Составление бизнес-плана – непростое дело, к которому необходимо подойти с полной ответственностью и отдачей сил. Объективный анализ множества факторов и правильные расчеты с учетом этих факторов играют первостепенную роль в успехе каждой предпринимательской идеи.
Однако не менее важную роль играет и оформление бизнес-плана. Недостаточно просто представить сухие факты, важно оригинальное, но в то же время простое и понятное их представление. Ведь первое, на что обращают внимание люди, знакомящиеся с примером текста – это его оформление.
Правила оформления бизнес-плана
Бизнес-план может быть написан от руки, а может быть напечатан и распечатан. Это не изменит сути дела.
Но к оформлению бизнес-плана и первого, и второго варианта нужно отнестись очень серьезно.
Считать это формальностью было бы чревато неприятными последствиями, так как от этого во многом зависит привлечение инвестиционных вложений.
Итак, прежде чем приступить к написанию бизнес-плана, необходимо ознакомиться с основными правилами по оформлению бизнес-плана.
Главным правилом является то, что текст документа должен быть читабельным и понятным людям, не специализирующимся в данной отрасли. Это расширит круг потенциальных инвесторов.
Огромное преимущество даст наличие в тексте деловых графических изображений, таблиц и картинок. Это придаст большую наглядность информации, содержащейся в бизнес-плане.
Текст следует разбить по смыслу на разделы, главы и подпункты, заголовки которых важно выделять жирным шрифтом. Это поможет заинтересованному лицу отыскать в тексте именно ту информацию, которая нужна в данный момент, избегая необходимости читать его полностью.
Разделы, главы и подпункты бизнес-плана должны быть последовательны. Благодаря четкой структуре текста можно избежать сумбурности информации, смысл которого станет более понятен, а текст легким для восприятия.
Бизнес-план всегда начинается с титульного листа, который должен содержать в себе следующую информацию:
- краткую информацию о деятельности организации,
- название организации и ее организационно-правовая форма,
- юридический адрес организации (действующий или предполагаемый, если на момент составления бизнес-плана предприятие не зарегистрировано),
- эмблема организации, если таковая имеется,
- информация о человеке, составившем бизнес-план, в частности ФИО, паспортные данные,
- телефонный номер,
- дата составления документа.
Наглядный пример титульного листа можно посмотреть перейдя по ссылке https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/042a/0002fde1-d4a8fed3/img3.jpg
За титульным листом следует содержание с перечислением всех глав и подпунктов с ссылкой на номера страниц.
В конце бизнес-плана должны быть приложения, включающие в себя таблицы, анализирующие доходы, расходы и прибыль, баланс, прогнозы и другое.
Текст должен быть напечатан типом шрифта Times New Roman размером 12-14 на формате страницы А4.
Интервал между абзацами должен составлять до и после – 6 пт. Страницы нумеруются, начиная со второго листа.
Распечатывать текст необходимо только на одной стороне листа, как полагается для любого серьезного документа.
Сшивать документ можно либо в папку, облачая при этом каждый лист в файл, либо, в лучшем случае, облачить его в красивую обложку, на которой будет изображен логотип организации.
Ошибки при оформлении бизнес-плана
Несмотря на ряд рекомендаций по оформлению нередко допускаются некоторые ошибки, которые могут пагубно повлиять на результат привлечения инвесторов.
Во избежание ошибок при оформлении бизнес-плана мы приведем перечень наиболее часто встречаемых из них:
- Наличие в тексте орфографических и пунктуационных ошибок. В погоне за качеством информации, содержащейся в бизнес-плане, многие не придают должного значения орфографии и пунктуации. Это является большим недочетом, так как это вызывает недоверие со стороны тех, кто знакомится с данным документом.
- Неподписанные таблицы, графические изображения, диаграммы. Для человека, бегло осматривающего бизнес-план, просто необходимо, чтобы все вышеперечисленное было озаглавлено – это избавит от необходимости вчитываться в весь текст, чтобы понять к чему отнести данную информацию.
- Неодинаковые поля. Это очень мешает сосредоточиться и в полной мере воспринимать предложенную информацию.
- Большой объем документа. Слишком длинный текст плохо влияет на его восприятие. Желательно, чтобы бизнес-план включал в себя не более 15 страниц, остальную информацию включить в приложения.
- Много терминологии. Изобилие терминов может стать причиной того, что ваш бизнес-план станет непонятным для основной массы людей, а также будет скучным и сухим.
- Отсутствие терминологии. Несмотря на то, что увлекаться использованием научных терминов в тексте не стоит, существуют случаи, когда они необходимы и незаменимы.
Подводя итоги, стоит сказать, что бизнес-план является своеобразной рекламой вашего бизнеса. Именно по этой причине стоит отдать должное внимание его оформлению. Ведь не зря говорят, что встречают по одежке.
В этом видео вы узнаете, как составить профессиональный бизнес-план: