С каждым годом требования к сдаче ЕГЭ повышаются, а вместе с этим увеличивается ряд вопросов, связанных с грамотным написанием последней письменной части — сочинения.
Ученики должны не просто хорошо писать, а уметь правильно выражать и четко формулировать свои размышления на ту или иную тему. Конечно, существуют различные речевые клише для сочинения, о которых речь пойдет чуть ниже.
Клише во многом могут помочь учащемуся написать сочинение, сформулировать лаконичные предложения и так далее.
Алгоритм текста
Чтобы научиться хорошо писать, для начала нужно понять алгоритм написания текста:
- Первое и самое основное, с чего следует начинать свою работу — это введение.
- Далее нужно сформулировать проблему, которая будет затрагиваться в сочинении.
- Затем следует написать комментарий к проблеме.
- Выразить позицию автора произведения.
- Выразить собственную позицию.
- Привести пару тройку аргументов для подтверждения своих размышлений.
Завершается сочинение написанием заключения или определенных выводов, касающихся рассматриваемой темы.
Введение
Первое, что нужно сделать для правильного написания введения к сочинению, определить тему.
Чтобы вам было проще, задайте себе всего один вопрос: «О чем этот текст?».
Введения могут быть абсолютно разными.
Вы можете начать свою работу и с цитаты какого-нибудь великого человека, и со своих рассуждений на тему, либо можно начать с постановки риторического вопроса.
Также хорошим вариантом для введения будет краткая справка об авторе того или иного произведения, а также цепочка вопросительных предложений.
Для всех этих видов написания введения существуют определенные клише: Никто не станет отрицать важности в жизни людей, Каждый из нас сталкивался с , С давних времен человек размышлял о .
Формулировка и комментирование проблемы
Помните, что каждый пункт алгоритма — это отдельный абзац вашего сочинения. Следовательно, устанавливать и описывать проблему нужно уже во втором абзаце.
Вам нужно сформулировать проблему так, чтобы она затрагивала не только ситуацию, которую вы рассматриваете в тексте, но и те моменты, которые касаются каждого в обычной жизни.
Напишите, почему данная проблема касается не только произведения, но и обычной жизни. Если вам удастся правильно поставить проблему, дальше работа над текстом будет легче.
Следующая часть сочинения будет посвящена комментарию описанной проблемы.
Для грамотного комментирования всего лишь нужно ответить на пару вспомогательных вопросов:
- актуальна ли та проблема, которую затрагивает автор произведения,
- на чем акцентирует свое внимание автор больше всего,
- на какие выводы и умозаключения автор наводит читателя,
- как автор раскрывает затронутую проблему
Рассмотрим клише для комментирования проблемы текста: Истоки проблемы кроются в …, Такого рода проблемы касаются каждого из нас, Данную проблему можно отнести к разряду так называемых вечных проблем, Важность проблемы подчёркивается тем, что… и т.д..
Выражение авторской позиции
Для того, чтобы суметь выразить мнение автора, нужно понять, что он хотел сказать своим читателем своим произведением, как он расценивает ту или иную ситуацию и поведение героев.
Все эти вопросы должны быть по смыслу связаны с описываемой проблемой. Автор может напрямую в тексте призывать читателя к различным действиям либо раздумьям. Либо это может быть выражено в скрытой форме, завуалировано.
Чтобы это понять, вам нужно уметь видеть авторский посыл, понимать иронию и различные метафоры. Это сделать труднее, но, если вы научитесь видеть и понимать авторскую позицию, выражая это в своем сочинении, ваши баллы за работу будут заслуженно высокими.
Выражение собственной позиции и аргументация
Это, пожалуй, самая важная часть вашего сочинения, где недостаточно просто выразить свои мысли насчет темы и проблемы.
Здесь нужно соблюсти основные моменты и правила написания сочинения-рассуждения.
Для этого нужно соблюсти следующий план написания:
- тезис,
- аргумент,
- вывод
Под словом «тезис» подразумевается позиция автора рассматриваемого сочинения. Своими аргументами вам нужно либо согласиться с ней, либо опровергнуть.
К каждому тезису нужно писать отдельный аргумент, чтобы нить вашего размышления не потерялась в куче других мыслей. В процессе аргументирования, можно привести примеры из жизни, отстаивая свое мнение.
Для этого нужно выделить следующий абзац. А для правильной постановки аргументов существуют такие клише: Я согласен (не согласен) с автором в том, что …, Трудно (нельзя) не согласиться с автором текста в том, что , Мне близка позиция автора тем, что ….
Заключение
Есть несколько способов креативно оформить заключение:
- привести яркий пример для обобщения всех размышлений в сочинении,
- ответить на вопрос, который вы поставили во введении,
- можно выбрать яркую цитату, которая бы подвела гармоничный итог, но была бы непосредственно связана с темой сочинения,
- выразить личное отношение к поднятой проблеме,
- можно закончить работу риторическим вопросом, оставив читателю шанс на дальнейшее рассуждение,
- подвести итоги и обобщить позицию автора.
Если вы будете четко придерживаться поставленного плана, использовать речевые клише и креативно мыслить, ваше сочинение обязательно наберет высший балл на экзамене.
В этом видео вы узнаете о речевых клише для сочинения: