При написании учебного доклада редко возникают трудности, но студентам первых курсов и школьниками все же необходима помощь, для того чтобы процесс работы над будущим выступлением не затянулся, а саму работу не пришлось переделывать или дорабатывать.
Подготовка к написанию доклада
В этой статье упустим проблему выбора темы, так как учебный доклад обычно готовится по темам, заданным преподавателем. Если же преподаватель оставляет выбор, то неширокий: определенный аспект темы семинара или лекционного занятия.
После выбора темы необходимо ознакомиться с указаниями по поводу написания и оформления доклада, при этом разъясните для себя такие вопросы:
- объем доклада,
- сколько источников использовать для написания,
- особенности структуры,
- форма работы (устная или письменная),
- временной регламент для устного выступления (на прочтение 1 страницы требуется 1,5-2 минуты в зависимости от темпа речи),
- оформление (для учебных докладов этот момент не столь важный, поэтому его часто упускают).
Ответы на эти вопросы помогут вам представить примерный «образ» доклада.
Далее необходимо приступать к поиску литературы, для этого достаточно заглянуть в Интернет и библиотеку. Да-да, последняя до сих пор занимает почетное место в мире информации, несмотря на популярность мировой паутины. Иногда только в библиотеке можно найти ценные материалы, которых нет в Интернете или представлен лишь фрагмент для ознакомления.
После составления списка источников (достаточно 5-7 позиций) нужно их проработать и выбрать наиболее интересную и ценную информацию. Теперь можно приступать к составлению плана доклада, исходя из структуры. Универсальный шаблон плана такой:
- Введение
- Основной текст:
а) название подзаголовка,
б) название подзаголовка,
- Выводы
Если в план добавить идеи, цитаты, факты и т.п., получится уже набросок будущего доклада. Когда все подготовительные вопросы решены, можно смело браться за работу над основным текстом.
Как написать вводную часть?
Введение в учебном докладе должно быть лаконичным, для его написания стоит воспользоваться такими правилами:
- Вводной частью необходимо заинтересовать слушателей, поэтому начать доклад можно с интересного факта, ошеломляющих статистических данных или красивой цитаты (выбор зависит от темы работы).
- Интересное начало следует плавно перевести в актуальность темы.
- Обзор литературы по раскрываемой теме нужно уместить в 2-3 предложения, при этом следует выбирать самые примечательные аспекты работ.
- Если в докладе будут встречаться малознакомые термины или аббревиатуры, их можно объяснить в начале выступления.
Если вы готовите устное выступление, постарайтесь, чтобы введение не занимало больше минуты, в письменном варианте – 2-3 абзаца.
Секреты написания основной части доклада
Основная часть – главное звено доклада, во время его написания помните о таких правилах:
- от автора учебного доклада требуется только полное изложение информации, собственное мнение в таком виде работы будет неуместным,
- в основной части подаются гипотезы, рассуждения ученных, толкования понятий, при этом лучше указывать автора, у которого вы «списали» информацию,
- желательно определить главный тезис (или 2-3), а потом добавить дополнительную информацию,
- четко определите тактику изложения информации: от частичного к конкретному или наоборот. Этой тактики необходимо придерживаться от начала до конца доклада,
- не пишите лишнего, доклад должен раскрывать только заявленную тему,
- не повторяйте одно и то же разными словами, если двое и более ученных придерживаются одной мысли, не цитируйте каждого, а подайте обобщенный пересказ их рассуждений и перечислите фамилии,
- не лишними будут статистические данные, факты, примеры, помогающие более полно раскрыть тему и оживить рассказ.
Пишем выводы
Выводы – завершающий аккорд доклада. Как и вводная часть, они не должны быть большими по объему. Выводы делаются на основе главного тезиса и рассуждений, поданных в докладе. Слушателям нужно показать, что они должны вынести и запомнить из выступления. Можно сказать пару слов об аспектах темы, которые остались нераскрытыми из-за недостаточной степени изученности.
В заключительной части докладчик может высказать свое мнение по теме.
Советы напоследок
- Бывает, что выбранная тема оказывается сложной для докладчика, в таком случае нужно попробовать поменять ее.
- Очень важно использовать только актуальные источники: наука не стоит на месте, и некоторые данные устаревают или утрачивают достоверность. Для того чтобы не допустить оплошностей в информации, выбирайте новые, но авторитетные труды и уже с ними сравнивайте те, что вышли давнее.
- Оптимальное количество источников для учебного доклада – 5-7, но лучше выбрать около 10, а уже из них отобрать наиболее интересные.
- Стройте свой рассказ так, чтобы постоянно поддерживать интерес публики.
- Каждую часть перечитывайте после написания и исправляйте недочеты в изложении (стилистические, грамматические) – текст должен легко восприниматься на слух.
- Когда учебный доклад будет готов, проверьте его на наличие противоречий или не логических переходов между частями выступления.
- Доклад предполагает обсуждение изложенной информации, поэтому во время его написания отмечайте вопросы, которые могут прозвучать от слушателей, постарайтесь заранее дать на них ответы.
- Попросите близких послушать или почитать доклад и указать на места, которые, по их мнению, требуют доработки.
Эти секреты, а также желание творить поделиться интересной информацией с другими, помогут написать отличный учебный доклад.
О том как написать доклад к диплому за полчаса вы можете узнать, посмотрев видео: