Золотые правила семейного воспитания: советы психологов и педагогов

Воспитание детей – это сложный, кропотливый и длительный процесс. Ребенок, который растет в полной семье, развивается всесторонне, перенимает традиции, модели поведения. Отец с матерью стараются сформировать нравственного, интеллектуального, физически развитого человека, который сможет легко адаптироваться в обществе. Но каждая отдельная семья имеет свои методы и правила семейного воспитания. Одни родители учитывают мнение отпрыска, общаются с ним как с отдельной личностью, не применяют физическое воздействие, моральное давление, другие – смотрят на воспитание иначе.

Методы воспитания детей в семье

семейное воспитание

Воспитание и обучение ребенка

Известные российские педагоги Г. И. Щукина, В. А. Сластенин и Ю. К. Бабанский выделяют такие методы семейного воспитания:

  • убеждение,
  • требование,
  • поощрение,
  • наказание,
  • похвала,
  • подражание:
  • повторение.

Эти же формы воспитания выделяет психолог Ю.Б. Гиппенрейтер в своих работах: «Общаться с ребенком. Как?», «Продолжаем общаться с ребенком», «Большая книга общения с ребенком».

Убеждение

Оно должно быть четким и логичным, сказанным в нужный момент. Опытные родители знают, каким образом можно затронуть сознание, определенные чувства, эмоции ребенка. Не только словом можно убедить, но и примером любимых героев книг и кинофильмов, произведениями искусства, а главное хорошим примером. В частности, собственный опыт убеждает детей лучше всего.

Требование

Без них воспитание невозможно. Практически у всех детей есть обязанности по дому, которые усложняются в зависимости от возраста. Отец с матерью всегда контролируют их исполнение, помогают, если это необходимо. Требования должны быть озвучены спокойным, категоричным тоном. Родители требуют одно и то же, не отменяя и не изменяя ранее сказанное.

Поощрение

Одобрять, хвалить, показывать свое доверие – это все необходимо чаду во время развития и формирования личности. Умеренное количество замечаний, сказанных одобрительным тоном, стимулирует к новым правильным, хорошим поступкам, действиям.

Похвала

Одобрительные слова необходимы, но их должно быть достаточно, иначе чрезмерная похвала приведет к завышенной самооценке. Похвала должна соответствовать возрасту, индивидуальным особенностям ребенка. Здесь важным является степень доверия к детям. Если родители доверяют им, следовательно, уважают. Нельзя говорить ребенку, что он не справится, ему что-то не по силам, ему нет доверия – такие слова ослабляют волю, замедляется развитие чувства достоинства.

Наказание

Педагоги рекомендуют:

  • наказания не должны быть частыми и в большом количестве,
  • уважать личность ребенка,
  • учитывать возраст, индивидуальные особенности, степень воспитанности,
  • наказывать справедливо, сперва выяснив причины, мотив действия,
  • наказание должно соответствовать отрицательному поступку,
  • всем членам семьи принимать участие в воспитании.

Важно заметить: в качестве наказания взрослым нельзя отменять то, что они обещали сделать ранее (сходить всей семьей в парк, кино и т. п.), иначе доверие будет потеряно.

Подражание

Подражание

Главное, найти общий язык между отцом и сыном

Ребенок копирует поступки, действия родителей, других детей. Поэтому взрослым необходимо следить за собственным поведением.

Повторение

Этот метод способен вернуть, укрепить доверие между родителями и чадом. Когда малыш падает, то нельзя говорить: «Не плачь!» Необходимо выслушать его, после повторить, что он чувствует. Так он поймет, что его понимают, успокоится, будет слушать советы, объяснения взрослого.

Правила воспитания

  1. Безусловная любовь. То, как родители обращаются друг с другом и со своими детьми, создает основу восприятия отпрыском любви. Если на младшее поколение кричат, физически наказывают, то у них сложится мнение, что таким должно быть поведение. Взрослым свою любовь к детям надо проявлять не только своими поступками, но и показывать свое отношение к проблемам, капризам. Нужно говорить о своей любви малышу, брать его на руки, обнимать, гладить, целовать. Честность, искренность, уважение – залог доверительных отношений.
  2. Доверие, уверенность. Чтобы отношения складывались гармонично, основывались на взаимоуважении, надо с самого рождения ребенка доверять ему. Дети чувствуют, что им доверяют, очень ценят это, стараются справляться с порученными делами. При этом родителям всегда и во всем подбадривать малыша, вселять в него уверенность словами.
  3. Режим. Важно наличие режима в жизни малыша, это дает ему ощущение покоя. Режим учит терпеть и ждать.
  4. Слушать собственную интуицию. Многие родители перенимают опыт предыдущих поколений, читают форумы других взрослых в интернете, сравнивают своего ребенка с другими, но это неправильно. Необходимо прислушиваться к своему малышу, а не к чужому.
  5. Вежливость и взаимоуважение. Учить вежливым словам нужно с раннего возраста. Вежливость идет рука об руку с уважением. Взрослым необходимо уважительно относиться к близким, самому отпрыску, его интересам, желаниям, друзьям и т.д.
  6. Личное пространство. У малыша должно быть свое место, где он будет полноправным хозяином. Примерно после 2-2,5 лет нужен свой персональный игровой уголок. Если в доме более 1 ребенка, то личный уголок необходим каждому.
  7. Позитив. Родители должны сами улыбаться, слушать бодрую музыку, танцевать, двигаться. Пусть малыш видит веселых, оптимистичных близких, будет расти позитивным, приятным в общении, более контактным.
  8. Никогда не обсуждать ребенка с другими людьми в его присутствии.
  9. Всегда обращать внимание на отпрыска. При недостатке внимания со стороны взрослых дети начинают делать что-то назло, портить предметы, шалить и получают внимание родителей. Важно замечать не только плохие действия, при этом умеренно хвалить за хороший поступок.

Методы и правила для воспитания выбирает каждая семья самостоятельно. Главное – учитывать то, что ребенок – отдельная личность со своими интересами, эмоциями, способностями.

Основные цели воспитания ребенка в семье

Вместе играть намного интереснее

father and daughters

Воспитание подразумевает реализацию таких целей:

  • создание благоприятных условий для проживания и развития,
  • формирование основ культуры общения,
  • разностороннее психическое и физическое развитие согласно возрасту, индивидуальных особенностей,
  • подготовка к жизни в социуме,
  • формирования уважительного отношения к прошлому, традициям семьи, народа, города, страны,
  • привить навыки самообслуживания, самостоятельности, гигиены,
  • формирование основ безопасности,
  • развитие интеллекта, реализация познавательно-исследовательской деятельности,
  • приобщить к социокультурным ценностям,
  • ознакомить с миром природы,
  • развивать художественный вкус, приобщать к искусству.

Цели постепенно расширяются в зависимости от возраста ребенка. Так, первый год жизни – это знакомство с окружающим миром и родители должны разрешать ему это делать, проявлять положительные эмоции. Затем постепенно малыша знакомят с книгой, читают сказки, рассказы, вовлекают в игру. Дети в дошкольный период познают все через игру, отец с матерью должны активно включиться в этот процесс, став партнером ролевых развлечений. В это же время ребенка можно знакомить с искусством, продолжая эстетическое воспитание в школьном возрасте. Очень важно не потерять доверие в переходный (пубертатный) период, когда подросток впервые влюбляется, испытывает изменения в физическом и психологическом плане. Здесь взрослым необходимо проявить мудрость, принимать, понимать чувства ребенка, что в будущем станет основой для создания семьи. В старших классах чаду необходимо помочь выбрать профессию, дать советы, ни в коем случае не навязывать свое мнение.

Практически все цели показываются личным примером. Ребенок смотрит на то, какие есть традиции в семье (совместные ужины, праздники), видит, что все решается вместе на семейных советах, в которых они тоже принимают участие. Благодаря таким незначительным на первый взгляд событиям дети учатся ответственности, сопереживают родным. Трудовое воспитание реализуется с домашних обязанностей еще в малом возрасте (сложить игрушки на свои места), которые постепенно добавляются новыми. Взрослые учат детей ограничивать свои желания, когда это требуют определенные обстоятельства. Родители приходят на помощь, подбадривают того, кому плохо, тем самым ребенок учится сопереживать, заботиться.

Цели воспитания зависят, меняются от возраста ребенка. Личный пример влияет на воспитание подрастающего поколения.

Проблемы семейного воспитания

Наказание

Наказание одна из сложностей в процессе воспитания

Проблемы, с которыми сталкиваются родители:

  1. Отсутствует четкая стратегия воспитания. Отец с матерью выбирают такую же или противоположную модель поведения и воспитания своих родителей, реализуют систему методов из педагогической литературы, других источников (интернет, соседи, знакомые). Бывает, что внутри своей семьи взрослые не могут договориться и используют разные приемы, которые между собой не согласованы.
  2. Не созданы условия для жизни, отсутствует система ценностей, нет понятий о морали, духовности. Главная задача – одеть и накормить ребенка. Не все семьи в состоянии приобрести книги, специальные развивающие игры, обучающие компьютерные программы. Когда в семье думают только о деньгах, не заботятся о духовности, морали, чадо вырастает черствым.
  3. Ограничивается влияние окружения. Нет преемственности поколений, отсутствуют походы в театр, музей и т.д.
  4. Незрелость родителей. Когда юные особы становятся родителями не имея образования, профессии, определенного жизненного опыта, они не знают как за малышом ухаживать, психологически не готовы быть родителями.
  5. Недостаток внимания.
  6. Взрослые не понимают, что ребенок – индивидуум со своими потребностями, взглядами, мнением, характером. Поэтому они считают, что он не соответствует их ожиданиям.
  7. Излишняя тревожность, эмоциональность. Чрезмерное проявление эмоций (недовольство, раздражение, крик) приводит к тому, что отпрыск начинает вести себя агрессивно или замыкается. Тревожность и гиперопека подавляют самостоятельность, занижает самооценку.
  8. Позволяют все или сильно ограничивают, решают все за ребенка (с кем общаться, сколько, как и т.п.).

Важным является то, чтобы малыш (не имеет значение пол) рос в полной семье. У каждого родителя есть определенная роль в воспитании. Отец формирует чувство защищенности, он становится для ребенка примером, авторитетом, представляет силу и мужественность. Мать дарит заботу, любовь, следит за здоровьем, принимает индивидуальность чада, поддерживает, разделяет его интересы.

Большинство проблем в воспитании имеет свои корни в недостаточном внимании родителей к своему ребенку, поэтому теряются доверительные отношения.

Типы семей и особенности воспитания

Правила воспитания

Ребенок счастлив в полноценной семье

В зависимости от модели воспитания выделяют такие типы семей:

  • Диктатор. Один из членов семьи оказывает систематическое давление, в результате чего подавляется инициатива других ее членов. От ребенка требуется полное подчинение, его действия регулярно контролируются, критикуются, также оказывается физическое, моральное давление и наказание. В результате такого воспитания дитя становится психически неуравновешенным, злым. Родителей он не уважает, а боится.
  • Чрезмерная опека. Отец с матерью считают своим долгом выполнить все желания, угодить, всячески ограждают отпрыска, не дают ему приложить какие-то усилия, столкнуться с трудностями, принимают решение проблем за него.
  • Безучастие. Отношения в семье строятся по принципу самостоятельной жизни родителей и ребенка. Дети лишены заботы, тепла, любви, живут сами по себе. Взрослые не являются для них авторитетом.
  • Противостояние. Родители и дети доказывают свое мнение, не обращая внимание на чувства, точку зрения других членов семьи. В результате такого воспитания ребенок неадекватно себя оценивает, вступает в конфликт, грубит, скандалит, цинично относится к окружающим и т.д.
  • Снисхождение. Взрослые не жестко контролируют детей, дают им самостоятельность и свободу выбора. Конфликтов в таких семьях минимальное количество. Один из родителей общается с ребенком, а другой старается делать это как можно меньше. Дети учатся средне в школе, не имеют психических заболеваний, имеют высокую самооценку, хорошо умеют адаптироваться.
  • Совместная деятельность (авторитетная). В такой семье доверительные, теплые, уважительное отношение друг другу. Контроль ребенка есть, но при этом он развивается самостоятельно. Родители в воспитании используют поощрение, меняют требования в зависимости от его возраста, развития, потребностей, мнения. Поэтому такие дети умеют сами принять решение, хорошо адаптируются, имеют лидерские качества, меньше других поддаются негативному влиянию.

Оптимальный тип воспитания – авторитетный. Он гармонично развивает ребенка, способствует формированию самостоятельности, реализует все цели воспитания.

Связь семейного и школьного воспитания

Наказание

Наказание за плохое поведение

Бесспорно, существует взаимосвязь между воспитанием ребенка в семье и работа образовательного учреждения. Главная роль в воспитании отводится семье, а школа помогает ее усовершенствовать, нормализовать отношения внутри конкретной семьи.

Связь образовательного учреждения начинается с исследования микроклимата семьи и изучения способов воспитания. Для этого классный руководитель или социальный педагог проводит анкетирования, может лично ознакомиться, в каких условиях живет семья.

Педагоги задействуют детей и родителей в совместную деятельность: праздники, конкурсы, ярмарки.

Классные руководители проводят собрания, на которых родители:

  • получают всестороннюю информацию о своем ребенке,
  • узнают какие существуют требования к детям согласно возрасту, режим работы образовательного учреждения, о любых изменениях в правилах и уставе школы,
  • высказывают свое мнение относительно поднимаемых проблем на собрании,
  • получают профориентационную консультацию, информацию о планах на каникулы, какие есть учреждения дополнительного образования (приглашаются учителя-предметники, педагоги других учреждений, практический психолог школы),
  • коллективно разбирают конфликтную ситуации, находят способы помощи ребенку или родителю.

Еще классный руководитель проводит индивидуальные встречи, общается с родителями по телефону.

Родители имеют право присутствовать на уроке, посещать внеурочные мероприятия, получать консультацию практического психолога.

Тесная работа школы и родителей благоприятно влияет на развитие и воспитание ребенка.

Семейное воспитание влияет на жизнь каждого индивидуума. При этом воспитание должно преследовать не только такие цели как передача знаний, умений, навыков и копирование стиля поведения. Родителям следует учитывать мнение, интересы, способности ребенка, развивать умения самостоятельно принимать решения,нести за них ответственность, гармонично, встесторонне воспитывать, готовя его к жизни в социуме.

Главные правила общения с детьми. Как правильно обращаться к ребенку, чтобы он услышал и выполнил просьбы родителей, вы узнаете из видео. 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Edufan.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: