Бизнес-план – это воплощение идей «на бумаге» для того, чтобы привлечь инвесторов. Еще пару десятков лет назад для создания проекта вооружались головой и канцелярией, а сегодня к нашим услугам множество компьютерных программ как специализированных, так и общих.
Одна из самых популярных программ для работы с цифровыми данными – Exсel, рабочим полем в ней является сетка, которую можно преобразовать в таблицы различного вида. Рассмотрим, как использовать данную программу для создания бизнес-плана и приведем образцы с расчетами в Excel.
Преимущества Exсel для создания бизнес-плана
Данная программа является компонентом пакета Microsoft Office, поэтому если на компьютер загружено офисное ПО указанного производителя, Exсel скачивать не придется.
Даже если этой программы нет в пакете, ее легко можно скачать в Интернете.
Таким образом, первое преимущество уже найдено.
Сама структура программы удобна для создания документа, состоящего из отдельных разделов.
Cозданные в ней файлы разбиваются на листы, которые удобно использовать как составляющие бизнес-плана.
В таблицах можно делать области движимые и фиксированные, что дает возможность просматривать большое количество столбцов с данными, не упуская из вида того, к чему они относятся.
Так как Exсel умеет не только создавать таблицы, но и производить расчеты, ставим ему еще один плюс.
Более того, при наличии навыков введения формул и исходных данных для расчетов не придется вручную подсчитывать однотипные задачи, достаточно один раз забить нужную формулу.
Программа располагает инструментами для выделения текста (заливка, различные наборы шрифтов, стилей, цвета и размеры и т.п.), оформления границ созданной таблицы. После сохранения документ можно конвертировать в любой формат.
Образец-шаблон бизнес-плана с расчетами в Exсel https://drive.google.com/file/d/1YcZdBHdGjaZVsfa17viqiYvhAU7o8JXs/view?usp=sharing
Инструкция по созданию бизнес-плана в Exсel
Думаем, список плюсов убедил, что стоит попробовать сделать бизнес-план в Exсel.
Но многие авторы отказываются от такой идеи после открытия программы и возвращаются к старому доброму Ворду.
Эта инструкция поможет преодолеть такой барьер. Для удобства разделим весь процесс на этапы:
- Сбор и систематизация данных (все наименования, качественные и количественные показатели, которые пригодятся для дальнейшей работы). Очень удобно для этой цели создать в программе первый лист «Исходные данные», сортировать и упорядочить данные поможет набор функций в разделе «Данные» верхней панели.
- Создание листов-разделов с соответствующими названиями. Напомним ориентировочную структуру бизнес-плана: резюме, характеристика предприятия и конкретной отрасли, описание самой услуги или продукции, маркетинговая политика и анализ сбыта представленной продукции, производственный план, организационный план, план финансовый, направленность и оценка эффективности составленного проекта, оценка рисков и гарантий, приложения.
- Наполнение листов информацией. Обратите внимание на то, что резюме нужно заполнить текстом без табличных границ, а вот в финансовых расчетах без таковых не обойтись. Желательно дополнить статистику визуальными объектами – диаграммами и схемами (их тоже можно сделать в Exсel). Если работа будет вестись по одной формуле, необходимо сначала забить ее в программу, выделить ячейки для внесения нужных данных, а уже потом работать с конкретными цифрами.
И в заключение проверка всего документа.
Некоторые вопросы по работе
Теперь поговорим об операциях, которые точно пригодятся создателям бизнес-планов:
- создание листов,
- работа с формулами,
- создание диаграмм и графиков.
Создать новый лист можно на нижней панели, нажав на листик со звездочкой (команда «Вставить новый лист).
На этой же панели можно поменять листы местами, просто перетаскивая их мышью.
Переименовываются они посредством контекстного меню (кликнуть на нужный лист и нажать правую кнопку мыши).
Обратите внимание! На одном листе можно создавать по нескольку объектов (надписи, таблицы, диаграммы), но важно упорядочить их так, чтобы они легко воспринимались.
Без формул в Exсel конечно же можно обойтись, но зачем усложнять себе жизнь.
Для их введения создатели предусмотрели целую панель, которая так и называется «Формулы», где, кроме прочих, есть подразделы «Финансовые», «Вставить функцию», «Автосумма», «Вычисление».
Именно они станут главными помощниками при работе с цифрами, необходимо лишь выбрать ячейку, кликнуть на нужную формулу и ввести данные.
Диаграммы и графики создаются на основе уже готовых таблиц. Для этого выделяем те ячейки, в которых введены данные, требующие визуализации, кликаем на раздел «Вставка», расположенный на верхней панели, выбираем «Диаграмма» и подбираем тот вид, который по душе.
Exсel как вспомогательная программа для создания бизнес-планов
Если вы все же испугались работы в Exсel или отказываетесь от нее по каким-либо другим причинам, не стоит совсем закрывать эту программу.
В ней можно создавать таблицы, производить расчеты, работать с данными. Вся информация легко копируется в вордовский документ.
Exсel – отличное приложение, которое позволяет создавать качественные бизнес-планы, но для этого нужно научиться производить в нем некоторые операции. Потратив несколько часов на обучение, вы сэкономите гораздо больше времени на расчетах.
Использование Exсel как вспомогательного приложения при создании бизнес плана – тоже отличный вариант облегчить себе работу.
В этом видео вы узнаете, как сделать бизнес-план по шаблону в Excel: