С целью поднятия уровня европейского высшего образования в 1999 году 29 держав Европы в городе Болонья (Италия) подписали Болонскую декларацию. С тех пор начался Болонский процесс реформации в сфере образования. В России Болонская система была запущена в 2003 году. Новшества в устоявшейся традиционной схеме принимались с осторожностью и подвергались критике, но в последнее время именно Болонский процесс становится основным критерием высшего образования.
Суть и принципы Болонской системы образования
Обозначим основные цели Болонской системы образования:
- Гражданская мобильность, как ключ к непрерывному образованию и возможность принятия на работу после учебы в ВУЗе, в том числе и за рубежом.
- Качественное развитие научного, исследовательского потенциала образовательной системы.
- Поднятие европейской образовательной системы на новый уровень.
- Создание универсальной системы образования для обмена опыт, знаниями, студентами, преподавателями.
- Повышение качества образования.
- Помощь в финансировании системы образования странами Европы.
Страны, вступившие в Болонский процесс, принимают это решение добровольно, и обязуются в указанные сроки провести реформирование классической системы образования:
- Обеспечить выпускников вузов стран, присоединившихся к болонской системе образования, приложениями к дипломам единого унифицированного образца.
- Перевести вузы на многоуровневую систему высшего образования.
- Ввести академические кредиты ECTS (единица измерения учебного труда студента).
- Перейти на бально-рейтинговую систему оценивания студентов (единая европейская система оценивания).
- Ввести модули в системе образования.
- Организовать рейтинги студентов и педагогов.
Ученые степени Болонской системы
Система Болонского процесса подразумевает многоуровневое высшее образование:
- Первый уровень – бакалавриат (степень бакалавр).
- Второй уровень – магистратура (степень магистр).
- Третий уровень – докторантура (степень доктор).
Важно отметить некоторые особенности:
- Степень бакалавра означает полноценное высшее образование первого уровня.
- Диплом бакалавра имеют право выдавать лишь вузы, для заведений среднего профессионального образования такая возможность исключена.
- Есть шанс получить интегрированную магистратуру, в таком случае абитуриент при поступлении обязуется самостоятельно нагнать степень бакалавра в течение магистерской подготовки.
Болонская система высшего образования в России.
Плюсы и минусы
Изменения классической постсоветской системы образования РФ в соответствии с положениями Болонского процесса направлены на то, чтобы создать в России систему образования, способную конкурировать с вузами стран Запада.
Плюсы Болонской системы:
- Мобильность студентов и педагогов – возможность обучаться, практиковаться и трудоустраиваться за рубежом. А также обмен опытом и результатами исследований разных стран-участниц.
- Возможность ВУЗам России участвовать в проектах, финансируемых Европейской комиссией.
Минусы Болонской системы:
- Диплом бакалавра в страна-участницах Болонского процесса зачастую не воспринимается как полноценный, трудоустройство затруднительно, выпускников воспринимают как «недоученных специалистов».
- Цель унификации заключается в мобильности студентов и педагогов, однако на практике это непросто, ведь это предполагает немалые финансовые затраты.
- Присоединение к Болонской системе может привести к временному беспорядку в образовательных программах.
Многоуровневая система высшего образования отличается от исторически сложившегося в России четкого разделения учебных ступеней. Этот фактор – зона риска. Сложно отнести определенно к достоинствам или недостаткам, тут покажет время, насколько вводимые изменения окажутся оправданными. С одной стороны, мир изменился, и система образования также требует перемен, с другой стороны, мы рискуем потерять те ценные методики, что было разрабатона и внедрены в последние десятилетия.
Перевод баллов, экзамены, оценки
Система оценивания в Болонской системе предполагает накопление баллов в течение всего года обучения.
Система кредитов выглядит так:
- 1 кредит – это приблизительно 25 учебных часов, включающих лекции, самостоятельное изучение предмета, сдачу экзаменов.
- В среднем студент за семестр может накопить 30 кредитов.
- Участие студентов в олимпиадах, конференциях дает возможность заработать дополнительные кредиты.
- В результате степень бакалавра оценивается в 180-240 часов кредитов, а степень магистра предполагает доработку еще 60-120 кредитов.
Перевод 100-балльной рейтинговой оценки в традиционную
оценка по 5-балльной системе | оценка по 100-балльной системе | оценка по ECTS | |
5 | превосходно | 96-100 | A |
5 | отлично | 91-95 | B |
4 | хорошо | 81-90 | C |
4 | хорошо с недочетами | 76-80 | D |
3 | удовлетворительно | 61-75 | E |
2 | неудовлетворительно | 41-60 | Fx |
2 | неудовлетворительно (необходимо повторное изучение) | 0-40 | F |
Особенности проведения зачетов и экзаменов:
- Промежуточная аттестация (зачет) подразумевает наличие у студента не менее 40 баллов.
- Если у студента за учебный семестр набрано не менее 61 баллов, он может быть освобожден от зачета, аттестация будет зачтена автоматически (так называемый «автомат»).
- В случае экзамена перерасчет набранных баллов в оценку производится в соответствии с указанной в таблице системе.
- Студент имеет право оспорить «автоматически» заработанную оценку по баллам и сдавать экзамен в классической форме.
Использование Болонской системы в вузах Европы, позволило поднять высшее образование на новый уровень. Таким образом, они стали полноценными конкурентами известным западным вузам по качеству знаний выпускников. Кроме того, объединившись с другими странами участницами Болонского процесса, у студентов и педагогов появляется возможность обмениваться знаниями, опытом, результатами исследований, студентами. Как и все новое, в России Болонская система была принята с недоверием, но в последнее время она становится все популярнее. Сегодня 100-бальную систему даже рассматривают, как вариант оценки знаний для муниципальных школ и как старт к модернизации начального и среднего образования в России.
Все за и против внедрения Болонской системы в образовательную сферу РФ подробно рассмотрены в видео.