Изучение дисциплин в высших и средних специальных учебных заведениях сопровождается выполнением научных исследований. К ним относятся курсовые и выпускные квалификационные работы.
Курсовые работы готовят студентов к написанию диплома и дальнейшими исследовательскими видам деятельности и оформлению их результатов, если выпускник решает заниматься наукой и написать диссертацию.
На первых этапах работы редкий преподаватель подробно объясняет, что представляют собой объект и предмет исследования, как определить цель и сформулировать задачи.
В методических рекомендациях указывается (даже не всегда), что во введении обязательно должны быть объект и предмет исследования. По две строчки даётся описание, что они должны включать в себя. Часто понятия сопровождаются стандартными определениями или так формулируются, что студенту сложно понять, что от него требуется.
Место объекта и предмета в курсовой работе
Курсовая работа – это исследовательский труд студента, направленный на развитие и совершенствование умений в поиске информации, её анализа и формулирования выводов.
Как и в любой научной работе, в курсовой важно правильно определить эти понятия. Без их точного указания нельзя выполнить ни одну научную работу.
Эти понятия тесно связаны с темой и пишутся во введении после раскрытия актуальности работы.
Что такое объект в научном исследовании?
В философии под объектом понимается всё, на что человек (субъект) направляет своё внимание. Он существует независимо от того, собираемся мы исследовать его или нет, то есть это реальность бытия.
Объект мы видим, но не всегда можем понять глубину всех процессов, протекающих в нём.
После выбора темы первым выбирается объект, который намерены изучить. Для этого ставится вопрос: что рассматривается в работе?
Им могут выступать:
- население планеты, страны, региона и пр.,
- социальные общности,
- полезные ископаемые,
- предприятие,
- учебные заведения,
- жилой фонд и т.д.
Это общее понятие. В одной работе невозможно раскрыть все стороны и процессы, происходящие с ним и в нём.
Его можно рассмотреть с разных точек зрения во многих науках. Например: металл изучают физики, химики, геологи, металлурги. Одни познают физические свойства, другие – атомный состав, третьи –способы добычи, четвертые – познают возможности плавки и создания новых продуктов.
Если студент рассматривает человека с точки зрения психологии, то это одно, а как объект медицинского исследования – это другое. Чтобы раскрыть какую-либо сторону, определяется предмет.
Определение предмета
Как только субъект заинтересовывается объектом, появляется предмет его изучения. При определении задаётся вопрос: что собираемся изучать, какие свойства или процессы следует глубоко познать?
В рамках одного объекта может находиться множество предметов исследования. Он зависит от того, какой наукой он изучается. Он является одним из углов зрения, под которым рассматривается объект.
Это аспект получения новых знаний, обеспечивающий научную новизну.
Школьники младших классов могут рассматриваться с точки зрения полученных знаний, состояния здоровья, взаимоотношения со сверстниками. Соответственно, предметом исследования могут быть:
- изучение степени усвоения знаний школьников младших классов,
- изменение состояния здоровья в период обучения детей в начальной школе,
- анализ конфликтных ситуаций во взаимоотношениях школьников младшего возраста.
Предмет включает в себя свойства и характеристики, которые необходимо изучить для решения какой-либо проблемы, выделив признак в качестве предмета изучения. Познаётся какая-либо одна сторона предмета (даётся его характеристика), либо процесс исследуется с нескольких сторон. Предмет имеет границы, в рамках которых объект изучают.
Поскольку предмет является составной частью объекта, то они оба должны звучать в названии темы. Он напрямую связан с темой работы.
Примеры взаимосвязи
Для примера рассмотрим взаимосвязь между темой, объектом и предметом.
Тема | Объект | Предмет |
Анализ финансовой деятельности предприятия общественного питания «Накормим всех». | Предприятие общественного питания «Накормим всех» | Показатели финансовой деятельности предприятия |
Женский образ в живописи Пабло Пикассо | Произведения живописи Пабло Пикассо | Образ женщины в творчестве П. Пикассо |
Теоретические аспекты воспроизводства основных фондов предприятия | Основные фонды предприятия | Показатели, отражающие процессы воспроизводства основных фондов |
Влияние музыки на развитие ребёнка в дошкольном возрасте | Дети дошкольного возраста | Воздействие музыки на развитие детей дошкольного периода |
Исследование причин текучести кадров в здравоохранении на примере Екатеринбургской городской клинической больницы № 24 | Екатеринбургская городская клиническая больница № 24. | Текучесть кадров |
Предмет изучения одной темы работы может стать объектом другого исследования.
В качестве примера возьмём: «Показатели финансовой деятельности предприятия». Для другой темы этот предмет будет служить объектом исследования.
Тогда предметом могут стать:
- показатели эффективности деятельности,
- показатели ликвидности и финансовой устойчивости,
- показатели активности и кредитоспособности.
Ошибки при определении
- Объект не соответствует теме работы или установлены узкие границы.
- Границы так широки, что позволяют провести несколько исследований.
- Предмет не конкретизирует проблему или не входит в объект исследования.
Приведём примеры ошибок:
Тема | Объект | Предмет |
Композиционные решения в классической музыке XIX века | Австрийский композитор Франц Йозеф Гайдн | Особенности композиционных решений в классической музыке |
Реклама в деятельности туристических организаций | Туристическое бюро «Капитан» | Информационные технологии |
Методы проведения статистических исследований | Муниципальное образование | Результаты анкетирования в муниципальном образовании |
Разберём ошибки на одном из примеров: тема предполагает изучение рекламной деятельности в туристических организациях, а исследование ведется на примете одного конкретного бюро, понятие информационные технологии шире рекламы, поскольку её использование на просторах интернета является лишь частью. В этом примере информационные технологии могут выступать в качестве объекта других исследований.
Таким образом, каждая исследовательская работа должна начинаться с определения объекта и предмета изучения, которые должны соответствовать теме и позволять провести исследование в нужном направлении. Нельзя забывать, что предмет изучения обеспечивает научную новизну каждой работы.
Как определить объект и предмет курсовой работы смотрите в следующем видео: