экзаменов, тестов или собеседования. После вступительной кампании начинается первый семестр. Студентов ждет шесть лет напряженной и интересной учебы. Учебный год разбит на семестры, во время которых происходит освоение теоретических и практических основ лечебного дела. Каждый семестр заканчивается экзаменационной сессией по профильным дисциплинам.
Обучение на 1-2 курсе
Первые три курса считаются самыми сложными по загруженности и интенсивности. Предметы в медицинском институте, которе предстоит изучить будущим врачам включают в себя: гистологию, анатомию, медицинскую биологию, паразитологию, основы психологии. Не остаются без внимания английский и латинские языки, химия и даже физика. При добросовестном изучении школьной программы, на первом этапе проблем возникать не должно.
Отдельно стоит упомянуть о том факте, что, хотя первокурсники это еще не полноценные доктора, дресс-код медицинского образовательного учреждения требует ношение традиционной врачебной одежды (белый халат и шапочка). Начиная с третьего курса, студенты должны иметь при себе еще и фонендоскоп.
Главный предмет первого курса медицинского вуза это анатомия. Студенты последовательно изучают строение костного скелета человека, связки, мышцы, внутренние органы, кровеносную, лимфатическую и нервные системы. Первокурсникам позволено бывать в анатомической комнате, в которой можно наглядно изучить особенности строения органов человека.
Важным предметом считается и гистология. Наука, изучающая строение организма на самом мельчайшем, клеточном уровне. Процесс обучения предполагает работу с заранее заготовленными микропрепаратами, микроскопом и специальными альбомами (гистологическими атласами).
На певом курсе будущие специалисты
- научатся хорошо разбираться в особенностях строения человеческого организма в целом и его внутренних органов,
- выучат строение, функционирование и развитие тканей живых организмов (гистология),
- смогут подробно описывать живые существа и их взаимодействия с природной средой,
- изучат все аспекты жизни, в частности, структуру, функционирование, рост, происхождение, эволюцию и распределение живых организмов на Земле (курс биологии).
Еще прийдется выучить и хорошо понимать, ранее неизвестный, латинский язык.
Период адаптации завершается вместе с первым годом обучения и на втором курсе продолжается освоение уже знакомых дисциплин, к ним добавляется микробиология (наука, предметом изучения которой являются микроскопические существа, называемые микроорганизмами), нормальная физиология и другие предметы. В том же режиме сдаются промежуточные тесты и экзамены. Кроме того, студенты второго курса проходят производственную практику в качестве помощников младшего медицинского персонала.
Обучение на 3-5 курсах
Третий курс по навыкам и интенсивности может сравниться с первым. Он важен для обучения и будущей врачебной практики. Начинается изучение патологической анатомии и физиологии, которая помогает понять механизмы протекания заболеваний. Эти предметы считаются довольно сложными в программе подготовки будущих врачей
Новыми предметами для студентов-медиков становятся пропедевтика внутренних болезней и общая гигиена.
Пропедевтика, подразумевает под собой изучение методов обследования пациентов. От физических (выслушивание, выстукивание, пальпация), до инструментального способа обследования (различного рода анализы). В рамках предмета изучаются основы ЭКГ (кардиограммы методики регистрации и исследование электрических полей, образующихся при работе сердца).
Общая гигиена дает знания о влиянии факторов окружающей среды на человека. Разрабатывает способы уменьшения ее негативного влияния, методы исследования, профилактические мероприятия, разрабатываются нормативные документы и требования по этой теме.
Одним из главных предметов на этом этапе обучения становится – фармакология. Громадный раздел медицинских знаний, который изучает лекарственные средства и их влияние на организм.
Фармакология множество субдисциплин, имеющих свой особый предмет и методы изучения (клиническая фармакология, токсикология, нанофармакология и др.).
Производственная практика у студентов проходит уже в качестве младшего медицинского персонала. Они выполняют те же манипуляции, которые входят в обязанности медсестры:
- делают внутримышечные и внутривенные инъекции,
- берут забор крови для дальнейших исследований,
- помогают практикующим врачам и др.
В медицинском университете есть возможности дополнительного развития это разные кружки и факультативы, посещение которых, в будущем, поможет определиться с дальнейшей специализацией.
Выбор специализации
Специализация подразумевает под собой выбор конкретной области медицины, с которой и будет связана будущая врачебная практика. Будет ли он неврологом, кардиологом или педиатром зависит от него самого.
Во время обучения в медицинском институте студентами изучается около шестидесяти специальных и общих предметов среди которых:
- Анатомия,
- Фармакология,
- Гигиена,
- Хирургия,
- Судебная медицина,
- История медицины,
- Основы права,
- Общественное здоровье и здравоохранение,
- Психология и др.
Обучение на 6 курсе
На заключительном, шестом курсе студенты проходят обучение в субординатуре, где, в соответствие с выбранной специализацией, получают более глубокие узкопрофильные знания по основным направлениям:
- Внутренние болезни,
- Хирургические заболевания,
- Акушерство и гинекология,
- Педиатрия:
- Инфекционные заболевания,
- Анестезиология,
- Онкология,
- Эндокринология,
- Урология,
- Радиационная медицина,
- Медицинская реабилитация.
Сдача государственных экзаменов
Завершающим этапом шести лет напряженной работы, освоения новых знаний и новых открытий, является сдача государственного экзамена. Его главной целью является определиние профессиональной готовности будущего врача, его уровень подготовки и способность к самостоятельному принятию ответственных решений.
Государственный экзамен в медицинском вузе состоит из нескольких этапов.
Тестовый этап
Экзамен принимается в виде традиционных тестовых заданий с несколькими вариантами ответов.
Практический этап
Будущему врачу назначают пациента. Задача состоит в правильной постановке диагноза. Специальная комиссия следит за ходом ее выполнения. В итоге необходимо огласить окончательный диагноз и обосновать его, а также назначить лечение.
Завершающий этап – собеседование
Задача ставится такая же, как на втором этапе экзаменов. Только здесь надо поставить диагноз на основе специально разработанных ситуационных задач.
- В каждом билете три первых задания: по терапии, акушерству и хирургии.
- Четвертый вопрос в билете – это расшифровка предлагаемого анализа.
- Пятый – порядок оказания неотложной первой помощи при состояниях человека, когда существует угроза жизни и здоровью.
Традиционной торжественной частью, после успешной сдачи экзаменов, является принесение врачебной клятвы Гиппократа, суть которой заключается в обещании не навредить будущим пациентам, а человеческую жизнь ставить превыше всего.
Классическая дипломная работа, как в остальных учебных заведениях, студентами-медиками не выполняется. При условии успешной сдачи заключительных экзаменов, выдается документ об окончании обучения с указанием специальности.
Об особенностях обучения на первом курсе медицинского вуза вы узнаете из видео.