Нужна помощь при написании учебного доклада?

При написании учебного доклада редко возникают трудности, но студентам первых курсов и школьниками все же необходима помощь, для того чтобы процесс работы над будущим выступлением не затянулся, а саму работу не пришлось переделывать или дорабатывать.

Подготовка к написанию доклада

Пишем доклад

Как написать доклад?

В этой статье упустим проблему выбора темы, так как учебный доклад обычно готовится по темам, заданным преподавателем. Если же преподаватель оставляет выбор, то неширокий: определенный аспект темы семинара или лекционного занятия.

 После выбора темы необходимо ознакомиться с указаниями по поводу написания и оформления доклада, при этом разъясните для себя такие вопросы:

  • объем доклада,
  • сколько источников использовать для написания,
  • особенности структуры,
  • форма работы (устная или письменная),
  • временной регламент для устного выступления (на прочтение 1 страницы требуется 1,5-2 минуты в зависимости от темпа речи),
  • оформление (для учебных докладов этот момент не столь важный, поэтому его часто упускают).

Ответы на эти вопросы помогут вам представить примерный «образ» доклада.

Далее необходимо приступать к поиску литературы, для этого достаточно заглянуть в Интернет и библиотеку. Да-да, последняя до сих пор занимает почетное место в мире информации, несмотря на популярность мировой паутины. Иногда только в библиотеке можно найти ценные материалы, которых нет в Интернете или представлен лишь фрагмент для ознакомления.

После составления списка источников (достаточно 5-7 позиций) нужно их проработать и выбрать наиболее интересную и ценную информацию. Теперь можно приступать к составлению плана доклада, исходя из структуры. Универсальный шаблон плана такой:

  1. Введение
  2. Основной текст:

а) название подзаголовка,

б) название подзаголовка,

  1. Выводы

Если в план добавить идеи, цитаты, факты и т.п., получится уже набросок будущего доклада. Когда все подготовительные вопросы решены, можно смело браться за работу над основным текстом.

Как написать вводную часть?

Как написать вводную часть

Вступление в докладе

Введение в учебном докладе должно быть лаконичным, для его написания стоит воспользоваться такими правилами:

  1. Вводной частью необходимо заинтересовать слушателей, поэтому начать доклад можно с интересного факта, ошеломляющих статистических данных или красивой цитаты (выбор зависит от темы работы).
  2. Интересное начало следует плавно перевести в актуальность темы.
  3. Обзор литературы по раскрываемой теме нужно уместить в 2-3 предложения, при этом следует выбирать самые примечательные аспекты работ.
  4. Если в докладе будут встречаться малознакомые термины или аббревиатуры, их можно объяснить в начале выступления.

Если вы готовите устное выступление, постарайтесь, чтобы введение не занимало больше минуты, в письменном варианте – 2-3 абзаца.

Секреты написания основной части доклада

Основная часть – главное звено доклада, во время его написания помните о таких правилах:

  • от автора учебного доклада требуется только полное изложение информации, собственное мнение в таком виде работы будет неуместным,
  • в основной части подаются гипотезы, рассуждения ученных, толкования понятий, при этом лучше указывать автора, у которого вы «списали» информацию,
  • желательно определить главный тезис (или 2-3), а потом добавить дополнительную информацию,
  • четко определите тактику изложения информации: от частичного к конкретному или наоборот. Этой тактики необходимо придерживаться от начала до конца доклада,
  • не пишите лишнего, доклад должен раскрывать только заявленную тему,
  • не повторяйте одно и то же разными словами, если двое и более ученных придерживаются одной мысли, не цитируйте каждого, а подайте обобщенный пересказ их рассуждений и перечислите фамилии,
  • не лишними будут статистические данные, факты, примеры, помогающие более полно раскрыть тему и оживить рассказ.

Пишем выводы

Как написать выводы в докладе

Советы для начинающих

Выводы – завершающий аккорд доклада. Как и вводная часть, они не должны быть большими по объему. Выводы делаются на основе главного тезиса и рассуждений, поданных в докладе. Слушателям нужно показать, что они должны вынести и запомнить из выступления. Можно сказать пару слов об аспектах темы, которые остались нераскрытыми из-за недостаточной степени изученности.

В заключительной части докладчик может высказать свое мнение по теме.

Советы напоследок

  1. Бывает, что выбранная тема оказывается сложной для докладчика, в таком случае нужно попробовать поменять ее.
  2. Очень важно использовать только актуальные источники: наука не стоит на месте, и некоторые данные устаревают или утрачивают достоверность. Для того чтобы не допустить оплошностей в информации, выбирайте новые, но авторитетные труды и уже с ними сравнивайте те, что вышли давнее.
  3. Оптимальное количество источников для учебного доклада – 5-7, но лучше выбрать около 10, а уже из них отобрать наиболее интересные.
  4. Стройте свой рассказ так, чтобы постоянно поддерживать интерес публики.
  5. Каждую часть перечитывайте после написания и исправляйте недочеты в изложении (стилистические, грамматические) – текст должен легко восприниматься на слух.
  6. Когда учебный доклад будет готов, проверьте его на наличие противоречий или не логических переходов между частями выступления.
  7. Доклад предполагает обсуждение изложенной информации, поэтому во время его написания отмечайте вопросы, которые могут прозвучать от слушателей, постарайтесь заранее дать на них ответы.
  8. Попросите близких послушать или почитать доклад и указать на места, которые, по их мнению, требуют доработки.

Эти секреты, а также желание творить поделиться интересной информацией с другими, помогут написать отличный учебный доклад.

О том как написать доклад к диплому за полчаса вы можете узнать, посмотрев видео:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Edufan.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: