Стоит ли просить подчиненных «наблюдать» за коллегами?

В постсоветских странах крайне негативно воспринимается ситуация, когда кто-то из коллектива рассказывает нелицеприятные вещи о своих коллегах руководству. Принято не выносить сор из избы и в крайнем случае чем-то недовольный сотрудник может решить спорный вопрос напрямую. При этом руководители со своей стороны были бы совсем не против, чтобы подчиненные объективно доносили до них информацию о поступках своих коллег.

В связи с вечным противостоянием между руководством и подчиненными в нашей ментальности это вопрос этики, хотя, к примеру, в Австралии жалобы совершенно обычное и обыденное дело. Рассмотрим вопрос контроля своих коллег под другим углом, без учета этической стороны. Для этого удобно будет взять пример все той же Австралии.

Как мотивировать сотрудников на контроль коллег?

В налоговом управлении Австралии всех сотрудников (около 20 тысяч человек) попросили наблюдать и затем в анонимном формате сообщать менеджменту о нарушениях со стороны своих коллег. Речь шла о различных видах подозрительного поведения, нарушении трудовой дисциплины и других неблагоприятных поступках. Сотрудники должны сообщать о таких моментах, как слишком длительный обеденный перерыв или опоздание на работу.

Главной задачей такой меры является необходимость улучшить производительность труда и исключить факты мошенничества, когда работодатель вынужден платить сотруднику за безделье. В данном случае работники воспринимаются как лица, отстаивающие интересы работодателя. Причем дополнительной мотивации для таких действий сотрудникам, по сути, не нужно. Вот несколько типичных ситуаций:

  • человек опаздывает на работу, его коллеги, естественно, отмечают этот момент,
  • некурящий сотрудник замечает, как его напарник в очередной раз отправляется на перекур,
  • работник задерживается, возвращаясь с обеда, в то время как отделу уже нужна его помощь и т.д.

Во всех этих ситуациях люди будут недовольны поведением нарушающих правила коллег, поскольку чувствуют себя ущемленными. Они не имеют таких привилегий, не приходят на работу позже и не отлучаются с рабочего места по своим делам, и причина здесь особой роли не играет.

Преимущества и недостатки

Главный плюс подхода, при котором сотрудники сообщают руководству о проступках своих коллег это скорость донесения информации о наличии той или иной проблемы. Для менеджмента это самый простой и быстрый канал получить актуальные и важные данные, которые позволят улучшить ситуацию и предупредить возникновение серьезных проблем. Руководителю больше не нужно самому следить за подчиненными, ведь они сами проконтролируют друг друга. Благодаря этому он сможет распорядиться своим временем более эффективно, направив силы на решение более важных задач.

В то же время такая система управления будет иметь целый ряд существенных недостатков. Тот факт, что сотрудники будут сообщать о проступках коллег может привести к возникновению гнетущей и недружественной атмосферы. Это, в свою очередь, самым негативным образом отразится на результатах командной работы, а затем и производительности труда. Ведь не секрет, что в команде люди работают значительно эффективнее чем в одиночку.

Еще один побочный эффект такой системы концентрация людей на проступках коллег. В конечном итоге все может прийти к тому, что сотрудники будут сообщать даже о самых незначительных и не имеющих влияния на работу фактах. В итоге руководитель будет проводить огромное количество времени, разбирая все жалобы и мелкие промахи, пытаясь понять, какие из них достойны внимания, а какими можно пренебречь.

Кроме того, взаимное наблюдение сотрудников друг за другом может стать причиной увольнения отдельных специалистов. Они устанут работать в атмосфере недоверия и захотят уйти в другие компании, где нет такого всеобъемлющего и непрерывного контроля.

Как оптимизировать процесс контроля за подчиненными?

Руководителю необходимо поощрять своих сотрудников доносить факты серозного нарушения правил компании, а также совершения незаконных и опасных действий. К примеру:

  • кража имущества или мошенничество,
  • преследование или издевательства над другими коллегами,
  • нанесение ущерба здоровью окружающих, нарушение правил безопасности и т.п.

В подобных ситуациях важно обеспечить такой канал связи с руководителем, чтобы в дальнейшем сотрудник не общался с провинившимся специалистом. То есть очные ставки и тому подобное недопустимо. Менеджмент компании может просить своих сотрудников сообщать о нарушениях со стороны коллег, однако важно правильно организовать процессы коммуникации, оценить риски и учесть негативные последствия. Если есть альтернативные способы улучшения ситуации, то стоит воспользоваться ими.

Альтернативы

К примеру, если вы опасаетесь, что сотрудники часто опаздывают, то помочь решить эту проблему позволит система учета рабочего времени. Она может включать в себя пропускной режим, при котором сотрудник должен отмечаться, когда приходит на работу и покидает рабочее место. Если проблема связана с низкой продуктивностью труда, возможно, поможет введение системы KPI. Или периодическая постановка задач, которые затем можно измерить какими-то физическими показателями. Кроме того, эффективным будет внедрение онлайн-мониторинга, который позволит видеть, насколько каждый из специалистов включен в работу.

Морально-этические вопросы, к примеру, когда кто-то из коллег ущемляет права других или создает неблагоприятные условия труда, должны решаться непосредственно руководителем. В нормальном коллективе сотрудник может прийти к менеджеру и сообщить о своих проблемах без лишних телодвижений. Если же это не сработало, он имеет право подать письменную жалобу или рассказать о проблеме на общем собрании.

Таким образом, внедрение системы контроля сотрудниками друг друга может быть полезной, если будет правильно реализована. Во-первых, важно морально подготовить сотрудников к нововведению и провести для них соответствующие корпоративные обучения. Во-вторых, важно закрепить новую процедуру в корпоративных правилах, сделать ее простой и прозрачной, подробно прописать алгоритм действий и последствия.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Edufan.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: