Методам, от которых зависит успешность работы не только ученика, но и преподавателя, посвящено немало исследований как в теоретической части, так и в методиках преподавания различных образовательных предметов.
Несмотря на все труды, проблема методов обучения не только в теории обучения, но и практической деятельности остается очень актуальной и порождает острые споры ученых.
Их можно объяснить попытками перейти от практических описаний определенных элементов к обоснованию системы методов обучения и разъяснения их сути на основании раскрытия природы метода обучения.
Понятие, классификация и характеристика словесных методов обучения
В педагогике нашего времени существует большое количество методов обучения.
Важное место среди них занимают именно словесные методы, так как слово играет главную роль в процессе обучения.
Именно с помощью слова мы выражаем наши знания о предметах и явлениях окружающего мира.
Однако для того, чтобы посредством слова отображать действительности, им необходимо правильно пользоваться.
Особенно огромное значение это положение имеет для работы в школе, где слово является важнейшим средством воздействия на учеников.
Словесные методы занимают основополагающее место во всей системе методов образовательного процесса. Также в науке были периоды, когда они являлись единственным способом передачи знаний.
В настоящее время словесные методы нередко считают устаревшими и неактивными.
Определение метода обучения является очень сложным, но большинство ученых считают метод обучения способом организации учебно-познавательной работы учащихся.
Во время обучения методы выступают как последовательные способы взаимодействия учителя с учениками, целью которой является достижение определенных учебно-воспитательных идей.
На данный период существует классификация методов по категориям:
- По источнику информации (словесные, практические, наглядные).
- По поисковой работе.
- По использованию логико-психологических операций.
- По структуре содержания материала.
С данной точки зрения любой метод обучения содержит в себе обучающую деятельность учителя и организацию учебно-познавательной работы учеников.
Подробное рассмотрение словесных методов обучения
Слово считается доступным и самым распространенным инструментом обучения. Если учитель умеет пользоваться словом, то самые сложные термины и понятия будут ясны школьникам.
Благодаря слову преподаватель вызывает в сознании учеников яркие воспоминания прошлого, картины будущего и настоящего. Словесные методы обучения особенно важны на первом этапе образовательного процесса.
Ведь в начале обучения дети еще не могут хорошо пользоваться книгой, поэтому слово – это единственный способ познания мира. К словесным методам обучения относятся:
- Устное изложение материала, которое предполагает одностороннее, то есть монологическое воздействие на учеников (лекция, рассказ, объяснение, инструктаж).
- Обсуждение изученного материала, требуемое взаимодействия ученика и учителя (семинар, дискуссия, беседа).
- Работа с книгой.
Данные методы необходимы для передачи информации, но во время беседы, рассказа либо лекции можно не только передавать информацию, но и давать ответы на вопросы учеников, а продуманными заранее вопросами возможно вызвать активную мыслительную деятельность школьников.
Также словесные методы можно подразделить на группы:
- Устные методы (используются преподавателем во время лекций, семинаров, консультаций, а также позволяют более понятно разъяснить учебный материал).
- Письменные (письменная речь лишена своевременного получения обратной связи от учеников, но скорость передачи информации у нее намного выше).
- Монологические (зачастую используется учителем на лекциях).
- Диалогические (данная группа опирается на диалогическое взаимодействие учеников и учителя либо дискуссию между учениками).
Особенности отдельных словесных методов:
- Рассказ. Рассказом считается изложение вопроса на основе образного действительного материала. Учитель как художник обрисовывает словами живые образы реальности, но рассказ может содержать в себе компоненты обобщений. Продолжительность рассказа не должна превышать 20 минут. Зачастую рассказ применяется в младших классах и его содержание не ограничивается только лишь учебником. Обычно учитель включает в рассказ жизненные примеры, цитаты из различных произведений. Рассказ предполагает повышенную эмоциональность и красочность мимики от преподавателя.
- Объяснение. Под объяснением понимается толкование понятий, правил при использовании вычисления, наблюдения. Главную роль при этом выполняют логические суждения и различные доказательства. Оно допускает только лишь точные формулировки ранее полученных выводов, также объяснение тесно взаимосвязано с разъяснением и толкованием терминов, в данном случае огромное значение имеет проверка хода формирования определенных научных понятий у школьников.
- Инструктаж. Инструктажем считается разъяснение течения предстоящей деятельности, приёмов выполнения упражнений, предостережение от возможных ошибок. Различия объяснения от инструктажа в том, то инструктаж более практичен, конкретен и краток. Виды инструктажа: вводный, текущий (фронтальный и индивидуальный), заключительный.
- Лекция. Данный вид словесного метода обучения является наиболее сложным, в его основе лежат несколько ведущих идей или проблем. Лекция по сравнению с рассказом и объяснением имеет более глубокий охват материала. Положения, выдвигаемые в лекциях, всегда обосновываются практическим материалом, а также научными данными. Лекция бывают: вводные, итоговые, текущие, обзорные. Устное изложение знаний помогает учителю пробуждать мысли и чувства учеников, поэтому данный вид вносит в процесс обучения хороший эмоциональный настрой.
- Беседа. Беседа является вопросительно – ответным методом обучения, то есть синтезируется слово ученика и учителя. Беседы бывают следующих видов: вводные, повторные, закрепляющие, учетные и заключительные. Вводная беседа предполагает у учеников наличие определенных знаний, повторная беседа нацелена на воспроизведение уже пройденного учебного материала, закрепляющая – укрепление знаний, учетная – проверка и оценивание знаний, заключительная – подведение итогов и обобщение изученного материала. Эффективность данного вида словесного метода обучения зависит от умения учителя правильно сформулировать вопросы, также определить их логическую поэтапность и правильно преподнести их учащимся.
- Работа с книгой. По сравнению с другими видами словесного обучения, данный вид занимает важное место, поскольку источником знаний является проверенное, печатное издание.
Работа с книгой опирается на воображение и мышления учеников.
Общее и различия в словесных методах обучения
Словесные методы обучения | Общее | Различия |
Дискуссия | Словесный обмен информацией, который происходит между учителем и учениками. | Активация интеллектуального интереса учеников и привлечение их к обсуждению, интересующих вопросов. |
Лекция | Лекция по сравнению с рассказом и объяснением имеет более глубокий охват материала, точное описание трудных систем, явлений и предметов. Имеет более жесткую организацию, логику изложения учебного материала, отличается обширностью сообщаемого материала и систематичностью освещения различных научных тем. | |
Рассказ | Рассказом считается изложение вопроса на основе образного действительного материала. | |
Объяснение | Словесное толкование уникальных свойств, закономерностей и правил при использовании вычисления, наблюдения. | |
Беседа | Метод, с помощью которого осуществляется процесс побуждения учеников к обсуждению и актуализации уже известных им знаний. |
Словесные методы обучения: плюсы и минусы
Словесные методы предполагают огромные требования к речи не только учителя, но и учеников. Речь преподавателя это главное оружие педагогического и психологического воздействия, а также это еще и пример для учеников.
В словесной речи учителей всегда присутствует воспитательная направленность.
То есть одновременно с передачей учебного материала могут решаться задачи обучения.
Плюсы словесных методов обучения:
- Словесные методы обучения способствуют развитию мышления, речи и памяти у учащихся, также словесные методы являются более эмоциональными, экспрессивными и интересными, поэтому весь изложенный материал будет усваиваться учениками лучше.
- Использование словесных методов в процессе обучения позволяет в короткий период времени передать объемную информацию, решить поставленные перед учениками проблемы и задачи. Слово активирует воображение, память и чувство не только школьников, но и студентов, именно поэтому огромное место в процессе обучения университетов занимают лекционные занятия.
Минусом словесных методов обучения является то, что данные методы требуют большое количество времени.
Также могут содержать элемент риска, так как во время неправильного ответа одного из учеников ответ может фиксироваться в памяти, как плохой пример.
Методы обучения, существующие на данный момент
В последнее время огромное значение имеет поиск новых либо видоизменение хорошо известных педагогике методов обучения, обеспечивающих взаимодействие различных функций обучения.
В отличие от классических методов обучения современные методы характеризуются несколько другими признаками:
- в процессе разработки новые методы сразу адаптируются под особенный педагогический замысел, а в основе лежит уникальный взгляд автора,
- последовательность операций и действий основывается на установках, которые представляют собой результат,
- реализация современных словесных методов обучения представляет собой взаимосвязанную деятельность педагогов и учеников, которая имеет основу, учитывающую индивидуальные особенности,
Наиболее востребованными словесными методами обучения на данный момент являются:
- Тренинг. Один из словесных методов, основой которого считается практическая сторона обучения, а теория имеет немного второстепенную роль. Плюсы тренинга – возможность изучения проблемы с различных точек зрения, во время тренинга каждый имеет возможность высказать свое мнение по поводу того или иного вопроса. Тренинг подготавливает учеников к действиям в реальных жизненных ситуациях, а также повышает их мотивацию.
- Модульное обучение. Еще один из видов словесного обучения предполагает разбивку словесной информации на модули, то есть отдельные микрочасти. Плюсы модульного обучения в том, что есть возможность перестановки учебных модулей, это способствует улучшению внимания со стороны учеников. Отрицательные черты в том, что несоответствующая словесная подача со стороны учителя может повлиять на восприятие и усвоение материала, может восприниматься разъединенно и будет усваиваться не целостно.
Новые словесные методы обучения, появляющиеся на свет, до конца не имеют психологического и педагогического обоснования, также их сложно классифицировать, но их использование в учебном процессе приносит свои успехи.
Синтезирование различных методов обучения
В контексте постоянно изменяющейся, то есть инновационной, деятельности изменяется не только система образования, но и растет роль преподавателя.
Учитель должен не только обучать, но поддерживать ребенка в трудных ситуациях, а также способствовать его успехам. Исходя из этого, на данный момент развивается активное обучение. Активным обучением называют направление в современной педагогике.
Это проблема искания методов активации учебной и познавательной деятельности учеников, то есть активное обучение подразумевает активизацию учебного процесса с помощью комплексного, синтезированного использования различных методов обучения.
К словесным методам активного обучения относятся не имитационные: проблемные лекции, тематические дискуссии, педагогические игровые упражнения, эвристическая беседа. Они предусматривают собой первичные знания.
Синтезирование классических методов и занятий с применением словесных методов активного обучения:
- Классический – лекция (изложение любой научной темы) занятие с применением активного обучения – представление объекта, явления либо же события. Описание и раскрытие предмета, а также социальное применение в реальной жизни человека.
- Классический – семинар (занятие в форме обсуждения заранее подготовленных сообщений по определенной теме) занятие с применением активного обучения – сюжетная игра, то есть прописанная заранее роль главных героев: определение себя в социальных и общественных отношениях.
Рассмотрев как классические словесные методы обучения, так и современные можно сделать выводы, что на данном этапе образовательного процесса словесные методы обучения занимают важное место, так как это является самым эффективным, доступным и распространенным методом.
Успешность обучения во время применения словесных методов зависит от умения школьников воспринимать содержимое учебного материала в вербальной форме.
По сравнению с другими методами обучения словесные более требовательны к учащимся, так как их речь должна быть культурной, грамотной и образной.
Вэтом видео вы узнаете об интерактивных методах обучения: