Суть и цели Болонской системы образования

С целью поднятия уровня европейского высшего образования в 1999 году 29 держав Европы в городе Болонья (Италия) подписали Болонскую декларацию. С тех пор начался Болонский процесс реформации в сфере образования. В России Болонская система была запущена в 2003 году. Новшества в устоявшейся традиционной схеме принимались с осторожностью и подвергались критике, но в последнее время именно Болонский процесс становится основным критерием высшего образования.

Суть и принципы Болонской системы образования

Болонская система образования

Суть и принципы Болонской системы

Обозначим основные цели Болонской системы образования:

  • Гражданская мобильность, как ключ к непрерывному образованию и возможность принятия на работу после учебы в ВУЗе, в том числе и за рубежом.
  • Качественное развитие научного, исследовательского потенциала образовательной системы.
  • Поднятие европейской образовательной системы на новый уровень.
  • Создание универсальной системы образования для обмена опыт, знаниями, студентами, преподавателями.
  • Повышение качества образования.
  • Помощь в финансировании системы образования странами Европы.

Страны, вступившие в Болонский процесс, принимают это решение добровольно, и обязуются в указанные сроки провести реформирование классической системы образования:

  • Обеспечить выпускников вузов стран, присоединившихся к болонской системе образования, приложениями к дипломам единого унифицированного образца.
  • Перевести вузы на многоуровневую систему высшего образования.
  • Ввести академические кредиты ECTS (единица измерения учебного труда студента).
  • Перейти на бально-рейтинговую систему оценивания студентов (единая европейская система оценивания).
  • Ввести модули в системе образования.
  • Организовать рейтинги студентов и педагогов.

Ученые степени Болонской системы

Система Болонского процесса подразумевает многоуровневое высшее образование:

  1. Первый уровень – бакалавриат (степень бакалавр).
  2. Второй уровень – магистратура (степень магистр).
  3. Третий уровень – докторантура (степень доктор).

Важно отметить некоторые особенности:

  • Степень бакалавра означает полноценное высшее образование первого уровня.
  • Диплом бакалавра имеют право выдавать лишь вузы, для заведений среднего профессионального образования такая возможность исключена.
  • Есть шанс получить интегрированную магистратуру, в таком случае абитуриент при поступлении обязуется самостоятельно нагнать степень бакалавра в течение магистерской подготовки.

Болонская система высшего образования в России. 

Плюсы и минусы

высшее образование

выпускники европейских вузов

Изменения классической постсоветской системы образования РФ в соответствии с положениями Болонского процесса направлены на то, чтобы создать в России систему образования, способную конкурировать с вузами стран Запада.

Плюсы Болонской системы:

  • Мобильность студентов и педагогов – возможность обучаться, практиковаться и трудоустраиваться за рубежом. А также обмен опытом и результатами исследований разных стран-участниц.
  • Возможность ВУЗам России участвовать в проектах, финансируемых Европейской комиссией.

Минусы Болонской системы:

  • Диплом бакалавра в страна-участницах Болонского процесса зачастую не воспринимается как полноценный, трудоустройство затруднительно, выпускников воспринимают как «недоученных специалистов».
  • Цель унификации заключается в мобильности студентов и педагогов, однако на практике это непросто, ведь это предполагает немалые финансовые затраты.
  • Присоединение к Болонской системе может привести к временному беспорядку в образовательных программах.

Многоуровневая система высшего образования отличается от исторически сложившегося в России четкого разделения учебных ступеней. Этот фактор – зона риска. Сложно отнести определенно к достоинствам или недостаткам, тут покажет время, насколько вводимые изменения окажутся оправданными. С одной стороны, мир изменился, и система образования также требует перемен, с другой стороны, мы рискуем потерять те ценные методики, что было разрабатона и внедрены в последние десятилетия.

Перевод баллов, экзамены, оценки

Система оценивания в Болонской системе предполагает накопление баллов в течение всего года обучения.

Болонская система

Высшее образование по Болонской системе

Система кредитов выглядит так:

  1. 1 кредит – это приблизительно 25 учебных часов, включающих лекции, самостоятельное изучение предмета, сдачу экзаменов.
  2. В среднем студент за семестр может накопить 30 кредитов.
  3. Участие студентов в олимпиадах, конференциях дает возможность заработать дополнительные кредиты.
  4. В результате степень бакалавра оценивается в 180-240 часов кредитов, а степень магистра предполагает доработку еще 60-120 кредитов.

Перевод 100-балльной рейтинговой оценки в традиционную

оценка по

5-балльной системе

оценка по

100-балльной

системе

оценка по

ECTS

5

превосходно

96-100

A

5

отлично

91-95

B

4

хорошо

81-90

C

4

хорошо с недочетами

76-80

D

3

удовлетворительно

61-75

E

2

неудовлетворительно

41-60

Fx

2

неудовлетворительно

(необходимо повторное изучение)

0-40

F

Особенности проведения зачетов и экзаменов:

  • Промежуточная аттестация (зачет) подразумевает наличие у студента не менее 40 баллов.
  • Если у студента за учебный семестр набрано не менее 61 баллов, он может быть освобожден от зачета, аттестация будет зачтена автоматически (так называемый «автомат»).
  • В случае экзамена перерасчет набранных баллов в оценку производится в соответствии с указанной в таблице системе.
  • Студент имеет право оспорить «автоматически» заработанную оценку по баллам и сдавать экзамен в классической форме.

Использование Болонской системы в вузах Европы, позволило поднять высшее образование на новый уровень. Таким образом, они стали полноценными конкурентами известным западным вузам по качеству знаний выпускников. Кроме того, объединившись с другими странами участницами Болонского процесса, у студентов и педагогов появляется возможность обмениваться знаниями, опытом, результатами исследований, студентами. Как и все новое, в России Болонская система была принята с недоверием, но в последнее время она становится все популярнее. Сегодня 100-бальную систему даже рассматривают, как вариант оценки знаний для муниципальных школ и как старт к модернизации начального и среднего образования в России.

Все за и против внедрения Болонской системы в образовательную сферу РФ подробно рассмотрены в видео.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Edufan.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: