Важная задача системы образования – формировать личностные качества, творческое мышление и нравственный потенциал у детей, а не только обучать их различным научным дисциплинам.
Многие любят сравнивать современное образование с образованием пятидесятилетней давности, при этом подмечая, что тогда оно было лучше и качественнее сегодняшнего. Но с чем это связано и так ли это на самом деле?
Все системы, существующие в мире, далеко не безупречны. Но общество активно стремится их улучшить. В действительности педагогика постоянно развивается и старается затрагивать другие научные дисциплины.
С совершенствованием образования развивается и научная сфера деятельности, образуются суррогаты научных дисциплин и новые науки, такие как психодидактика.
Психодидактика – это наука, соединяющая в себе методологию обучения и психологические знания с целью развития психологических качеств учащихся.
Психодидактика сама по себе очень молода, но ее активное развитие в дальнейшем позволит многим посмотреть на процесс обучения по-другому.
Предпосылки образования новой науки
Большинство развитых стран мира в системе образования делают упор на развитие личностных качеств у детей и подростков, их критического и творческого мышления.
А также воспитание нравственных и интеллектуальных качеств, формирование умения социально адаптироваться в постоянно изменяющихся условиях жизни.
Такое развивающее образование нуждается в новых практиках и технологиях, связанных с процессом обучения молодого поколения.
Таких педагогических практик, которые затрагивают различные сферы образования и требуют развития новых методик обучения или их усовершенствования, а также создания новых учебников и пособий.
Практика и теория развивающего образования основывается на совокупности научных представлений и установок психологии и дидактики в целом. Эти психолого-дидактические установки базируются на особенностях психологического и личностного развития подрастающего поколения.
То есть важным становится не только обучение детей научным дисциплинам, но и их воспитание как полноценных и здоровых личностей.
Чтобы реализовать развивающее образование такого типа, нужно объединить в одно целое две разных науки – психологию и дидактику. Дидактикой называют науку об учении, которая изучает и исследует наиболее эффективные методики обучения учащихся.
Со временем в процессе подготовки системы обучения и учебных материалов приоритеты в отношениях между дидактикой и психологией стали меняться.
Так происходило, потому что в фундаменте развивающего образования должны быть заложены прежде всего глубокое знание и правильное использование закономерностей в психологии развития детей.
Так в современной системе образования начинает происходить большая перемена, заключающаяся в изменении центрального объекта. Сейчас в педагогике ученые рассматривают ребенка именно как центр всей образовательной и педагогической системы.
Таким же образом и возникает потребность в изменении подхода к образованию, появляются новые направления и методики, к которым относится психодидактика.
Что же такое психодидактика
Психодидактика – это наука, объединившая в себе методические знания психологии и дидактики, которые используются в процессе обучения, с целью придать образовательному процессу личностно-ценностный характер.
Психодидактика направлена на развитие таких сфер психики:
- личностной,
- интеллектуальной,
- духовно-нравственной,
- эмоциональной,
- психосоматической.
Грамотное развитие этих сфер психики позволит ребенку почувствовать себя субъектом становления своей личности в целом. Субъект – это тот, кто действует, познает и мыслит, то есть действие направлено от него. В психологии под субъектом понимается противопоставление себя внешней среде и своим внутренним состояниям.
Психодидактика начала свое существование в 60-х годах ХХ столетия. Это сравнительно молодая область знания, которая используется в практике образования не более 20-30 лет.
Появление этой новой науки – не очередная модная тенденция, а большая необходимость для развивающейся системы образования и быстро текущего времени.
В словарях и энциклопедиях вы вряд ли найдете понятие «психодидактика», потому что до конца оно так и не закрепило свои позиции. Существует множество иных трактований данной области научного знания, таких как психологическая педагогика и психопедагогика.
Союз между психологией и педагогикой можно назвать наиболее традиционным в научной сфере. Для педагогики как науки очень важно учитывать ту реальность человека, с которой связано его индивидуальное и конкретное развитие. Только тогда она будет эффективна для деятельности преподавателя.
Основатель педагогики Коменский Я.А. отмечал, что для изготовления качественного стола столяру нужно знать все о породе дерева, как обрабатывать древесину, какими свойствами она обладает.
Почему же тогда некоторые учителя считают, что человек проще дерева, и «формуют» его, не обращая внимания ни на его природу, ни на его душевное состояние и способы влияния на него.
Многие выдающиеся педагоги придерживались мнения о том, что понимание человеческой природы, ее возможностей и законов психического развития личности являются важными требованиями для обучения и воспитания человека.
Предмет изучения психодидактики
Психодидактика как интегративная область научного знания занимается не только процессом обучения в развивающем образовании, но и участниками обучения как субъектами личностного развития, их познавательными интересами, интеллектуальным, нравственным и духовным развитием.
Методология развивающего образования основывается на «личностном начале». Педагогическая деятельность в таком случае влияет на развитие в личности чувства носителя действия или субъектности.
Все это приобщает человека не только к знанию, но и к личностному росту. Почему психодидактика так превосходит обычную дидактику, привычную для многих преподавателей?
Дидактика в переводе с греческого означает поучающий или изучающий. Это наука о преподавании и обучении. Она занимается анализом любых учебных процессов, которые сознательно организуются и систематически реализуются педагогами.
Помимо классических вопросов «зачем учить?», «как?», «чему учить?» в круг интересов дидактики входит следующая цепочка проблемных вопросов:
- где учить,
- кого учить,
- кому учить.
В этих трех проблемах классической дидактики раскрываются цели образования, его методология, технология обучения и его содержание.
Психодидактика же в свою очередь расширяет круг таких насущных вопросов и проблем, которые несомненно требуют решения:
- условия образования,
- тип учебного заведения,
- вид образования,
- возможность развития образовательной среды и тому подобное.
Вне зависимости от ширины круга рассматриваемых проблем в психодидактике на первом месте остается подрастающее поколение, его потребности и интересы, индивидуальные особенности, творческие способности, умение критически мыслить.
Остается проблема с обучением специалистов, которые могли бы применять психолого-дидактические методы обучения на практике. Психодидактике не обучают учеников школ, как многие могли бы подумать.
Это научное знание должны преподавать в высших учебных заведениях студентам, которые впоследствии станут профессионалами и смогут грамотно обучать и воспитывать учащихся.
По сути, сейчас перед учеными стоит важная задача по внесению важных изменений в системе образования. Психодидактика – это важное составляющее психологической педагогики.
Она не только меняет взгляд на привычные всем вопросы дидактики (как? зачем?), но и выдвигает новые:
- какова субъектная роль участников процесса образования,
- коммуникация учащихся,
- какие существуют условия и возможности для развития образовательных систем.
При этом психодидактика меняет методы, содержание и цели образования на личностно-ценностные и личностно-значимые, что нехарактерно для классической дидактики.
Задачи психодидактики
Задача психодидактики заключается в отборе информации в достаточном количестве для решения и проверки ее подлинности.
К требованиям психолого-дидактической задачи в первую очередь относится размышление над условием, в котором заключены лишние или недостающие сведения, ошибка, специально включенная в формулировку вопроса и так далее.
С самого начала знакомства с психолого-дидактической задачей учащемуся лучше сразу начать думать над ее постановкой.
Каждый этап работы ученика над задачей той или и ной научной дисциплины подразумевает развитие мышления ребенка, что является приоритетным фактором.
Затем ученику нужно подобрать не уже известный всем вариант решения задачи, а открыть и смоделировать его по-новому, учитывая все подобранные данные и сведения.
Интересен тот факт, что стандартные способы решения задач мало интересуют учеников. Весь интерес возникает во время обдумывания новых решений, их количества, насколько они оригинальны и информативны.
Завершающим действием в этой цепочке будет рефлексия или критический анализ. Это тот самый момент, когда учащийся сравнивает свое решение с другими. Далее в классе определяется создатель лучшего решения, после чего следует торжество победы.
Таким образом, развивается не только творческое мышление, но и мотивация познания, положительные эмоции. Также формируется новая модель учебной деятельности в творческом ключе и личностно-ценностная деятельность.
У старшеклассников процесс решения задач протекает по-другому. Из-за быстротечного развития наук происходит устаревание знаний, которые описаны в учебных пособиях. Таким образом, знания становятся информацией.
Чтобы добыть истинные знания, нужно уметь искать нужную информацию в различных источниках и сравнивать ее. Так старшеклассник сможет сформировать свой собственный взгляд на рассматриваемую проблему, который нуждается в подтверждении в авторитетном источнике.
В роли этого авторитетного источника может выступать как учитель и родители, так и книжные источники информации, которым учащийся доверяет. Если все-таки учитель выступает в роли авторитета, старшекласснику нужно с ним проконсультироваться.
Если нет – может возникнуть дискуссия или научный спор, к которым следует подготовиться заранее. Старшеклассники самостоятельно проводят исследования, во время которых стараются преобразовать знания в информацию и наоборот.
Подводя итоги, важно отметить, что дидактика завязана на процессе обучения, а психодидактика – на процессе образования, развивающем индивидуальность, личностные качества и субъектность человека.
Многие исследователи считают, что в ближайшем будущем психодидактика заложит фундамент новых образовательных систем, которые будут направлены на творческую реализацию новых стандартов образования.
В этом видео вы узнаете о новом в образовании и воспитании: