Академическая группа: предназначение и особенности

При поступлении молодого человека в вуз, он становится членом определенной академической группы. В нее входят люди, являющиеся одногруппниками. Они вместе посещают занятия, справляются с разными заданиями, а также участвуют в разных социальных мероприятиях. Академическая группаэтоз социальное объединение людей, которое обладает уникальными признаками, и проходит свои этапы создания.

Академическая группа как первичный студенческий коллектив

По-другому она называется студенческой группой. Это объединение студентов, которое имеет свои закономерности и нюансы. Академическая группа создается автоматически и обусловлена необходимостью ведения учебной деятельности после поступления в вуз. При образовании таких групп следует учитывать:

Академическая группа

Дружный студенческий коллектив

  • все студенты являются членами вновь созданного коллектива, в котором проходят обучение в течение 5 лет,
  • между обучающимися и преподавателями формируются устойчивые отношения для решения организационных и учебных вопросов,
  • ежедневно студенты общаются друг с другом, обмениваются сведениями, формируют новые интересы, а также удовлетворяют духовные потребности,
  • преподаватели и руководство вуза легко может проследить рост всех студентов в разных областях.

Становление любого коллектива является довольно сложной процедурой, причем студенты сталкиваются не только с подъемами, но и остановками, противоречиями, конфликтами и разными проблемами.

Признаки, сущность и специфика студенческого коллектива

Коллектив, в котором студент учится, представлен близкой средой. Здесь каждый реализует профессиональные умения, участвует в учебной деятельности, учится общению и вырабатывает разные установки, имеющие отношение к выбранной специальности. Студенческая группа представлена объединением обучающихся, которые желают достичь единой цели. Они обладают схожими интересами и ориентировками, направленными на совместное обучение, регулярное общение и самоуправление.

Функционируют такие группы благодаря самоуправлению, поэтому в каждом коллективе устанавливаются как формальные, так и неформальные лидеры. Дополнительно, управление осуществляется с помощью преподавателя, назначенного куратором. Студенческая группа нацелена на получение образования, но такой фактор является довольно слабым, поэтому редко можно наблюдать  сплоченные коллективы.

К главным признакам хорошего коллектива относится:

  1. Наличие единой и существенной цели.
  2. Общность интересов.
  3. Обладание духовным единством.
  4. Постоянное общение и занятие совместным решением разных задач.
  5. Выполнение определенных требований и обязательств друг перед другом, а также зависимость от других студентов и преподавателей.
  6. Образование органов самоуправления.

К особенностям студенческого коллектива относится: 

Студенческий коллектив

Совместные мероприятия

  • студенты желают получить нужные навыки, чтобы в будущем справляться с профессиональной деятельностью, поэтому общие интересы складываются за счет получения образования,
  • люди желают получать прекрасные результаты не только от учебы, но и от будущей работы,
  • в коллективе собираются люди, обладающие одинаковым образованием и возрастом, но у них имеются разные мотивы для поступления в конкретный вуз,
  • объединение людей характеризуется последовательностью, поэтому обучение осуществляется путем перехода с одного курса на другой,
  • управление исполняется непосредственными студентами, для чего может выявляться один или несколько лидеров.

Такая студенческая группа существует в течение периода, необходимого для получения образования. Как только цель достигается люди расходятся, поэтому прекращают общение и постоянные встречи. У них появляются новые цели и мотивы, а также они устраиваются на работу в различные компании, вступая в уже существующие рабочие коллективы.

Этапы становления студенческого коллектива в академической группе

Процедура формирования такого коллектива делится на 4 этапа, которые реализуются последовательно. К ним относится:

  1. Создание коллектива. Этот этап приходится на первый курс, когда студенты только начинают знакомиться друг с другом и изучать правила обучения в выбранном учреждении. Люди сплачиваются, чтобы упростить процедуру адаптации. Они ставят перед собой значимые цели, определяются с совместной работой, создают план обучения, а также вступают в личные отношения. Обычно этот этап длится в течение одного года, к концу которого студенты полностью привыкают к новым условиям.

  2. Укрепление коллектива. Процедура реализуется в течение двух лет. Студенты уже являются полноправными членами вуза, уважают друг друга, ставят личные цели, а также предпочитают совместно проводить даже свободное время. У всех членов коллектива появляются нормы, которым они следуют. Они обладают единым мнением, ценностями и традициями. Все четче проявляется самоуправление группой.

  3. Совершенствование коллектива. Этот этап приходится на 3 и 4 курсы. В это время коллектив выступает организатором разных событий. Все студенты подчиняются единому общественному мнению. У них имеются разные ценности, а также они уважают позицию других студентов, хотя могут не разделять ее. Люди уверены в коллективе и постоянном развитии. Преподаватели относятся к ним с уважением, а также пользуются их помощью в процессе решения разных важных вопросов и проблем.

  4. Прекращение существования. Этот этап приходится на последний курс обучение. У выпускников имеются нужные профессиональные навыки и интересы, чтобы устроиться на работу. У них появляются собственные семьи, а также новые заботы, не имеющие отношения к учебе. Поэтому группа перестает быть ценной. После того, как студенты получают дипломы, коллектив прекращает существование. Но при этом люди еще долго пользуются разными ценностями, законами и традициями, которые формировались в вузе.

Этапы являются условными, поэтому они могут значительно отличаться в разных группах. 

Студенты

Образовательный процесс

Права и обязанности старосты

В каждой группе выбирается староста, обладающий не только правами, но и обязанностями. Именно этот человек представляет других обучающихся перед деканатом во время учебного процесса. Он занимается управлением коллективом в процессе привлечения одногруппников к разным общественным и официальным мероприятиям, которые проводятся вузом или деканатом.

В обязанности старосты входит:

  • информирование одногруппников о разных распоряжениях, получаемых от преподавателей или декана,
  • планирование, организация и проведение разных мероприятий,
  • подготовка и проведение собрания студентов,
  • ведение журнала посещаемости,
  • контроль над дисциплиной,
  • проведение индивидуальной работы с другими обучающимися относительно учебного порядка и правил поведения в вузе,
  • привлечение одногруппников к разным общественным мероприятиям,
  • информирование деканата о срыве занятий или иных проблемах,
  • предоставление информации декану или другим работникам вуза о разных нарушениях прав обучающихся,
  • участие в собраниях старост,
  • подготовка отчета о результатах сессии,
  • назначение дежурных.

К правам старосты относится возможность вносить предложения относительно правил распорядка и привлечения студентов к административному взысканию за разные нарушения. Он представляет интересы группы во время получения комнат в общежитии или назначении стипендии. Староста дает распоряжения одногруппникам в рамках обучающего процесса.

Как оценивается уровень развития группы?

Для определения уровня развития коллектива, применяются разные способы. К ним относится:

  1. Наблюдение, с помощью которого можно понять, как студенты ведут себя в той или иной ситуации.
  2. Общение с членами коллектива и отдельными обучающимися, чтобы выявить их настроение и мнение.
  3. Сбор и изучение экспертных оценок с одновременным формированием рейтинга.
  4. Контент-анализ, заключающийся в обобщении сведений, собранных о коллективе.
  5. Анкетирование.
  6. Социометрия.

Чтобы определить сплоченность и уровень развития группы, надо обладать актуальными сведениями о ее членах. Поэтому нужно знать социальный уровень каждого студента, распределить их по возрасту и чертам характера. Учитывается отношение людей к преподавателям. Оцениваются мнения и настроения среди членов коллектива, а также разные психологические характеристики студентов. С помощью полученных данных можно грамотно управлять группой.

Академическая группа представлена студентами, которые совместно обучаются в течение 5 лет. Во время этого периода времени формируется коллектив, обладающий уникальными особенностями. Управлением занимаются не только неформальные лидеры, но и староста, являющийся официальным управленцем, наделенным правами и обязанностями. Деканы должны анализировать развитие таких групп, чтобы эффективно воздействовать на них.

Что такое студенческое самоуправление с точки зрения самих студентов, вы узнаете из видео.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Edufan.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: