Игра является одним из важных проявлений активности ребенка. Пока школа не начинается, это для них основной вид занятости. На самом деле, мы можем найти игровые элементы в любом виде деятельности малышей, они любят играть и так проводить свое свободное время. Все виды игровой деятельности дошкольников выполняют важную роль в психическом и социальном развитии ребенка, и, в то же время, используются в образовательных целях.
Дошкольники знакомятся с окружающим миром при помощи игровой деятельности, поэтому она занимает значительную роль в становлении личности. У ребенка формируются личностные и интеллектуальные навыки, происходит адаптация к социальному окружению.
Игра и ее роль в развитие ребенка
Период детства это период, когда наука, работа и игра тесно взаимосвязаны и их трудно разделить. Играя, ребенок обучается, приобретает знания, навыки, познает окружающий мир. Особенно это важно для детей младшего возраста, которые еще не получают систематической информации о мире (как, например, в школе), но учатся постоянно, в различных жизненных ситуациях.
В процессе игры ребенок развивает свои умственные способности, обогащает знания об окружающей среде, консолидирует и улучшает уже освоенные способы мышления и действия. Игра также способствует развитию воображения. Ребенок становится креативным, полным инновационных идей, трансформирует то, что он уже знает о мире, в соответствии со своей собственной фантазией и изобретательностью, создает ситуации «на ходу».
Выделяют три вида активности человека, каждый из которых соответствует определенному этапу жизни:
- Игровая дошкольники.
- Учебная учащиеся, включая школьников и студентов.
- Трудовая период после обучения.
Игра формирует базу для дальнейшего этапа учебной. Следовательно, перед работниками дошкольных учебных заведений стоит задача оптимизации и обеспечения комфортных условий для реализации игровой деятельности ребенка.
Функции игровой деятельности
Игра становится идеальным пространством для обучения, если ребенок проявляет самостоятельность. Надзор и директива со стороны родителей неприемлемы в данной деятельности, в отличие от взаимного партнерства.
К ее функциям можно отнести следующие:
- Обучающая развитие памяти, различных способностей, интеллектуальных навыков, иностранных языков.
- Воспитательная развитие гуманных и вежливых качеств. С помощью данной функции у ребенка формируется чувство взаимопомощи и поддержки.
- Развлекательная создание благоприятной атмосферы, превращение общения в необычное событие, организация досуга.
- Коммуникативная установление контактов между детьми, развития коммуникационных навыков.
- Релаксационная снятие напряженности и выплеск эмоций.
- Психологическая развитие стрессоустойчивости и уравновешенности.
- Эстетическая получение наслаждения от происходящих действий.
Почти каждая игра обладает следующими характеристиками:
- Свобода ребенок сам изъявляет желание играть, что дает ему возможность получать удовольствие от процесса,
- Творчество игра обладает огромным полем для воображения и моделирования различных ситуаций,
- Эмоции дети испытывают восторг, приподнятость настроения, соревнуются между собой и так далее,
- Наличие явных или неявных правил, то есть игра происходит по логически выработанной структуре и последовательности.
Участие в игровой деятельности всегда предполагает использование умственных способностей и интеллектуальных навыков. Например, как поступить в данной ситуации, что сказать, как обыграть соперника и так далее.
Игра и развитие речи
Зачастую родители не уделяют должного внимания развитию речи ребенка, если у него отсутствуют выраженные дефекты произношения. Однако для формирования четкой дикции и правильного произношения лучше начать заниматься риторикой и другими упражнениями как можно раньше. Развитие речи направлено на расширение словарного запаса, работу над артикуляцией, обогащение сенсорного опыта и так далее. До трех лет ребенок познает окружающий мир, подражая взрослым. Чем богаче его речь, тем легче ему излагать свои мысли и взаимодействовать с другими сверстниками.
Важно подбирать занятия, которые соответствуют возрасту и интересу малыша. К играм для развития речи можно отнести:
- Пальчиковые и жестовые. Например, показать пальчиками сколько годиков или изобразить как прыгает лиса.
- Артикуляционные. Например, показать как цокает лошадка.
- Игра Кто в домике живет?.
Дошкольники познают окружающий мир с помощью игр, поэтому психологи разработали специальные задания по совершенствованию речи посредством игровых упражнений. В веселой форме они учатся составлять слова, видоизменять корни и формировать целые предложения.
Влияние игровой деятельности на психическое развитие детей
Играя, дети испытывают различные эмоции, как положительные, так и отрицательные, например, радость или грусть, гордость и удовлетворенность, стыд, сожаление или раздражение. В определенном смысле игра это школа чувств, например, ребенок попадает в мир опыта героя книги, получает удовлетворение от хорошо сделанной аппликации или раздражения, потому что ему не удалось построить башню, которую он хотел.
В игре дети удовлетворяют потребность в движении и действии, им предоставляются возможности для снятия эмоциональных конфликтов и нервного напряжения. Поведение ребенка в игре, является проявлением его эмоциональных состояний, несет информацию о мире внутренних переживаний и возможных трудностях и конфликтах.
Важным шагом является переход от индивидуальной к групповой игре. Группа развивает навыки сотрудничества и кооперации, такие социальные чувства, как доброта, дружелюбие, готовность помочь, чувство долга и ответственности. Ребенок, играющий в группе, учится подчинять свои личные стремления, проявлять готовность к совместным проектам и адаптировать свои собственные действия к действиям своих сверстников и правилам поведения, установленным в команде.
Развлечения в группе также учат ребенка контролировать порой такие насильственные действия, как: гнев, раздражение, оскорбления. Ребенок зависит от проявления сочувствия и понимания от своих сверстников, что становится сильной мотивацией для контроля за социально нежелательным поведением.
Игры для детей дошкольного возраста
Вид игровой деятельности зависит от этапа развития ребенка и его возраста. Например, малыши любят взаимодействовать с простыми игрушками, в то время как дошкольники предпочитают разрабатывать правила, придумывать роли и усложнять ход игры. Одна игровая деятельность может требовать физической активности, а другая использование мыслительного процесса. Но каждый тип обладает моделирующим свойством, так как игра требует от детей создания модели и принятие той или иной роли.
Дидактические игры
Дидактические упражнения являются разновидностью игр, целью которых является обучение и воспитание. Они направлены на решение конкретных задач и развитие в игровой форме, более доступной и привлекательной для детей. Как правило, они требуют наличия специальных карточек, которые можно приобрести в магазине или изготовить самому.
Примеры дидактических игр:
- Выбор между съедобным и несъедобным,
- Какие животные издают такие звуки?,
- Что пропало со стола?,
- Почини игрушку и так далее.
Предметные игровые действия
В младенчестве предметные игры являются ведущими. Они способствуют развитию памяти, воображения, формирование интереса к игрушкам. Их отличие от простого взаимодействия с окружающими предметами состоит в том, что дети начинают подчиняться их функциям. Например, мама учит как держать ложку, как возить машинку или укладывать спать куклу.
Особенностями предметных игровых действий являются:
- развитие положительного отношения к играм,
- поощрение играть поблизости,
- бережное отношение к игрушкам,
- развитие навыков возвращения кукол или машинок на место,
- поощрение не отнимать предметы у игрока.
Подвижные игры
Физическая активность необходима каждому ребенку для правильного формирования скелета и развития организма. Обычная зарядка вряд ли может заинтересовать малыша, а подвижные упражнения способны привлечь увлекательным процессом.
Такие игры применяются столетиями. Наиболее известные из них кошки мышки, вышибалы, догонялки. Как правило, необходимо поймать другого игрока, спрятаться по команде в безопасное место или занять свободное. Кроме физической активности, здесь пробуждается азарт, соревновательный эффект, ребенок учится достигать поставленной цели.
Ролевая игра
Первые элементы ролевой игры появляются в возрасте трех лет. Ребенок примеряет на себе роли мамы, ветеринара, дочки. В процессе взросления они усложняются, так как появляются новые сюжеты, правила и прибавляются игроки.
Такая игра способствует развитию мышления и воображения, активно применяются творческие способности. Если за основу взят мультфильм, сюжет может тщательно разрабатываться, а события и персонажи значительно отличаться от изначальных. Длительность ролевой игры иногда достигает нескольких дней. Например, девочка примеряет на себе роль принцессы, а мальчик стремится стать пиратом или разбойником.
Игровая деятельность в ДОУ
Дети большую часть времени проводят в детских садиках, поэтому игровая деятельность в ДОУ занимает большую роль в становлении личности.
В дошкольных учреждениях игры отличаются в зависимости от возраста:
- 3 года развитие сюжетно-отобразительных упражнений. Например, уложить куклу спать или ремонт машинки.
- 4 года действия связаны с воображением, увеличение общения со сверстниками.
- 5 лет ребенок характеризуется инициативностью. Воспитатели ДОУ создают условия для обустройства игры различными атрибутами. Например, повязки с красным крестом для медсестер, оружие для солдат.
В течение дня ребенок может играть 4 раза:
- Утром перед завтраком.
- Между завтраком и занятиями.
- На улице.
- После дневного сна и полдника.
Особенности игровой деятельности у малышей с отклонениями в развитии
У детей с отклонениями в развитии ограничены возможности освоения окружающего мира. Здоровые сверстники неохотно вовлекают их в игровой процесс, чаще не берут их. У таких ребят игра в младенчестве не занимает особой роли, так как они еще далеки от ее познания.
У умственно отсталых детей отсутствует логика в действиях. Например, они могут катать машинку из одного угла комнаты в другую огромное количество раз. Примитивная деятельность, связанная с самообслуживанием, принятием пищи не вызывает затруднений у нормально развивающихся дошкольников, в то время как такие ребята с трудом могут взять ложку. Для их правильного развития необходимы регулярные курсы реабилитации и обучения. Они неловки, невнимательны, не могут запомнить ход действий. Все обучающиеся манипуляции должны проводиться регулярно и под присмотром воспитателей.
Влияние современных условий на игровую деятельность детей
Игровая деятельность занимает ведущую роль в жизни ребенка. Она направлена на:
- Развитие мышления, познания, воображения.
- Формирование чувств, сопереживаний. Моделирование ситуаций позволяет вырабатывать нормы и правила общения.
- Установление контактов между сверстниками.
- Формирование ребенка как личности.
21 век изменил современную игровую деятельность дошкольников. Многие родители, чтобы успокоить свое чадо дают ему мобильный гаджет для просмотра различных мультфильмов, поэтому игрушки и куклы уходят на второй план.
Телефоны и компьютеры появляются у маленьких ребят до поступления в школу, поэтому виртуальный мир становится базой для становления личности и ограничивает развитие игровой деятельности. В таких условиях, родители должны тщательно следить за дневным трафиком провождения в интернете и стараться оградить от нежелательной информации.
Игра это главная деятельность в детские годы. Она участвует в развитии ребенка и помогает в формировании индивидуальных качеств, однако требует от личности навыков речевого общения и умения ясно излагать свои мысли.
Вечные игры которые были популярны десятилетия назад и не потеряли своей актуальности для современных детей. Какие они? Вы узнаете из видео.