Один предприниматель буквально за короткий срок лишился нескольких миллионов рублей. Во время открытого тендера его умело спровоцировали и он вышел из себя, нагрубив при этом своим партнерам. Заказчик принципиально отказался заключать с ним договор, и тендер выиграли его конкуренты. Бизнесмен не сумел распознать провокацию и грамотно от нее увернуться, тем самым он нанес огромный вред своей компании, лишив ее выгодного контракта. Инцидент занял всего пятнадцать минут, а его последствия сказывались на работе предприятия в течение всего года.
В любой сфере человеческой жизни неизменно присутствуют эмоции, и для бизнеса это также справедливо. Хотят люди этого или нет, но без обмена эмоциями не обходится, ни один диалог и, ни одна встреча. Наверняка у каждого из нас есть знакомые, иллюстрирующие странную, на первый взгляд, закономерность, когда бывшие троечники добиваются головокружительных успехов, а школьные звезды и золотые медалисты с трудом зарабатывают среднюю зарплату. На встрече одноклассников вы видите, что отличник по-прежнему лучше мыслит и стратегически, и тактически, а также способен решать более сложные задачи. В чем же подвох? Все просто не все золотые медалисты способны с успехом решать личностные конфликты и красиво выходить из эмоционально сложных ситуаций.
Феномен корпоративных звезд
Впервые о существовании такой необычной закономерности стали всерьез говорить профессора психологии Джон Майер и Питер Саловей, преподающие в Университете Нью-Гемпшира и Йельском университете соответственно. Это они предложили разделять интеллектуальные способности человека на два направления: логическое и эмоциональное. Они утверждают, что высокий уровень логического интеллекта (IQ) говорит лишь о том, что человек способен быстро решать соответствующие задачи. В то время как за анализ информации, получаемой через эмоции, и принятие решений на ее основании, отвечает эмоциональный интеллект (EI).
Позже профессор психологии Даниель Канеман обосновал, с научной точки зрения, тот факт, что на принятие тех или иных решений в равной степени влияют логика и эмоции, а также интуиция. Компания Talentsmart, занимающаяся выпуском методик изучения и развития эмоционального интеллекта, также подтверждает то, о чем говорят ученые. Специалисты компании протестировали более 1 миллиона жителей США, занятых в разных бизнес-сферах. В итоге было установлено, что около 90% протестированных руководителей обладают высоким уровнем эмоционального интеллекта. В то время как среди рядовых сотрудников таких людей было выявлено не более 20%.
Кроме того, исследователи обнаружили, что в 70% люди со средним уровнем IQ, но высоким эмоциональным интеллектом достигали больших карьерных результатов, чем их коллеги. Исходя из этого, они сделали вывод, что высокий уровень EI является четким показателем талантливых сотрудников, так называемых корпоративных звезд. Более чем в половине случаев именно уровень эмоционального интеллекта руководителя определяет успешность всей компании.
Любому руководителю необходимо развивать EI
Для руководителей, занимающих ключевые должности в корпорациях крайне важно заниматься развитием своего эмоционального интеллекта. А иначе рано или поздно более продвинутые в этом отношении подчиненные начнут манипулировать своим начальником, добиваясь неких преференций для себя лично в ущерб компании. На необходимость работы над эмоциональным интеллектом могут указывать такие признаки:
- вы не можете добиться полного взаимопонимания с коллегами, вы пытаетесь им объяснить что-то, как вам кажется, понятным языком, но донести свою мысль до них не удается, нить разговора уходит в другую сторону, и вы раздражаетесь,
- иногда вы шутите так, что это не нравится вашим сотрудникам, но вы уверены, что они просто слишком эмоционально реагируют,
- ваши подчиненные не очень-то хорошо к вам относятся, и вы не считаете необходимым налаживать с ними контакт, поскольку их расположение не имеет для вас особого значения,
- все ключевые решения вы принимаете самостоятельно, при этом иногда довольно жестко настаиваете на своей точке зрения, не пытаясь вникнуть в то, что говорят коллеги,
- вы предъявляете к подчиненным завышенные требования и считаете, что это именно они в большинстве случаев виноваты в провалах компании, если сотрудники пытаются говорить с вами о чувствах, вы испытываете раздражение.
Даже если вы отметили у себя лишь некоторые из указанных признаков это серьезный повод заняться развитием своего EI.
Как повысить эмоциональный интеллект?
Работа по части развития эмоционального интеллекта должна начинаться с осознания собственных эмоций. Регулярно в течение всего дня отмечайте, что вы сейчас чувствуете, почему именно это и что привело к возникновению у вас таких эмоций. Если вы будете честно делать это в течение месяца, то научитесь в автоматическом режиме распознавать не только собственные эмоции, но и настроения окружающих людей. Далее необходимо выяснить, какие эмоции в большинстве случаев преобладают в вашем коллективе. С точки зрения влияния на результаты работы их делят на три группы:
- повышающие продуктивность,
- снижающие продуктивность,
- реверсивные (влияющие по-разному в зависимости от ситуации).
К первой группе можно отнести заинтересованность, позитив, доверие, вторая группа это апатия, чувство стыда, скука, третья злость, высокая степень удивления, восторг. На следующем этапе вам необходимо научиться управлять своими эмоциями, меняя негативные на позитивные и обратно в зависимости от ситуации.
Представьте себе ситуацию, что на работе вам предстоит провести важные переговоры, но утром вашу квартиру затопили соседи, которые уехали в отпуск. Настроение от такого начала дня у вас будет соответствующее и, не поработав над ним можно нанести серьезный вред компании, а также в конечном итоге своей карьере. Необходимо подготовиться к встрече, превратив негативные эмоции в спокойствие и интерес к теме, которая будет обсуждаться.
Разумеется, этому нельзя научиться в одночасье, однако уже разработано множество тематических программ, с помощью которых этот процесс заметно ускоряется. Любой руководитель способен приобрести базовые умения по части осознания и контроля эмоций в течение трех месяцев активного обучения и практики. Для развития всех сотрудников компании по таким методикам потребуется около года. Сами обучающие программы без особых сложностей можно отыскать в сети.