Написание рецензии для СМИ усложняется тем, что текст должен не только подать анализ и оценку объекта, но и заинтересовать читателя. Дело в том, что современного читателя очень сложно впечатлить статьей из-за возможности его доступа к огромным потокам информации. Все же существует набор правил и секретов для рецензий, которые размещаются на ресурсах средств массовой информации.
Где можно опубликовать свой труд?
Сегодня средства массовой информации не ограничиваются печатными изданиями, телевизором и радио, кроме этих ресурсов, они занимают огромные «площади» в Интернет просторах.
Вот список наиболее популярных вариантов для публикации рецензии:
- традиционные печатные издания (журналы, газеты, подающие общую информацию или конкретной направленности),
- читательские сервисы типа LiveLib, BookMix (можно публиковать рецензии на книги),
- сайты, на которых собраны фильмы и мульты,
- ресурсы, предоставляющие программное обеспечение и игры,
- тематические интернет-площадки с определенной целевой аудиторией,
- соцсети (Facebook, ВКонтакте),
- блоги, посвященные определенной тематике, например Livejournal «собирает» рецензии на литературные продукты.
Каждый из названных ресурсов имеет свои требования к рецензиям. Например, в соцсетях врядли будет популярной работа большого объема, так как пользователи охотнее читают небольшие посты, а вот читательскими сервисами частенько пользуются специалисты (журналисты, филологи), поэтому рецензии должны предоставлять более серьезный и обширный анализ.
Какие виды рецензий наиболее востребованы в СМИ?
На основе анализа рецензионного пласта СМИ можно составить список наиболее актуальных на сегодняшний день видов данного жанра:
- Официальная распространена в ведомственных или правительственных изданиях, пишут ее на книги государственной важности. Стиль подачи информации строго канцелярский.
- Информативная подает такие сведения, на основе которых читатель может сделать вывод стоит ли читать книгу (смотреть фильм, покупать определенный товар и под.). Должна быть написана простым языком, без сложной терминологии, можно использовать цитаты из текста.
- В публицистической рецензии анализируемый продукт служит отправной точкой для разбора серьезной актуальной проблемы общества.
- Критическая рецензия ставит за цель найти огрехи продукта, продемонстрировать их читателю, тем не менее, можно добавлять и щепотку похвалы, если автор действительно ее заслуживает.
- Предоплаченная должна расхвалить или наоборот показать все негативные моменты объекта. В рецензии такого вида главное не переборщить с хорошим или плохим, иначе сразу будет понятно, что статья заказанная.
- Частный отзыв выявляет субъективную оценку продукта, как правило, мысли излагаются разговорной речью, можно даже использовать жаргонизмы и сленг (в указанных выше видах такие языковые единицы не употребляются). Частный отзыв наиболее распространен в соцсетях и блогах.
Принимаясь за написание любого из указанных видов, определите объем и стиль будущего текста.
Делаем рецензию интересной
Первое, на что обращает внимание читатель, – название статьи. Оно должно быть информативным, броским и иметь непосредственное отношение к объекту рецензии.
После захватывающего названия интерес читателя должен подогреть первый абзац, именно он задает тон дальнейшего рассказа, проливает свет на предмет анализа. Далее можно приступать к основному тексту рецензии. Насколько автору удастся в нем развернуться, зависит от намеченного объема, например в рецензии на полторы страницы не получится дать полную свободу своим размышлениям, однако можно предоставить на суд читателю краткие, но интересные рассуждения.
Если статья не предназначена для специализированного журнала, не старайтесь насытить ее терминологией и теорией, иначе она быстро наскучит читателям.
Выводы, как правило, содержат мнение и рекомендации автора по поводу объекта, они должны соответствовать общей характеристике (позитивной или негативной). Не стоит делать выводы категоричными, нужно оставлять читателю место для раздумий, чтобы он сам захотел воспользоваться продуктом.
Ошибки, которых нельзя допускать
Рецензии в СМИ доступны очень широкому кругу людей, а значит ошибки, допущенные в них, не останутся незамеченными. Особенно бросаются в глаза огрехи автора, который пытается раскритиковать чье-то творение.
Мотаем на ус наиболее грубые ошибки, из-за которых читатели теряют доверие к автору и бросают рецензию недочитанной:
- ошибки в собственных именах могут стать причиной сомнения, а читал ли рецензент книгу (смотрел фильм, спектакль),
- недочеты в стилистике: жаргонизмы, диалектизмы, сленг в рецензиях для литературных или ведомственных изданий, профессионализмы и сложная терминология в гламурных журналах – все это сделает даже прекрасную рецензию несуразным чтивом,
- громоздкие предложения (утруждают восприятие рецензии),
- противоречия самому себе (в основном тексте автор критикует объект, а выводах хвалит и наоборот),
- преобладание субъективизма (это не касается частного отзыва) над объективной оценкой – ваше мнение не должно становиться решающим фактором оценки, ведь, как говорится: «На вкус и цвет…».
Еще три совета для рецензента
- Нужно точно знать для какой целевой аудитории готовится рецензия, ведь от этого зависит объем рецензии, ее содержание и формат подачи.
- Писать рецензию нужно только после полного внимательного прочтения книги (просмотра фильма или спектакля), это обезопасит рецензию от несуразных ляпов.
- Не допускайте в рецензии абзацев, которые хочется просмотреть по диагонали. Желательно время от времени подкидывать читателю изюминку (интересный факт, неординарное рассуждение или красивую цитату).
Написание рецензии для СМИ – хороший способ проявить себя как критика, однако сразу создать хороший текст получается далеко не у каждого, главное – не бояться негативных отзывов читателей и продолжать творить, не забывая исправлять свои ошибки.
Пример обзора фильма, подготовленного для СМИ вы можете посмотреть в данном видео: