Ни одному студенту еще не удавалось избегать выполнения научных работ. Многие не любят заниматься научной деятельностью, хотя ее выполнение только благотворно влияет на профессиональные качества будущих специалистов.
Если найти правильный подход к выполнению, то написание научных работ очень даже увлекательное занятие. Тем более без некоторых из них окончить вуз невозможно.
Научно-исследовательские работы – это та важная часть учебного процесса, без которой трудно представить само обучение в целом. Каждый студент должен пережить написание курсовых и диплома.
Ведь это так ответственно и почетно – защитить свою работу перед комиссией и выйти из стен вуза уже не простым студентом, а специалистом. Активная научная деятельность студента высоко ценится не только преподавателями, но и другими научными деятелями.
НИРС дает возможность учащимся принимать участие в различных научных конференциях и олимпиадах, где они могут заявить о себе как о специалистах в своей области.
Давайте разберем, в чем же заключаются особенности НИРС, что это и на какие виды она делится.
Расшифровываем понятие
Понятие НИРС знакомо каждому студенту, но зачастую преподаватели учебных заведений не употребляют его в речи в таком виде.
Все в основном говорят либо о научных трудах, либо о рефератах, курсовых и дипломных работах.
Для полного понимания описываемого понятия для начала разберем, что же означает эта загадочная аббревиатура:
- Н – научно,
- И – исследовательская,
- Р – работа,
- С – студента
Научной деятельностью занимаются как студенты, так и преподаватели.
Это система, направленная на исследование волнующих и малоизученных проблем различных сфер жизни общества и науки в целом. Это могут быть как экономические исследования, так и технические опыты.
Исследовать можно все что угодно, важна уникальность и актуальность затронутой проблемы.
Помимо этого, система научно-исследовательской деятельности является важным фактором при подготовке специалистов во время получения высшего образования, а также кадров высокой педагогической и научной квалификации.
Во время выполнения научно-исследовательской работы студенту нужно:
- проводить эксперименты, если требуется, получать данные в результате наблюдения,
- собрать нужную информацию, привести реальные факты и концепты,
- проанализировать все собранные данные с разных сторон,
- грамотно составить выводы о проделанной работе,
- координировать научные работы,
- применить на практике или в научном обиходе свое исследование и многое другое.
Участие в научной деятельности помогает студенту развиваться как специалисту, получать новые знания, развивать свои исследовательские навыки, умения, связанные с обрабатыванием и обобщением информации, проведением экспериментов.
А также использованием современных методов исследования, освоением новых приборов для проведения научных опытов, умением работать с научной литературой, а также с грамотной и правильной организацией соей деятельности.
В целом понятие научно-исследовательской работы включает такие базовые аспекты, как обучение тому, как правильно проводить исследовательские работы, объяснение основных понятий, привитие нужных для этого навыков и развитие умений.
Какие цели и задачи преследует НИРС
У научно-исследовательской работы студента всего три важнейшие и основные цели:
- развитие и формирование творческих способностей профессиональные качества учащихся вузов,
- привлечение студентов к научной, а также творческой и технологической деятельности, совершенствование способов для привлечения молодежи в различных исследованиях,
- обеспечение повышения уровня подготовки будущих специалистов, имеющих высшее образование
К основным задачам отнесем следующие моменты:
- обеспечение возможности для студентов участвовать в различных научных исследованиях, в творчестве технического характера и настоящих разработках научных и технических проектов,
- обучение студентов методике правильного, рационального и эффективного добывания, использования знаний на практике,
- развитие и создание молодежных творческих групп или объединений,
- изучение современных технологий в области науки, техники, производства,
- повышение у учащихся навыков научной, творческой и исследовательской деятельности,
- на фоне системы учебно-воспитательного процесса поиск и совершенствование новых способов объединения системы высшего образования с наукой и производственной деятельностью.
Научно-исследовательские работы являются неотъемлемой частью процесса образования. Их могут организовать как профессора и преподаватели учебного заведения, так и аспиранты или сотрудники исследовательских центров.
Сама организация научной деятельности для учащихся проходит либо на кафедрах, либо в специализированных лабораториях в зависимости от специализации. Также НИРС может осуществляться на научных конференциях, выставках и олимпиадах.
Существуют и проектно-исследовательские работы.
Интересно то, что такой вид студенческой деятельности также имеет свою аббревиатуру:
- П – проектно,
- И – исследовательская,
- Р – работа,
- С – студента
Система ПИРС охватывает как учебное, так и внеучебное время учащегося.
Учебно-методический комплекс ставит перед собой одну единственно-важную цель – сделать систему проектно-исследовательских работ доступной для широкого использования в ежедневной практике как преподавателям, так и учащимся.
На какие виды делится НИРС
В научно-исследовательской работе студента можно выделить только два основных вида:
- Научная деятельность, которая проводится во время учебного процесса по действующим учебным планам. Сюда относятся: реферат, курсовая работа, выпускная квалификационная работа (диплом).
- Исследовательские работы, не предусмотренные учебным планом.
Реферат – это, пожалуй, самая популярная научная работа, которая касается не только студентов вузов, но и учащихся школ.
Под рефератом подразумевается краткое изложение на заданную тему или четко структурированный доклад.
Цель такой письменной работы – подбор и выделение наиболее важной и значимой информации по определенной теме, ее грамотное и лаконичное оформление. Брать данные для реферата можно как из нескольких источников, так и только из одного.
В случае, если все сведения взяты из одного ресурса, работа будет называться монорефератом.
Курсовая работа в отличие от реферата уже сложнее в выполнении. Работая над курсовой, учащиеся стремительно движутся к научному творчеству, учатся искать нужную информацию в научной литературе и правильно с ней обращаться.
Во время работы с различной литературой студенты получают драгоценные навыки анализа информации и критического отбора. В разных вузах существуют разные требования к написанию курсовых работ.
В некоторых учащиеся начинают свою научную деятельность уже на первом курсе, некоторые только со второго. Общим остается тот факт, что на первых двух курсах выполнение курсовой не будет сильно тяжелым, так как кафедра выставляет минимальные требования.
Но на следующий учебный год требования повышаются, и вместе с этим растет уровень сложности и ответственности для студентов. Это делается для развития в учащихся навыков исследования и умения работать, учитывая все сроки.
Диплом или выпускная квалификационная работа – это последний рывок, после которого из стен учебных заведений выходят не просто студенты, окончившие вуз, а специалисты.
Цель написания дипломной работы – закрепление и развитие теоретических и практических знаний, а также полное исследование и изучение выбранной темы.
Во время выполнения выпускной квалификационной работы предполагается, чтобы студент решил основные задачи профподготовки выпускника с высшим образованием:
- раскладывание всей теоретической информации «по полочкам» или ее систематизация,
- развитие навыков ведения научной деятельности и проведения практических исследований
Выпускная квалификационная работа выпускника вуза должна соответствовать ряду таких требований:
- затрагивать только актуальную тематику и соответствовать перспективам совершенствования и развития выбранной научной области,
- углубленное изучение поставленной проблемы и описание ее исторических предпосылок,
- изучение научной литературы на выбранную тему дипломной работы, ее полный анализ и изучение,
- грамотное и четко структурированное описание цели, задач, методов и предмета исследования,
- подробный анализ проведенного студентом опыта для возможности решения затронутой проблемы,
- формулирование выводов о проделанном научном исследовании и практических рекомендаций
На старших курсах многие учащиеся уже работают по специальности и получают драгоценный опыт, о котором они могут написать в практической части своей дипломной работы.
Таким образом это только сыграет на руку выпускнику вуза и повысит его шансы на увеличение научной ценности своей работы и получение отличной оценки.
Исследовательские работы, не предусмотренные учебным планом
Такой вид научно-исследовательской работы студента можно считать наиболее эффективным в развитии у учащихся исследовательских навыков и умений, так как студент в первую очередь сам заинтересован в такой работе.
Человека, который готов тратить свое свободное время не на отдых, а на работу, связанную с научной деятельностью, не нужно мотивировать.
Преподавателям не нужно бегать за такими студентами и лишний раз предупреждать о сроках.
К студенту, который готов выполнять исследовательские работы во внеурочное время, будут относиться уже как к коллеге, что даст ему явное преимущество перед остальными учащимися.
К научным исследовательским работам, не предусмотренным учебным планом, отнесем:
- Работы, написанные для научно-практических и научных конференций.
- Работы для конкурсов внутри вуза или республиканских конкурсов.
- Предметные кружки и секции.
- Проблемные лаборатории для студентов.
Например, к предметным кружкам можно отнести мероприятия, где студенты могут представить свои доклады комиссии, состоящей из преподавателей их вуза. Чаще всего в таких кружках задействуют студентов младших курсов.
Именно с предметных кружков и начинается знакомство с научно-исследовательской деятельностью. Чем больше учащихся будет заинтересовано в участии, тем лучше, потому что таким студентам потом будет проще вести более сложную научную деятельность.
Участие в научных конференциях будет отличным бонусом для выпускников вуза, так как, если их научный труд представят на конференции и опубликуют, это станет поводом повысить итоговую оценку за дипломную работу и научную деятельность студента в целом.
Поэтому многие преподаватели настоятельно рекомендуют свои студентам принимать участие в таких мероприятиях как можно чаще.
Поощрение студентов за научную деятельность
Министерство образования и различные комитеты проводят ряд конкурсов на лучший научно-исследовательский труд студента, олимпиады, выставки и множество других мероприятий, связанных с научной деятельностью.
Это делается для того, чтобы побудить как можно больше студентов средне-специальных и высших учебных заведений писать научно-исследовательские работы и заниматься научной деятельностью.
Существуют также меры поощрения для самых трудолюбивых и умных:
- учащихся, которые с успехом сочетают хорошую успеваемость и активную научную деятельность, Ученый совет учебного заведения, где они получают образование, может рекомендовать в аспирантуру. Такие студенты будут пользоваться преимуществом, а их научные труды, победившие в научных конкурсах и конференциях, во время зачисления могут быть засчитаны как рефераты,
- за участие и достижение успехов в научно-исследовательской деятельности студентов могут вознаграждать такими презентами: дипломы, почетные грамоты, денежные премии, ценные подарки, направления для участия в престижных выставках, олимпиадах, конкурсах и конференциях, бесплатные путевки,
- помимо всех вышеперечисленных наград студентам, которые ведут активную научно-исследовательскую деятельность и побеждают на различных олимпиадах, конференциях и конкурсах, государство может назначить именную стипендию
Постановкой и организацией научно-исследовательской деятельности учащихся вуза занимается ректор, если мероприятие запланировано только на одном факультете – декан, если на кафедре, то этим занимается ее заведующий.
Они же и несут за все эти научно-исследовательские работы ответственность. Общим методическим руководством по всей стране занимается Министерство образования государства.
НИРС является важнейшим методом повышения качества обучения и подготовки будущих специалистов, которые способны творчески применять на практике достижения научного прогресса, а также быстро подстраиваться под изменения в развитии экономики.
Сейчас заниматься наукой это не только очень увлекательно и интересно, но и очень престижно.
НИРС станет отличным толчком для тех студентов, которые хотели бы в будущем продолжать свою научную деятельность и развиваться в этом направлении, выстраивая свою карьеру в научных кругах.
В этом видео вы подробнее узнаете о НИРС: