У педагогики есть несколько подходов развивающий, деятельный, индивидуальный, гуманистический, возрастной. В последние лет 10 личностно ориентированный подход в педагогике занимает лидерские позиции. Это единственный из всех, во главе которого стоит личность.
Конечно, педагогика не может развиваться в одном направлении, так как в формировании личности должно быть всестороннее развитие. Новые дошкольные, школьные, и вузовские программы ориентируется конкретно на личностный подход в обучении, что подкрепляется новыми методиками и технологиями образования.
Составляющие личностно-ориентированного подхода в педагогике
Подход включает в себя целый комплекс концепций, составляющих, технологий. Все они вместе направленные на индивидуальный подход к каждому ученику.
В отличие от традиционного метода обучения, где преподаватель спикер, а ученики слушатели, то есть, подчиненные, подход основан на модели сотрудничества. В этой методике нет главных, а есть проблема, которую решают и рассматривают все вместе, независимо от статуса и звания.
Подход включает в себя три составляющих: понимание, принятие, признание.
Понимание
Понимание является начальным этапом в личностном подходе. Его можно сравнить со знакомством, то есть этот шаг нацелен на познание внутреннего мира ребенка. Включает в себя командную работу между учеником и учителем.
Самый важный аспект степень внушаемости ребёнка, которую должен определить педагог в процессе общения с ним.
Понимая окружение его, учитель может определить, что для ребенка важно, что нет, чего он боится, чем он гордится и так далее. Дети часто боятся, истерят, плачут, отказываются от учебы, разговоров, не хотят что-то понимать. Это нормальное поведение для ребенка, потому что он большую часть времени находится в стрессе от нового коллектива, от требований, от массы информации, которую он получает ежедневно.
Задача педагога выявить все негативные факторы и внушить ребенку веру в собственные силы. Как только у него это получится, этот подход переходит на следующую ступень, где ребенок начинает чувствовать себя комфортно и уверенно.
Методика обучения подходит всем категориям учащихся. Это могут быть дошкольники, школьники, студенты, или даже взрослые люди, которые проходят обучающие курсы, тренинги личностного роста, или просто попадают в новый коллектив, где также испытывают стресс, как первоклассник в школе.
Принятие
По названию понятно, что на данном этапе педагог должен научить ребёнка принимать себя, как целую позитивную, умную, творческую личность. На этом этапе важную роль играет похвала и внушение типа ты все можешь, я в тебя верю, у тебя всё получится, без сомнений ты с этим справишься. Кроме сознания у человека есть подсознание, в котором откладывается много информации, осознанно она не запоминается, но формирует личность. Если учащемуся ежедневно внушать, что он всё сможет, со временем он действительно все сможет, и у него не будет возникать страха и сомнений насчет своих умений.
На этом этапе очень важно сотрудничество школы и дома. То есть, личностный подход должен быть со стороны учителей и родителей. Если в школе учителя будут внушать ребенку, какой он умный и у него всё получится, а дома родители будут его гнобить и говорить, что он «неумеха» из этого ничего не выйдет.
Признание
Это самый важный этап в работе. Он наступает тогда, когда ребенок начинает себя понимать, принимать, и любить таким, какой он есть. На этом этапе нет страха, негатива и нежелания что-то делать (в данном случае учиться).
В классической модели образования большинство детей (студентов) не любят учебу, некоторые из них катастрофически боятся учителей или родителей, потому что их ругают, наказывают, возможно, даже бьют.
В личностном подходе такого нет, ребенок чувствует себя полноценным и уверенным членом общества. Он признает все свои достоинства и недостатки, он их принимает, и спокойно к ним относятся. Если ученику что-то непонятно или он чего-то не знает, он не боится спросить, потому что на 100% уверен в том, что его не будут высмеивать или ругать, а наоборот помогут.
Этот этап ведет к самореализации и самосовершенствованию, причем это касается как дошкольников, так и взрослых людей, учащихся в высших учебных заведениях. Основное правило признания не критиковать и не осуждать.
Самую большую часть работы и все сложные задачи должен взять на себя педагог, чтобы учащийся чувствовал себя комфортно и уверенно.
Личностно-ориентированный подход в педагогической деятельности
В современной педагогической деятельности данный подход используется очень часто, так как его эффективность доказана на практике. Действительно, дети, которых обучали по этой методике, становятся более строительными, любознательны, всесторонне развитыми. В группах с таким обучением нет двоечников, зажатости закомплексованных детей, как при классической форме обучения.
Этот подход предполагает создание комфортных условий для обучения детей или студентов. В этом случае обучающий процесс должен быть максимально интересным и разносторонним, поэтому задача учителя внести в него как можно больше педагогических приемов.
Для раскрытия личности отлично подходит работа в парах или коллективная работа. Для дошкольников и младших школьников на первом месте должна быть игра, так как самые маленькие могут воспринимать информацию исключительно в игровой форме. Задача учителя, найти сильные стороны каждого из учеников и раскрывать их, но при этом не игнорировать слабинки и подтягивать их.
Понятие и главные принципы, этапы и направления внедрения в педагогическую систему России
Такое обучение метод образования, в основе которого стоит ученик с его личными качествами, характером, ценностями. Вся учебно-воспитательная работа направлена на раскрытие потенциала ребенка и вселении в него уверенности в собственные силы. Это формирует доброту, командные качества, уверенность, способности к самообразованию, пробуждают интерес к окружающему миру, без страха и злобы.
Данный подход является комплексным, и выполняет ряд функций:
- Социализация процесс, обеспечивающий ученику социальный опыт, который в будущем поможет ориентироваться по жизни, контактировать с людьми, вливаться в коллектив, находить выходы из любых ситуаций. Обучение и воспитание устроено так, что дети адаптируются к социуму, сохраняя при этом собственную личность и характер.
- Культурообразующая функция подразумевает воспитание у ребенка чувство прекрасного посредством образования. Духовное развитие является непременной частью учебного процесса.
- Гуманитарная функция направлена на признание своего Я, развитие личных качеств, поднятия самооценки, возможность реализации потенциала.
Внедрение такого подхода в системе образования в России происходит посредством смены школьных программ и изменения в Федеральной Государственной Образовательной Системе. В учебниках добавилось больше заданий, направленных на воспитание личных качеств. В младших классах по базовым предметам практически нет заданий на самостоятельное обучение. Большинство из них – работа в парах, работа в группах, коллективная работа.
Подход требует, чтобы педагог придерживался норм и правил поведения и следовал правилам, предусмотренным этой методикой:
- запрещено критиковать, упрекать, насмехаться или повышать голос на учащихся,
- важным аспектом является любовь, доверие, уважение и положительное отношение к ребенку, восприятие его как личности,
- нельзя заставлять ребенка учиться, процесс нужно построить таким образом, чтобы пробудить желание, стимулировать ребенка к учебе (его не нужно заставлять, он сам должен хотеть обучаться и стремиться к новым знаниям),
- важно опираться на личные потребности и интересы каждого ученика, это поможет развить в каждом из них личность.
Данный подход только начал внедряться в систему обучения, но уже завоевал популярность, благодаря своей эффективности.
Существующие проблемы и трудности и пути разрешения
Сейчас, к сожалению, есть много трудностей на пути к полному переходу на личностное обучение. В последние годы внедряется новая социальная ситуация, меняются технология обучения, подходы к ученикам и восприятия их. Но, несмотря на это, сейчас невозможно переписать все программы, перевести все учебники и методические пособия за один год на такое обучение. В педагогике есть и другие подходы, которыми нужно пользоваться, чтобы сформировать у ребенка всесторонне развитую личность.
На сегодня единственный выход время. Оно нужно для проведения экспериментов, проб, выявление ошибок и пробелов в данном подходе. Говорить о полном внедрении системы можно только тогда, когда она будет изучена на 100%.
Перспективы дальнейшего распространения
Это необходимая мера в современном образовании. К сожалению, все учебные заведения перевести на нее сейчас невозможно, поэтому концепция остается на уровне утопии.
Многие ученые занимаются разработками методических пособий для учителей, учебников для детей, обучающих программ, которые основаны на личностном подходе. Если динамика не изменится, то в ближайшее десятилетие концепция введется во всех школах, но сейчас она внедряется только в некоторых гимназиях или частных школах.
На сегодняшний день личностный подход является экспериментальным, так как к нему не готовы ни учителя, ни дети, ни родители.
Технология проведения урока для студента педагогического ВУЗа
Основной целью уроков в рамках личностного подхода должно быть создание положительных условий для ученической деятельности. Педагог, отталкиваясь от индивидуальных особенностей учеников своего класса должен подготовить к уроку актуальные и действенные методы и приемы, которые позволят выявить у учащихся индивидуальные качества. Студент ВУЗа, то есть будущий педагог, за время учебы должен научиться понимать и чувствовать детей с первых минут знакомства.
Это поможет создать максимально ясную картину, описывающую личность ребенка и раскрывающую его знания, умения и навыки. Это даст возможность подготовить конспект урока таким образом, чтобы укрепить сильные стороны и подтянуть слабые, устранить комплексы, внушить веру в себя.
При подготовке к практическому уроку с детьми студент должен настроиться на положительную атмосферу, забыть схоластические методы обучения, где присутствовали только доска, указка, ругань. При подходе, ориентированном на личность ребенка, должен царить позитив, товарищество, доверительная атмосфера, в которой ученики уважают учителя, доверяют ему, не боятся его, и стремятся по максимуму проявить свои способности.
Технология проведения урока основана на постоянном взаимодействии учителя и ученика. В классической модели обучения учитель на уроке даёт информацию, проводит 3-5 практических заданий, направленных на понятие и закрепления материала и дает работу на дом, или же дети дома отдыхают.
На уроках, при личностном подходе, учитель взаимодействует с учениками. То есть, такого нет, что учитель объясняет материал, нагружает детей информацией, и бросает на произвол (домашнее обучение, самообразование). На протяжении урока длится сотрудничество, в котором позиции учителя сменяют ученики, и наоборот. Кроме подачи новой информации, студент-педагог должен создать оптимальные условия для развития личных качеств ученика.
В отличие от традиционного обучения при личностных уроках деятельность учителя заключается в организации учебного процесса, при котором больше активничают учащиеся. Их нужно подвести к тому, чтобы они сами выявили проблему, и нашли пути ее решения, а педагог в этот момент лишь курирует процесс, намекает и подсказывает.
В классическом обучении на уроке главный не ученик, а учитель. Он объясняет, требует, диктует, заставляет, контролирует, а ребенок выполняет. При этом у него развивается комплекс неполноценности, страх, ненависть к учебе и т.д. Да, раньше так учились, и это считалось нормальным, но наука развивается, педагоги изобретают новые методики, практикуют их и выявляют максимально эффективные способы обучения.
В подведение итога отметим, что в центре личностного подхода в образовании состоит личность человека (вне зависимости от его качеств, возраста, знаний, умений и навыков). Основная цель стремление этой личности к реализации своего потенциала, раскрытие всех возможностей, самоактуализации и принятию себя как личности.
Ключевыми терминами в данной системе является свобода личности, развитие и творчество. Данный подход не допускает негатива, критики, осуждения. Он выстроен на том, чтобы учитель дал возможность ученику поверить в себя, внушил ему его всемогущество, из-за чего у учащихся просыпается огромный потенциал и желание к обучению, творчеству, принятию себя и окружающей среды.
Следующее видео о личностно-ориентированном подходе в образовательном процессе: