Процесс оценивания курсовой работы слагается из трех компонентов – это выставление оценки за основное содержание курсовой работы, просмотр качества оформления работы и непосредственно сама защита работы.
На защите многие студенты, можно сказать, даже большинство, получают менее высокий балл за работу, потому что не могут правильно презентовать свою работу. Они неумело развивают свои мысли, косноязычны, с достоинством не могут ответить на вопросы аттестационной комиссии, не могут подчеркнуть преимущества своего труда.
Вступление
На защиту курсовой обычно выделяется 7-10 минут и студент просто обязан показать и рассказать всё-всё самое важное и ценное в своей работе. Если не уложишься, то допустишь грубейшую ошибку.
На защите чаще всего присутствуют, кроме аттестационной комиссии, все однокурсники. Поэтому надо быть готовым к тому, что на вас будет направлено внимание достаточно большой аудитории, которая с пристрастием будет выслушивать.
В некоторых учебных заведениях разрешается присутствующим студентам задавать вопросы для того, чтобы им стали более понятны методы работы и как не допустить аналогичных ошибок. Этот вопрос можно уточнить у научного руководителя.
Восемь необходимых условий, отсутствие которых является большим недостатком на защите курсовой работы
В самом докладе важно назвать и продемонстрировать для аттестационной комиссии такие составляющие как:
- Актуальность – степень важности темы и ее решения в современной науке или отрасли знаний.
- Степень изученности темы – насколько была проработана и изучена тема специалистами в этом вопросе, что не рассматривалось и какие вопросы считаются наиболее дискуссионными.
- Цель и задачи написания курсовой работы – конкретизировать проблему курсовой работы с помощью цели и задач.
- Выводы – могут быть представлены не просто в форме подведения итогов, а как гипотеза, план развития, проект и т.д. Вариантов может быть очень много.
- Изложение самых важных и интересных положений курсовой работы, но не пересказ.
- Приготовить текст защиты курсовой работы, а не «импровизировать» на ходу, пусть даже студенту кажется, что он вдоль и поперек изучил данный вопрос.
- Презентация – отразить цели, задачи, актуальность, выводы и другие важные компоненты.
- Раздаточные материалы по возможности.
Десять «нельзя» на защите курсовой работы – какие недостатки важно не допустить?
Ошибки, как правило, заключаются в отсутствии вышеуказанных составляющих при защите курсовой работы:
- Непрекращающееся взаимодействие с научным руководителем.
На всех этапах работы студент должен общаться с научным руководителем и без его совета не завершать и не начинать следующий этап подготовки курсовой работы. Поэтому, написав текст защиты, обратитесь к нему, он вам скажет, что оставить в тексте, а что убрать.
Преподаватель имеет определенный опыт, а вы, возможно, вообще впервые занимаетесь написанием курсовой. Тем более, приступая впервые к такого рода деятельности, по опыту студентов известно, что они воспринимают курсовую работу как усложненный реферат.
В корне неверный подход, ведь это исследовательская работа, что сближает ее с дипломным проектом.
- Актуальность как показатель степени проработанности темы студентом.
Отсутствие актуальности работы может сказать преподавателям о том, что студент просто переписал нужные материалы из исследовательских книг, статей Интернет-ресурсов даже не подумав о том, зачем ему это исследование. Ведь курсовая работа – это (еще раз подчеркнем) самый первый исследовательский труд будущего специалиста в той или иной области знаний.
Другими словами, логика рассуждений преподавателя такова: «Нет актуальности, значит надо еще раз пробежаться по тексту курсовой работы, возможно, данный студент просто «сдул» и даже не подумал адаптировать работу и прийти к самостоятельным выводам».
- Указать степень изученности и не переборщить.
Важно показать, как сказано выше, степень изученности темы. Рассказ про это должен содержать не более одного абзаца.
Если вы будете очень долго и подробно раскрывать точки зрения разных исследователей по этому вопросу, или рассказывать с какой позиции или какую часть проблемы изучил тот или иной автор или ученый, у преподавателей сложится впечатление, что вы много времени занимались именно этим, а проблему-то как таковую не решили.
Аттестационная комиссия решит еще раз опять перелистают работу на предмет вашего личного вклада в дело изучения данной проблемы.
- Цель одна, задачи ее конкретизируют.
«Цель ставится одна, а задачи ее конкретизируют» неизменный постулат написания любой исследовательской работы от курсовой до магистерской, докторской и т.д. Например, цель работы такая: «Изучить личный вклад Петра I в реформы первой четверти XVIII века». Задачи можно поставить такие:
- изучить источники о личном вкладе Петра Алексеевича в реформы начала XVIII,
- систематизировать и обобщить полученные данные,
- сделать выводы и разработать гипотезу о роли личности Петра I в создание российского государства по европейскому образцу,
- сделать вывод о том, каким образом Петр кардинально изменил весь ход российской истории.
- Выводы как главные итоги работы, ее смысловое содержание.
Выводы должны присутствовать обязательно, так как любой преподаватель обязательно задаст вопрос, а к чему пришел студент, чего добился в результате проделанной работы, зачем брал данную тему. Согласитесь, у любой работы пусть даже самой незначительной должен быть результат.
Самый простой пример: беру и читаю какую-нибудь книгу. Зачем? Каждый отдает себе отчет: чтобы узнать что-то, получить удовольствие от чтения, так как книга мировой шедевр литературы или пусть даже просто заняться нечем, но человек даже в этом случае, прочитав ее придет к какому-то результату. Пусть даже он скажет: «А зачем я ее вообще читал?», но тем не менее, результат есть.
И на защите курсовой работы можно кратко, например, сказать о том, что в результате проделанной работы мы «отмели» как не оправдавшие себя такие-то гипотезы, такие-то предположения, ранее выдвинутые другими авторами и учеными и пришли к выводу такому-то. А может это был спор ученых и вы, исследовав все вопросы, пришли к своим выводам.
- Самые яркие моменты.
Перед тем как начать готовить основное содержание курсовой работы, быстренько глазами пробежитесь по основному содержанию и вспомните наиболее яркие запомнившиеся вам моменты. Вот их и пропишите в текст защиты и подумайте, а что еще важное я упустил?
Пересказ не допускается, вас просто аттестационная комиссия может остановить и вы, будучи оборванным на полуслове, не успеете показать плюсы вашей работы. Поэтому – рекомендуем не больше 2-3 абзацев на пересказ.
- Раздаточные материалы по желанию, но как способ произвести положительное отношение к себе и своей работе.
Раздаточного материала может и не быть, а если вы желаете пару листочков «пустить по рядам», то нужно тщательным образом отобрать материал и буквально парой слов прокомментировать, что это за материалы. Вы как автор решаете этот вопрос самостоятельно, предварительно согласовав его с научным руководителем.
- 60 % информации лучше воспринимается зрительно.
Презентация как никто и ничто лучше покажет все, что вы хотите донести до слушателей. Ведь, как известно, человек воспринимает информацию не только на слух, но и зрительно и она лучше осядет в памяти и создаст усилит впечатление о том, что человек тщательно готовился к защите, а при выставлении оценки преподаватели достаточно хорошо будут помнить вашу работу.
- «А скажите, пожалуйста…»
Будьте готовы к дополнительным вопросам: уточняющим, проясняющим некоторые моменты, даже с подвохом иногда задают, если преподаватель с юмором. Здесь может сработать человеческий фактор.
- «Мы с научным руководителем»
И напоследок, готовясь и выступая на защите работы ни в коем случае не говорите «Я», всегда «Мы». Какой бы огромный личный вклад в написание данной работы вы не вложили. Это общепринятое в научных кругах правило.
Пример защиты курсовой работы вы сможете оценить, посмотрев видео: