«Визуальный рисунок» научной статьи – первое, что бросается в глаза читателю, создается он использованием определенных параметров печати. Эти параметры определяются редакцией, поэтому каждое издательство имеет свой набор. Тем не менее, существуют мировые стандарты и требования ГОСТов, которых придерживается большинство современных изданий.
Подсказки по набору текста
На основе анализа требований редакций различных изданий можно определить параметры гарнитуры:
- размер шрифта соответствует ГОСТу и находится в рамках 12-14 кегеля,
- Государственные стандарты не определяют тип шрифта, но большинство изданий работают с Times New Roman,
- поля (берега) со всех сторон должны быть по 2,5 см, реже требуются такие размеры: правое – 1 см, левое – 3 см, верхнее и нижнее – по 2 см,
- абзацный отступ 1,25,
- междустрочный интервал – 1,5,
- нумеровать страницы нужно арабскими цифрами без точки, римские цифры использовать нельзя.
Так как, статьи подаются в электронном виде, важно учитывать требование, в каком текстовом редакторе должна быть набрана статья. Современные редакции предпочитают Word 3 или 7 версии. Нарушение этого требования чревато тем, что гарнитура шрифта «поплывет» и в печати вам просто откажут.
Все указанные данные обобщенные, они помогут сориентироваться в наиболее распространенных вопросах оформления, а вот конкретику следует искать в требованиях издания, в котором собираетесь публиковаться.
Алгоритм оформления научной статьи
Для того чтобы оформление не запутало вас «сетями» множества требований, воспользуйтесь проверенным алгоритмом:
- Выяснить нужные данные, которые указываются перед или после заголовка (ФИО автора, должность, название учебного заведения, ФИО научного руководителя, его научная степень), ведь они должны быть точными.
- Внимательно перечитать требования редакции издания.
- Оформить текст статьи по указанным техническим параметрам. Желательно при этом воспользоваться функцией отображения знаков абзацев и других скрытых знаков.
- Обязательно проверить правильность написанного, даже если вам кажется, что ошибок вы не допустили.
- Сохранить файл в формате, который бы «дружил» с остальными версиями текстового редактора и не изменял внешний вид вашей работы или же в формате, указанном редакцией. Этот совет, на первый взгляд, примитивный, но часто о нем забывают, итог: сдвинутые поля, знаки, строчки, другие шрифты и потраченное время на исправление этих технических нюансов.
Как оформить аннотацию и ключевые слова?
При оформлении аннотации воспользуйтесь такими подсказками:
- эта часть располагается сразу после заголовка,
- обращайте внимание на объем (обычно до 500 знаков), превышать его не следует,
- аннотация оформляется 1-2 абзацами,
- обозначается этот структурный компонент публикации словом «аннотация» (размер и тип шрифта такой же, как в основной части, жирный, большие или строчные буквы, расположение – по центру),
- не забывайте, что в большинстве изданий требуют аннотацию на 2-х языках – русском и английском, аннотацию на русском нужно выделить курсивом,
- параметры шрифта такие же, как у основного текста.
Ключевые слова прописывают строчкой сразу после аннотации, словосочетание «ключевые слова» выделяют жирным шрифтом. Понятия отделяются запятыми.
Подсказки по оформлению иллюстративного материала
Оформляя иллюстративный материал, пользуйтесь такими правилами:
- Требования к этим элементам публикации зависит от типа издания – черно-белое или цветное. В первом случае таблицы, рисунки, схемы, графики должны быть черно-белыми без заливки, можно использовать штриховку.
- В цветном издании иллюстративный материал подается соответственно в цветном варианте.
- В зависимости от требований редакций указанные элементы подают сразу в тексте (используя приемы обтекания) или отдельно, еще один вариант – и в тексте, и отдельно.
- Альбомная ориентация для схем, рисунков, графиков допускается далеко не во всех изданиях, поэтому имейте это ввиду.
- При наборе формул редакции «настоятельно рекомендуют» пользоваться пакетом Microsoft Office или MathType, опять же обращайте внимание на версию.
- На все иллюстративные материалы должны быть ссылки в тексте статьи.
- Таблицы, использованные в статье, нужно обязательно нумеровать, слово «Таблица» набирают с новой строки, выравнивая текст по правому краю, саму таблицу нужно расположить по центру.
- Если таблица не вмещается в страницу, «лишние» элементы переносятся на следующую страницу, а над ними обязательно пишут «Продолжение страницы 1 (2, 3)», выравнивая надпись по правому краю.
Схемы, графики, диаграммы лучше оформлять как рисунки, помня такие универсальные правила:
- рисунки всегда имеют подпись,
- рисунок и подпись располагают по центру,
- подписи делаются под рисунками обычным шрифтом, курсив не используется.
Несколько подсказок напоследок
- Во время набора текста следите, чтобы не добавлялись отступы после абзацев или перед ними (иногда Word ставит их автоматически).
- После первого технического оформления, оставьте текст и перепроверьте его еще раз, сверяясь с требованиями.
- Особое внимание обратите на отступы между структурными частями статьи.
- Оформление списка литературы лучше проверить несколько раз, так как в нем обычно больше всего погрешностей.
- В требованиях есть такой пункт, как УДК (он нужен, чтобы ваша статья получила место среди других научных трудов такого типа в библиотеке), с вопросом его составления лучше обратиться в университетскую библиотеку.
Все подсказки основываются на достоверных источниках, но, сколько редакций, столько и капризов, поэтому, без ознакомления с конкретными требованиями, правильно оформить статью не получится.
О правилах оформления научных статей для конференций вы можете узнать, посмотрев видео: