С каждым годом требования к сдаче ЕГЭ повышаются, а вместе с этим увеличивается ряд вопросов, связанных с грамотным написанием последней письменной части — сочинения.
Ученики должны не просто хорошо писать, а уметь правильно выражать и четко формулировать свои размышления на ту или иную тему. Конечно, существуют различные речевые клише для сочинения, о которых речь пойдет чуть ниже.
Клише во многом могут помочь учащемуся написать сочинение, сформулировать лаконичные предложения и так далее.
Алгоритм текста
Клише помогут упростить задачу
Чтобы научиться хорошо писать, для начала нужно понять алгоритм написания текста:
- Первое и самое основное, с чего следует начинать свою работу — это введение.
- Далее нужно сформулировать проблему, которая будет затрагиваться в сочинении.
- Затем следует написать комментарий к проблеме.
- Выразить позицию автора произведения.
- Выразить собственную позицию.
- Привести пару тройку аргументов для подтверждения своих размышлений.
Завершается сочинение написанием заключения или определенных выводов, касающихся рассматриваемой темы.
Введение
Первое, что нужно сделать для правильного написания введения к сочинению, определить тему.
Чтобы вам было проще, задайте себе всего один вопрос: «О чем этот текст?».
Введения могут быть абсолютно разными.
Вы можете начать свою работу и с цитаты какого-нибудь великого человека, и со своих рассуждений на тему, либо можно начать с постановки риторического вопроса.
Также хорошим вариантом для введения будет краткая справка об авторе того или иного произведения, а также цепочка вопросительных предложений.
Для всех этих видов написания введения существуют определенные клише: Никто не станет отрицать важности в жизни людей, Каждый из нас сталкивался с , С давних времен человек размышлял о .
Формулировка и комментирование проблемы
Помните, что каждый пункт алгоритма — это отдельный абзац вашего сочинения. Следовательно, устанавливать и описывать проблему нужно уже во втором абзаце.
Вам нужно сформулировать проблему так, чтобы она затрагивала не только ситуацию, которую вы рассматриваете в тексте, но и те моменты, которые касаются каждого в обычной жизни.
Напишите, почему данная проблема касается не только произведения, но и обычной жизни. Если вам удастся правильно поставить проблему, дальше работа над текстом будет легче.
Проблему нужно сформулировать и прокомментировать
Следующая часть сочинения будет посвящена комментарию описанной проблемы.
Для грамотного комментирования всего лишь нужно ответить на пару вспомогательных вопросов:
- актуальна ли та проблема, которую затрагивает автор произведения,
- на чем акцентирует свое внимание автор больше всего,
- на какие выводы и умозаключения автор наводит читателя,
- как автор раскрывает затронутую проблему
Рассмотрим клише для комментирования проблемы текста: Истоки проблемы кроются в …, Такого рода проблемы касаются каждого из нас, Данную проблему можно отнести к разряду так называемых вечных проблем, Важность проблемы подчёркивается тем, что… и т.д..
Выражение авторской позиции
Для того, чтобы суметь выразить мнение автора, нужно понять, что он хотел сказать своим читателем своим произведением, как он расценивает ту или иную ситуацию и поведение героев.
Все эти вопросы должны быть по смыслу связаны с описываемой проблемой. Автор может напрямую в тексте призывать читателя к различным действиям либо раздумьям. Либо это может быть выражено в скрытой форме, завуалировано.
Чтобы это понять, вам нужно уметь видеть авторский посыл, понимать иронию и различные метафоры. Это сделать труднее, но, если вы научитесь видеть и понимать авторскую позицию, выражая это в своем сочинении, ваши баллы за работу будут заслуженно высокими.
Выражение собственной позиции и аргументация
Это, пожалуй, самая важная часть вашего сочинения, где недостаточно просто выразить свои мысли насчет темы и проблемы.
Раскрытие собственной позиции -не самая простая часть сочинения
Здесь нужно соблюсти основные моменты и правила написания сочинения-рассуждения.
Для этого нужно соблюсти следующий план написания:
- тезис,
- аргумент,
- вывод
Под словом «тезис» подразумевается позиция автора рассматриваемого сочинения. Своими аргументами вам нужно либо согласиться с ней, либо опровергнуть.
К каждому тезису нужно писать отдельный аргумент, чтобы нить вашего размышления не потерялась в куче других мыслей. В процессе аргументирования, можно привести примеры из жизни, отстаивая свое мнение.
Для этого нужно выделить следующий абзац. А для правильной постановки аргументов существуют такие клише: Я согласен (не согласен) с автором в том, что …, Трудно (нельзя) не согласиться с автором текста в том, что , Мне близка позиция автора тем, что ….
Заключение
Есть несколько способов креативно оформить заключение:
- привести яркий пример для обобщения всех размышлений в сочинении,
- ответить на вопрос, который вы поставили во введении,
- можно выбрать яркую цитату, которая бы подвела гармоничный итог, но была бы непосредственно связана с темой сочинения,
- выразить личное отношение к поднятой проблеме,
- можно закончить работу риторическим вопросом, оставив читателю шанс на дальнейшее рассуждение,
- подвести итоги и обобщить позицию автора.
Если вы будете четко придерживаться поставленного плана, использовать речевые клише и креативно мыслить, ваше сочинение обязательно наберет высший балл на экзамене.
В этом видео вы узнаете о речевых клише для сочинения: