На первых курсах на студентов возлагается ответственное задание – написать самостоятельное научное исследование, которым является курсовая работа. К ней надо отнестись со всей ответственностью, ведь часто именно эта работа определяет отношение преподавателей к студентам.
В сравнение с дипломным проектом курсовая кажется куда более легким заданием, однако это первая серьезная работа, поэтому она озадачивает студента кучей вопросов: «Как выбрать тему?», «С чего начать работу?», «Какая структура, объем работы?» и т.п.
Данная статья поможет найти ответы на самые распространенные вопросы, а также расскажет, как правильно организовать свою работу над исследованием.
Тема курсовой
Первый шаг в процессе написания курсовой работы – выбор темы. Обычно на кафедре есть перечень тем, из которого можно выбрать ту, что по душе. Не имея опыта написания научных работ, студент выбирает тему по принципу «пальцем в небо», а потом мучается над ней.
Советуем такой принцип отбросить сразу и выбирать тему, руководствуясь своими предпочтениями. Расспросите преподавателя, предлагающего данную тему, о ее особенностях.
Очень часто студенты пугаются сложной терминологии, заявленной в теме, не поленитесь в ней разобраться – чаще всего за такими понятиями скрываются простые, но интересные для исследования явления.
План курсовой
План курсовой работы – это перечень вопросов, которые будут рассматриваться в исследовании. Перед составлением плана желательно хотя бы поверхностно ознакомится с основной литературой, чтобы понять на какие аспекты обратить внимание в исследовании.
Обычно план курсовой работы сложный. Он должен быть структурирован на главы (разделы) и подглавы (подразделы) или параграфы. Для нумерации в плане используются арабские цифры. Введение, заключение, список литературы прописываются, но не нумеруются.
Проблема курсовой
На сегодняшний день от студентов требуется четкая постановка проблемы их исследования. Это вызывает трудности у учащихся, ведь на лекциях о таком понятии, как правило, не упоминается.
Проблема курсовой является ее предметом. В науке это понятие определяют как некую ситуацию, требующую разрешения с применением различных научных приемов и методов. Проблемы могут быть теоретического и практического характера.
Для того чтобы правильно определить проблему и грамотно ее описать, нужно изучить и проанализировать имеющуюся литературу о вашей теме, после чего вы сможете определить, что еще не изучено, это и будет проблемой.
Но здесь нужно быть внимательным и проследить за тем, чтобы проблема была тесно связана с темой, которую вы выбрали, и не выходила за ее рамки.
Источники для написания курсовой
Источники для написания курсовой работы – энциклопедии, словари, учебники, научные пособия, монографии, научные статьи и пр.. Обычно, самые необходимые источники рекомендует преподаватель, однако студенту нужно расширить этот список.
Количество источников не лимитировано, оно зависит от темы и заданий исследования.
Работа над источниками для курсовой обычно проводится в несколько этапов:
- Поиск научной литературы. Надежными помощниками на этом этапе будут Интернет, а также разнообразные каталоги университетских или городских библиотек. Кроме того, существуют специальные библиографические издания, в которых дается информация о литературе по той или иной проблеме.
- Составление списка найденных источников.
- Первичное прочтение литературы, «фильтрация» источников. На этом этапе вы должны «отсеять» те источники, которые не имеют ценности в вашем исследовании.
- Составление и оформление конечного списка литературы.
На 3-м и 4-м этапах желательно посоветоваться с научным руководителем.
Особенно ответственно нужно отнестись к оформлению списка литературы в соответствии с действующими требованиями. Эти требования можно найти в методичке или же в ГОСТе.
Этапы написания теоретической части курсовой работы
Теоретическая часть – это основа для практического раздела. Этот раздел пишется после изучения найденных источников. Во время их проработки воспользуйтесь такими советами:
- На отдельные карточки записывайте цитаты, которые, по вашему мнению, будут полезны в дальнейшей работе. Цитаты нужно выписывать точно, после паспортизировать (указать источник и страницу, на которой находится цитата).
- В ходе прочтения материала, старайтесь сразу давать ему оценку (соглашаетесь или не соглашаетесь с той или иной концепцией, почему), рассуждать. Свои мысли также записывайте отдельные карточки.
- Начинайте изучение литературы с самой простой (учебники, учебные пособия): она поможет сформировать необходимый каркас знаний, на котором вы сможете строить следующие размышления.
После проработки научного материала в теоретическом разделе излагаются размышления по поводу поставленной проблемы, однако нужно помнить, что в этом разделе не нужно «изобретать велосипед». Ваше задание – описать проблему, ссылаясь на работы ученых, уместными также будут ваши оценки их мыслей.
В теоретическом разделе широко используются такие приемы как пересказ и цитирование. Вам следует научиться систематизировать мысли разных исследователей и органично вплетать их в собственные размышления.
В теоретическом разделе освещается проблема вашей работы, поэтому его название должно кратко упоминать о ней, не следует называть его «безымянно», вроде «Теоретические основы исследования» или «Анализ литературы с проблемы».
Помните, качественно написанная теоретическая часть – залог хорошего практического раздела.
Практическая часть – это наиболее важный компонент курсовой работы, ведь именно в ней студент проявляет свои навыки и умение самостоятельно решать научные проблемы, исходя из существующей теоретической базы.
Обязательными компонентами этой части являются глава о методике исследования и глава о самом исследовании.
Содержание практической части, а также методы, применяемые при ее написании, зависят от специальности, а также темы исследования. Существуют общие для разных областей науки методы, самые распространенные из них:
- Аналогия метод, позволяющий определять свойства одного предмета по его сходству с другим.
- Анализ – выделение основных признаков конкретного явления, понятия путем разложения его на составные части.
- Классификация – группирование ряда предметов по общему признаку или признакам.
- Сравнение – метод, с помощью которого определяют общие и отличительные черты понятий, явлений, предметов.
- Измерение – определение численного значения понятий, явлений, предметов.
Этот список методов далеко неполный, обычно более полный перечень дается в методичке, а также в учебниках по основам научных исследований.
Введение – это структурная часть курсовой, в которой определяются цель исследования, его объект, предмет, задания, раскрывается новизна и актуальность, а также кратко рассказывается о степени изучения темы курсовой. Объем введения 2-3 страницы.
Далее дадим несколько советов, которые помогут правильно написать введение:
- Раскрыть актуальность работы – значит объяснить, почему вы выбрали такую тему. Основные аргументы: тема недостаточно изучена, полученные ранее знания на сегодняшний день устарели или же являются недостаточными, к теме усилился интерес в научных кругах и под..
- После раскрытия актуальности нужно кратко рассказать о том, насколько изучена эта тема, при этом следует указывать имена конкретных ученых (самых известных).
- При определении предмета и объекта исследования, помните, что первое понятие шире второго.
- Цель курсовой работы – это краткое описание того, что мы хотим достичь в результате. Ключевые слова для формулирования цели: изучить, исследовать, описать, классифицировать, раскрыть и под. Цель достигается в ходе выполнения заданий.
- Задания должны формироваться и располагаться так, чтобы четко показать систему действий исследователя.
Заключение курсовой работы – это краткие выводы о ее результатах. Заключение пишется на основе заданий, поставленных во введении. Типичная ошибка молодых исследователей – задания во введении поставлены одни, а выводы им совсем не соответствуют.
Запомните! Выводы должны логично выплывать с текста работы, быть аргументированными, указывать, какого результата достиг автор в ходе исполнения поставленных заданий.
Выводы можно оформлять как целостный текст или же разбивать их на отдельные тезисы с нумерацией (используются арабские цифры). Объем заключения – 1-2 страницы.
Защита курсовой
Итоговым этапом курсовой работы является ее защита. Цель защиты – показать результаты, которых удалось достичь в процессе выполнения работы.
Для защиты нужно подготовить доклад и презентацию (в зависимости от требований вуза, кафедры, специфики специальности презентация может быть обязательной или нет).
Главным помощником при защите курсовой является доклад. В нем студент должен кратко осветить теоретическую базу работы, а после этого рассказать о практической части, показать чего он достиг в процессе ее выполнения.
Доклад имеет такую структуру:
- Введение, которое освещает актуальность (1 абзац).
- Основная часть (теоретический и практический аспекты).
- Выводы краткий отчет о результатах работы (1 абзац).
При написании доклада важно учитывать, что на защиту дается 5-7 минут, поэтому в работе нужно выбрать самое основное и интересное.
Презентация – это иллюстративный материал к докладу, при ее создании важно помнить о таких нюансах:
- не перегружайте слайды текстом,
- не используйте пустых, не несущих информативной нагрузки фраз,
- не выбирайте кричащий фон презентации. Он должен быть таким, чтобы текст на нем легко читался,
- картинки со схемами должны быть хорошего качества, чтобы присутствующие имели возможность детально их рассмотреть.
- Составляя план, следите за тем, чтобы совпадали названия разделов и подразделов в плане и в самой работе.
- Проблему нужно выбирать так, чтобы получилось ее решить, иначе она заведет в тупик не только вас, но и ваше исследование.
- При поиске литературы обратите внимание на то, что во многих учебниках и учебных пособиях есть сноски, примечания, разъяснения к тексту, где авторы ссылаются на различные научные публикации, которые тоже можно использовать в своем исследовании. Кроме того списки литературы подаются после научных статей.
- Практическая часть должна быть немного больше теоретической по объему (обычно – 10-15 листов). Если объем практической части курсовой работы будет недостаточным, скорее всего ее отдадут на доработку.
- В самой курсовой работе и в докладе «не лейте воду»: курсовую работу вернут на доработку или снизят оценку, а с докладом, разбавленным «водой», не уложитесь в указанное время.
- После написания доклада попробуйте прочитать его, засекая время, а потом отредактируйте в зависимости от результата.
Написание курсовой работы может показаться для вас очень сложным, поэтому большим соблазном будет заказать ее написание. Не поддавайтесь этому искушению – так вы упустите шанс научиться самостоятельно писать серьезные работы.
Кроме того, курсовая работа – это «репетиция» перед более важным исследованием – дипломной работой или дипломным проектом, поэтому ваши старания обязательно принесут пользу в будущей студенческой жизни.
Подробнее о том, как написать курсовую работу, вы можете узнать, посмотрев видео: