Содержание и оформление научных статей для публикации проходит жесткую проверку редакцией издания, малейшее отклонение от нормы может стать причиной отказа печати труда в журнале и газете. Избежать печальной участи поможет данная статья.
Основные правила
В результате многолетней практики научных изданий сложилась система правил, обязательных для выполнения авторами научных статей:
- Содержание статьи, ее тема должна соответствовать тематике издания.
- Соблюдение структуры (ее, как правило, определяет редакция, исходя из стандартного набора).
- Статьи должны быть уникальными, сегодняшние редакции практикуют проверку будущих публикаций на плагиат, используя различные программы (наиболее распространенные – eTXT и адвего). Программы антиплагиата доступны и для обычных пользователей. Уникальность текстов должна составлять не менее 65 %.
- Актуальность и новизна проблемы – еще одно обязательное условие, особенно если автор собирается публиковать свой труд в серьезных изданиях.
- Соблюдение заявленного редакцией объема (в большинстве случаев он составляет 5-7 страниц формата А4, с берегами по 2,5 см).
- Соответствие текста техническим требованиям редакции, например, традиционный набор гарнитуры шрифта такой: размер от 12 до 14, междустрочный интервал 1,5, тип – Times New Roman, цвет черный.
- Оформление списка литературы должно соответствовать ГОСТам или требованиям редакции.
- Литература может оформляться в виде библиографических ссылок, в этом случае подавать список источников в конце публикации не нужно.
Личные данные автора
Редакция обязательно требует заполнить своеобразную анкету, которая включает такие пункты:
- Фамилия, имя, отчество (полностью или инициалы).
- Ученая степень.
- Ученое звание.
- Место работы/учебы.
Все личные данные пишутся в заявленном порядке в именительном падеже, сокращения не допускаются.
Могут также потребовать дополнительные данные:
- фото автора (формат определяется редакцией),
- название населенного пункта, где проживает автор,
- номер контактного телефона,
- адрес электронной почты.
Студенты обычно пишут статьи под эгидой научного руководителя, поэтому могут потребоваться сведения о последнем.
Если авторов статьи несколько, их данные располагают в зависимости от величины вклада в труд.
Пакет документов
Для публикации недостаточно самого текста статьи, вместе с ним следует подать:
- Копию или скан квитанции об оплате (если публикация платная).
- Копию первой страницы статьи, заверенную научным руководителем (он должен написать, что допускает работу к публикации и поставить подпись).
- Рецензию (для аспирантов и лиц, получающих ученую степень).
- Англоязычную версию статьи, аннотации или только аннотации (как правило, они должны быть заверены на кафедре иностранных языков).
Компоненты пакета документов варьируются в зависимости от пожеланий редакции издания, их нужно уточнить заранее.
Подробнее о рецензии
Рецензия – краткая характеристика статьи, освещающая ее плюсы и недостатки. Она составляется научным руководителем или специалистом по тематике публикации.
Рецензия должна обязательно содержать рекомендацию к опубликованию статьи.
Размеры этого документа от 1 до 1,5 страницы формата А4, обычно требуется как бумажная, так и электронная версия.
Бумажная версия заверяется подписью автора рецензии и печатью отдела кадров по месту работы рецензента. Электронный вариант – скан бумажной рецензии с указанными реквизитами.
Обязательные дополнения
Кроме основного текста статьи нужно добавить такие обязательные элементы:
- Аннотация на русском языке.
- Аннотация на английском языке (некоторые издания требуют, чтобы англоязычная аннотация была более расширена по сравнению с русской).
- Ключевые слова от 5 до 10 понятий (определяются, исходя из содержания, оформляются в виде строки (не столбиком), одно от другого отделяются запятыми).
- Код УДК (уточняется в библиотеке).
- Список литературы или библиографические ссылки.
Требования к пунктам данного списка определяются редакцией.
Когда статью могут не допустить к публикации?
Публикацию научной статьи в издании могут отклонить из-за таких недочетов содержания и оформления:
- несоответствие статьи тематике издания или его направленности,
- неполные личные данные,
- неполный пакет документов,
- ошибки в библиографии, особенно обращается внимание на наличие глухих сносок,
- список литературы оформлен не по ГОСТу или не соответствует требованиям редакции,
- использование непринятых сокращений (если автор не подает расшифровку),
- неисправленные опечатки, пропущенные строчки,
- пропущены отдельные структурные части статьи,
- неправильно оформленные таблицы, схемы, графики.
Советы
- Обращайте внимание не только на тематику издания, в котором хотите публиковаться, но и на его направленность, теоретическую, практическую, теоретико-практическую, методическую. Например, журналы теоретического характера могут отказать в публикации научных статей, посвященных описанию экспериментов.
- При наличии в тексте статьи иллюстративного материала, может потребоваться сдача его отдельным файлом или распечаткой в более крупном формате, цвет (черно-белый или цветной) определяется редакцией.
- При составлении списка литературы обратите внимание на такие аспекты: редакция может указывать минимальное количество источников, например, минимум пять (опускаться ниже этой планки нельзя), может потребоваться англоязычная версия списка использованных источников.
- Список литературы может иметь разные варианты заголовка («Литература», «Библиография», «Список литературы (библиографии)»), нужно использовать только определенный редакцией вариант.
Надеемся, эти советы помогут вам опубликовать научную статью без лишних хлопот и проблем.
О поиске, подготовке, публикации и продвижении научных статей вы можете узнать, посмотрев видео: