Как работодатели обманывают кандидатов

В эйчар среде много говорится о том, как проверять кандидатов, чтобы исключить обман или неискренность с их стороны, докопаться до сути и принять на работу действительно ценного сотрудника. Однако о том, что работодатели также нередко обманывают соискателей, мало кто упоминает, хотя в России это происходит сплошь и рядом. О самых распространенных направлениях обмана соискателей, а также о том, как этого избежать и поговорим далее.

Должностные обязанности

Один из моментов, по которым работодатели часто обманывают кандидатов это перечень обязанностей. На собеседовании в большинстве случаев озвучиваются лишь ключевые задачи будущего сотрудника, а о дополнительной нагрузке работодатель предпочитает тактично умолчать или скажет об этом вскользь. После трудоустройства оказывается, что помимо оговоренного сотруднику придется делать еще массу всего другого, порой даже отдаленно не относящегося к его профессии.

К примеру, в одно из коммерческих медицинских учреждений принимают врачей-педиатров. На собеседовании им сообщают о том, что они будут принимать людей в формате поликлиники и сопровождать лечение больных в стационаре. Однако при приеме на работу медикам не говорят о том, что также их ждут ночные дежурства. После того, как трудовой договор подписан, и врач приступает к исполнению обязанностей, его ставят перед фактом необходимости ночной работы.

Еще одна должность в зоне риска управляющий заведения общественного питания. Во время предварительного общения кандидату сообщают о том, что он будет делать стандартную для этой профессии работу следить за соблюдением трудового распорядка, а также порядком в зале, контролировать персонал и т.п. Приступив же к работе, многие управляющие сталкиваются с тем, что при невыходе кого-то из смены им приходится принимать обязанности отсутствующего сотрудника на себя. Это может быть обслуживание посетителей в роли официанта или помощь на кухне, а может быть и уборка зала или мытье посуды. Многие оказываются не готовы к такому повороту событий.

Нередко с наличием дополнительных обязанностей сталкиваются бухгалтера и секретари. К примеру, их могут отправить в командировку, в том числе и дальнюю с тем, чтобы забрать или отвезти какие-то документы или выполнить отдельные поручения. При этом некоторые люди оказываются не готовы к такого рода путешествиям. На самом деле проблема недостаточно тщательного обсуждения обязанностей одна из самых распространенных. Этим грешат очень многие работодатели, в том числе и ведущие компании.

График работы

Еще одна тема, по которой работодатели часто обманывают кандидатов это график работы. К примеру, при приеме сотрудников в магазин им в качестве длительности рабочей смены часто называют время работы магазина. А по факту оказывается, что для того, чтобы подготовить торговый зал к приходу покупателей необходимо прийти на час раньше, а затем после закрытия еще около часа требуется для того, чтобы передать смену, все расставить и поставить все под охрану. То есть на практике рабочий день сотрудника длится на 2 часа дольше, чем было обещано на собеседовании. Часто узнает он об этом только в первый рабочий день.

Любопытно, что чаще с таким обманом сталкиваются не рядовые работники, а руководители и квалифицированные специалисты. Чем выше оплата труда и уровень ответственности, тем чаще работодатель позволяет себе выжимать из сотрудника все соки. К примеру, менеджер по маркетингу развлекательного заведения может столкнуться с необходимостью несколько раз в неделю контролировать работу персонала в ночное время. И это помимо полноценной дневной работы, поблажек нет, после ночного рейда утром нужно быть на рабочем месте вовремя.

Заработная плата

Самый болезненный для сотрудника обман со стороны работодателя касается заработной платы. С дополнительным перечнем обязанностей или чуть большей длительностью рабочего дня еще можно как-то смириться, а вот с несоответствием обещанной и получаемой на руки зарплаты, нет. Наиболее часто соискатели сталкиваются с ситуацией, когда на собеседовании обсуждается одна сумма, а по итогам рабочего месяца на руки им выдается совсем другая. Причем вторая может быть почти вдвое меньше первой. Это может быть связано с уменьшением оговариваемого оклада на испытательный срок. Наниматель просто ‘забывает’ сказать будущему сотруднику о том, что первые три месяца у него будет испытательный срок и зарплата будет составлять 75%-60% от оговариваемой.

Помимо испытательной зарплаты кандидата может ждать подвох в виде премирования, которое осуществляется по каким-то непонятным для него алгоритмам. В итоге сотрудник может ожидать обещанной зарплаты по несколько месяцев и не дождаться ее. Если получится добиться справедливости сразу это прекрасно, поскольку по прошествии шести и более месяцев директор может сказать, что вы же работаете на этих условиях и, значит, вас все устраивает. Изменить уровень этой спонтанно сформировавшейся зарплаты будет невозможно, останется или смириться или уволиться.

Избежать попыток обмануть вас на собеседовании не получится. От этого не застрахован никто. Но вы можете по максимуму попытаться обезопасить себя от последствий такого обмана. Для этого необходимо подробно обсуждать условия работы и документировать все договоренности. На собеседовании вас могут попросту отвлечь разговорами на другие темы, потому подготовьте список с ключевыми вопросами заранее. Постарайтесь во время общения задать их все, уточняйте каждую деталь.

Далее правильнее всего было бы зафиксировать договоренности в трудовом договоре. Но часто работодатели долго тянут с его оформлением, и в таком случае можно подписать соглашение о намерениях. Доказать договоренности при случае вам поможет даже простой лист с перечнем условий работы, подписанный руководителем или электронная переписка. С такими документами при необходимости вы можете обратиться и в суд, чтобы отстоять свои права на достойные условия работы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Edufan.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: