«Учёба» — бомба замедленного действия?

Многие учёные сходятся на мысли, что все дети рождаются не просто талантливыми, а.… гениальными! А наша доблестная система образования их… «вылечивает» от этого. Невероятно, но факт. Для всех детей характерна просто фантастическая тяга к знаниям, творчеству, ассоциативному мышлению. Посудите сами. Для ребёнка блинчик в руке — вовсе и не блинчик, а космический кораблик; каракули на бумаге — это пейзажи, портреты и натюрморты; из детского конструктора ребёнок конструирует поезда, самолёты, корабли, лодочные станции. Фантазия работает просто на ура! Все детишки любят что-то рисовать, конструировать, придумывать себе игры. Да, их «творения», конечно, пока очень далеки от идеала. Но ничего. Ведь в ближайшее время они пойдут в школу, а затем поступят в колледж или ВУЗ, где опытные учителя и «подтянут» их знания и умения: деткам помогут воплотить их детские фантазии и мечты в реальность. Это ведь… так? К сожалению, есть в этом большие сомнения.

«Учёба» … так у нас называется этот самый временной отрезок длиной в 15 лет. Стать на эту стезю ребёнку предстоит в 7 лет — в это время он поступает в школу: отучиться ему там предстоит 10 лет. А закончить поход по этой стезе ему предстоит лет так в 23-25 — в это время обычно заканчивают ВУЗ. И давайте-ка посмотрим на этих выпускников ВУЗов. Наверное, это грамотные, увлечённые, с горящими глазами конструкторы, программисты, финансисты, учёные, врачи или учителя? Нет. Нет, нет и ещё раз нет! Оттуда в большинстве своём выходят очень несчастные люди. Которые, кстати, мало того, что очень мало знают и умеют (о причинах этого мы ещё ниже поговорим), но и учиться уже ничему не хотят. И.… вам не кажется, что учёба, в контексте этого, выглядит как самая настоящая бомба замедленного действия?

15 лет «учёбы» …

В статье слово «учёба» постоянно берётся в кавычки. Как думаете, почему? А вот давайте честно и без заискиваний посмотрим, является ли наша система образования учёбой в прямом смысле этого слова.
Итак, из чего состоит учёба? Все мы знаем: учёба состоит из теории и практики. К примеру, человек желает научиться профессионально играть на гитаре. Что ему предстоит сделать? Сперва ему предстоит пройти теорию: ему нужно изучить ноты, звуки, сам музыкальный инструмент (струны и т.д.). Затем человеку предстоит практика: он уже пробует сам играть на гитаре: набирает какие-то готовые аккорды, пробует и сам сочинять музыку. Вволю напрактиковавшись, и подружившись с гитарой «на ты», человек становится самым настоящим профессиональным гитаристом. Ему уже становятся по зубам любые, даже самые сложные аккорды. А главное, играет и пишет музыку и песни он с огромным удовольствием. Поскольку кроется ещё один ключевой момент в учёбе: то чему учишься, тебе изначально должно быть интересно! Иначе — выхлоп. Таковы ли наши школы и университеты? Конечно, нет. Пройдёмся по ним.
Итак, первые десять лет ребёнку предстоит провести в школе. Имеет ли процесс обучения в школе что-то общее с описанным выше процессом? К сожалению, нет. Какие-то «уроки», какие-то «домашние задания», «контрольные работы» и «экзамены». А бонусом ко всему — уборка класса (как только придёт твоя очередь «дежурить») и уборка школы (летом раз в год). Но самый большой негатив школы даже не в этом. Самый большой ужас школы — это её негативная, казарменная атмосфера и ужасное отношение к ученикам. Дети чувствуют эту атмосферу. И большинство из них ходить в школу не хотят.
Далее — ВУЗ. В ВУЗе дышать попроще — к студентам относятся, как к взрослым людям: нет той казарменной атмосферы в заведении, что была в школе. Однако суть «учёбы» осталась прежней. Разве в ВУЗе студенты проходят полноценно теорию? Нет: они пишут под диктовку конспекты и слушают лекции (монологи преподавателей). Разве студенты в ВУЗе проходят полноценно практику? Нет: когда приходит время проходить практику — их отправляет с глаз долой: «Отбывай часы на рабочем месте, а потом придёшь за дипломом!».

И человеку уже не хочется ничего

А теперь поговорим о том, чем по-настоящему вредна наша система образования. Лишь полбеды кроется в том, что человек после ВУЗа… не выходит хорошим специалистом! Невероятно, но это так. Этот красиво оформленный, пластиковый, приятно пахнущий диплом — это всего лишь… филькина грамота! Студент не получил достаточно теоретических знаний и практических навыков в ВУЗе. Следовательно, про студента-выпускника уж никак нельзя сказать, что «дело мастера боится». И «специалист» — это всего лишь название степени, полученной в ВУЗе. Но никак не истинная оценка квалификации студента. Но это ещё была бы не беда. Студент бы получил все необходимые знания и навыки уже после ВУЗа. Если бы не одно, но.
Настоящая беда кроется в том, что студенту после ВУЗа учиться уже совершенно ничему не хочется. 15 лет извращённой учёбы сделали своё дело. И теперь в голове выпускника слово «учёба» ассоциируется лишь с одними понятиями: с лекциями, зачётами, экзаменами, очень тяжёлыми и сложными для восприятия учебниками. Человек уже ищет свой уголок в жизни. А про корабли и космические станции приходится забыть…
Поэтому, если вы хотите, чтобы космические кораблики, самолёты, лодочные станции, пейзажи и натюрморты, а также прочие фантазии ваших детишек обрели реальность в будущем — сдержанней относитесь к нашей системе образования.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Edufan.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: