По форме и характеру урока лабораторная работа имеет отношение к практическим способам познания. Также она содержит в себе компонент самостоятельного познания учащимися.
С точки зрения методологии лабораторная работа является способом развития и формирования умений, а также навыков в работе с различными приборами, так как ученикам нужно уметь выполнять упражнения, используя разнообразные приборы и инструменты.
Ученики имеют возможность познавать явления благодаря специализированному оборудованию. Поэтому важнейшей составляющей любого правильного процесса обучения является именно лабораторная работа.
А в самой лабораторной работе в свою очередь важно оформление по правилам, которые регламентируют ГОСТы.
Понятие и классификация лабораторных работ
Синтезировать теоретические и практические навыки студентов и учеников позволяют лабораторные работы.
Возрастание их роли соотносится со стремительным формированием и развитием исследовательской формы обучения.
Поэтому большинство выпускников школ и вузов обязаны быть готовыми к различным экспериментам в процессе обучения.
Определение слова «лаборатория» берет свое начало от латинского и обозначается как труд, деятельность, работа.
А также показывает связь со сложившимися понятиями, которые требуют применения интеллектуальных и деятельных усилий для решения не только научных, но и жизненных проблем.
Синонимом слова «лаборатория» можно считать слово «практикум», так как данный термин отображает схожую мысль: в переводе с греческого означает «деятель», то есть имеются в виду формы обучения, требующие усиленной деятельность разных видов.
Но в отличие от практикумов лабораторные занятия отличаются усиленной и ярко выраженной специфичностью, которая зависит от определенной учебной специальности.
То есть из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что лабораторная работа – это вид самостоятельной практической деятельности, которая проводится учениками или студентами специализированных школ, вузов.
Ее цель углубить, улучшить и закрепить в сознании теоретические знания, а также развить навыки инициативного эксперимента.
Лабораторная работа включает в себя этапы подготовки нужных для исследования приборов, реактивов, этапы организации, план и схему исследования.
Одной из самых действенных форм работы на лабораторных занятиях является именно групповая деятельность, в том числе они требуют огромной работы и от преподавательского состава.
Лабораторные работы важно составить так, чтобы они приводили учеников и студентов к последующей погруженной самостоятельной работе, то есть симулировали их интеллектуальную деятельность, а также оснащали методологией практической работы.
Главной составной практических работ являются упражнения, так как основа любых упражнений – это образец, разбираемый с точки зрения теории, которая дается на лекциях.
Зачастую внимание концентрируется на формировании определенных умений, именно это предопределяет сущность работы учеников и студентов.
Лабораторные работы можно подразделить на следующие виды:
- Экспериментальные.
- Изобразительные.
- Фронтальные.
Экспериментальные лабораторные работы нацелены на исследование процессов, операций и явлений с целью их анализа и детального изучения.
Изобразительные работы нацелены на правильное составление различных схем, планов и графиков.
Во время фронтальных работ все ученики и студенты одновременно работают на местах с определенной программной установкой и средствами, которые им передает учитель.
Составляющие лабораторных работ
Написание любой научной работы, а также и лабораторной включает в себя 3 основных компонента:
- Введение.
- Основная часть.
- Заключение.
Во введении лабораторной работы необходимо привести основания современности и актуальности работы. Актуальность – это уровень важности темы на данный период времени и в определенной ситуации.
Объяснение современности лабораторной работы – это обоснование нужности исследования темы и проведения экспериментов, касающихся данной проблематики. Под актуальностью понимается и рассматривается предмет и объект экспериментальной работы.
Объект – это то, что будет изучаться. Название объекта зачастую находится в ответе на такой вопрос что именно будет рассматриваться и изучаться.
Предмет – это особенная проблематика, вопрос либо отдельные очерченные границы объекта, не выходящие за рамки исследуемого объекта. Название предмета кроется в вопросе что изучать.
Пример: объект – река Нил, предмет – история заселения реки Нил.
Далее во введении описывается результат, которого планируется достичь в конечном итоге. Затем необходимо указать определенные задачи, которые нужно решить в ходе достижения цели.
Задачи в оформлении лабораторной работы просто перечисляются через запятую.
Основная часть раздел, подразделяющийся на две части: теория и практика. Теория содержит в себе рассказ об области научного знания, которая исследуется.
Для этого необходимо проштудировать множество учебников, пособий и научной литературы в целом. Цель основной части оформления лабораторной работы – многогранное познание объекта исследуемой темы.
Практика заключается в том, что необходимо применить и закрепить те знания, которые находятся в обобщении теории.
Сущность заключения в том, что нужно в сжатом изложении показать всю проделанную работу, а также подвести итоги экспериментальных работ, выполненных в ходе лабораторного наблюдения.
Оформление лабораторной работы по ГОСТу
Лабораторная работа – это форма небольшого научного отчета, который обобщает проведенную работу ученика либо студента.
Лабораторная, как и другие формы научного отчета, имеет ряд требований, главное из которых это глубокое и полное описаний всей выполненной работы.
Также лабораторные упражнения позволяют оценивать результативность и уровень выполнения заданий.
В лабораторном отчете по действующему ГОСТу необходимыми частями являются:
- Титульный лист. Для каждого отдельного вида и формы работы титульный лист имеет различное оформление. Для оформления лабораторных работ первая страница оформляется таким образом. В самом верхнем поле указывается полное, а не сокращенное название учебного заведения, а также кафедры, на которой была выполнена работа. В среднем поле листа необходимо указать вид деятельности (лабораторная работа), также нужно указать курс, а ниже название исследования. Наименование лабораторной работы нужно указывать без кавычек. Затем ближе к правой части титульного листа необходимо указать фамилию, инициалы, курс, группу студента, который выполняет данную работу, а чуть ниже указать фамилию, инициалы и ученую степень преподавателя, проверяющего данную работу. В нижней части указывается место выполненной работы и год написания.
- Цель работы тесно взаимосвязана с темой лабораторного исследования. В зависимости от углубленности и сложности работы размер цели работы составляет от двух строк до половины листа.
- Сведения в области теории. В данном разделе необходимо разъяснить краткие теоретические описания темы, а также изучаемого материала, требующегося в работе, можно приводить нужные схемы и формулы. Материал данного раздела не может повторять содержание методологического материала по теме, а только лишь излагает основополагающие термины, понятия, законы и формулы, требующиеся для последующей переработки исследовательских результатов.
- Экспериментальные установки и методология исследования. В этом разделе используются приводимые схемы исследовательской установки со следующим описанием деятельности, а также детально рассказывается методология проведения исследования, получение сведений и методов их переработки. В случае применения шаблонных пакетных информационных программ для переработки исследовательской результативности обязательно нужно доказать целесообразность их использования, а также привести примеры обработанных материалов с их помощью. Для работ, которые непосредственно связаны с информационным программированием физических процессов, необходимо в данном разделе очертить математическое моделирование и программы, помогающие моделировать данные явления.
- Результаты проведенного эксперимента. В данной части необходимо рассказать о результатах, которые были получены во время проведения научных экспериментальных работ, а также необходимо дать оценку погрешностям измерений.
- Анализ всех результатов деятельности. Данная часть оформления лабораторных работ должна содержать в себе детализированный анализ всех полученных данных и трактовку результатов на базе физических правил.
- Выводы. Выводы – это краткая характеристика, обобщающая результативность всей деятельности: значения величин, которые получены исследовательским и теоретическим способом, их подчиненность условиям эксперимента, а также соответствие либо несоответствие законам и моделям теоретической базы.
Отчетная документация по лабораторной работе оформляется на бумаге размером А4.
Оформление текста лабораторной работы
Текст должен располагаться на одной стороне листа формата А4, используемый шрифт Times New Roman, пункт – 14.
Для установления данных параметров необходимо перейти на «главная» в разделе «Шрифт» и установить нужный параметр.
Текст располагается с интервалом в полтора, отступ первой строчки должен равняться 0,75 – 1,5. Выравнивание текста обязательно по ширине.
Для правильных абзацев необходимо воспользоваться панелью инструментов «Главная» и разделом «Абзац».
В случае, если текст должен делиться на пункты, их необходимо нумеровать порядковыми номерами. Пункты для лучшего усвоения подразделяются на подпункты. Внутри пунктов и подпунктов могут приводиться перечисления.
Выводы
Лабораторная работа является действенным и эффективным методом для улучшения и совершенствования умения и навыков учащихся, а также это хороший способ воспитать в студентах и учениках такое качество как самостоятельность в принятии решений.
Во время лабораторных работ ученики и студенты более сосредоточены на работе. Работы данного вида необходимы для улучшения информационно-коммуникативных технологий и воспитания у детей правильной информационной культуры.
В этом видео вы узнаете, как проходит лабораторная работа: