Слово полезность (эквивалент на английском языке utility) является термином, означающим удовлетворение от потребления тех или иных благ. Например, это товары и услуги. При этом оценка степени пользы в большинстве случаев индивидуальна.
Процесс потребления тщательно изучается, выявляются его закономерности. Кардинализм и ординализм два направления теории потребительского поведения.
Что такое полезность благ
Две позиции кардинализм и ординализм образовались в ходе изучения уровня полезности в потреблении. Для того, чтобы некоторое благо смогло удовлетворить потребность и в какой-то степени, в нем должны присутствовать свойства, соответствующие запросам.
Полезность качество, присущее объекту потребления, который либо имеет денежное выражение, либо нет.
Но также блага классифицируются на экономические и неэкономические. Воздух атмосферы или вода, имеющаяся в водоемах, свободны для всеобщего пользования.
Подобная доступность свидетельствует о том, что эти объекты потребления не являются экономическими.
В то время, как экономические блага (например, товары, услуги) имеют ограниченный доступ. Их потребление начинается после обработки технологическими процессами, приобретения потребительских качеств.
Теория, применяя два подхода кардинализм и ординализм, рассматривает общую и предельную полезность при тщательном исследовании второй ее разновидности.
Первый тип (total utility или TU) совокупная величина пользы, получаемой от всех частей блага. Она увеличивается вместе с ростом потребления. При добавлении каждой дополнительной части (или единицы) блага возникает предельная полезность (или marginal utility, MU).
Определение кардинализма и ординализма
В современности рассматривается наличие двух теорий: кардинализм и ординализм. Они соответствуют одноименным подходам к теоретическому изучению меры полезности благ.
Первое направление (кардиналистическое) имеет объектом количественные критерии в анализе потребностей.
Второе включает порядковые характеристики, которые не могут быть измерены, а познаются лишь в сравнении.
Оба подхода (кардинализм и ординализм) сформировались в ходе решения проблем при оценке степени пользы от благ. Один из них допускает возможность измерить данный параметр. А также представить результат в каких-либо единицах.
Другой более современный, сосредоточившийся на понятии приоритета. Слово ординализм произошло от немецкого die Ordnung, что означает порядок. Здесь важно не абсолютное значение, величина, а предпочтения, полученные в сравнении.
Результат выводят из порядка, сложившегося в сознании людей, когда приобретения разделяются на более и менее желаемые. Тогда индивидуум мысленно размещает их на некоторой шкале привлекательности.
Вопреки кардинализму и согласно ординализму предельный показатель полезности не подлежит измерению. Ведь потребитель оценивает не отдельные блага, а их набор. Поэтому определяет полученную пользу именно от этого комплекса.
Измеряться может лишь порядок предпочтения тех или иных наборов. Индивидуум систематически избирает блага соответственно уровню довольствия. Критерием полезности по ординалистическому методу предлагается брать упорядочение им предпочтений относительно избранных предметов.
Кардинализм, ординализм: история и современность
Кардиналистическая теория возникла на основе австрийской школы. Это микроэкономический подход, прослеживающий данные от экономического анализа потребностей людей.
Условной единицей измерения полезности благ приняли ютиль. Кардиналисты предполагали, что ее стоимость может быть сведена к трудовым затратам на производство. А также определена мерой важности той необходимости, которая удовлетворяется 1 ютилем.
Позже все-таки возникли трудности, связанные с невозможностью измерить полезность. Поэтом помимо кардинализма появился ординализм.
Действительно, степень пользы субъективный показатель. Согласно ординалистической (альтернативной) теории и вопреки кардинализму эта характеристика определяется редкостью услуги либо товара. А также величиной показателя насыщения.
К трудовым затратам она свестись не может. Но кардиналисты возразили, приведя постулаты Г. Г. Госсена. А именно: рациональный потребитель увеличивает свое потребление блага до тех пор, когда оно сравнится по предельной полезности с другим благом. Тогда его можно измерить.
Данный поведенческий фактор назывался вторым законом Госсена. Теперь правило формулируется иначе. А именно: для получения наивысшей полезности потребитель с ограниченными возможностями потребляет такое количество отдельного блага, которое выравнивает значение предельных полезностей по каждому из аналогичных благ.
Закон получил математическую форму выражения в виде равенства: Max U1 = Max U2 = = Max Un. В альтернативу кардинализму ординализм и выражаемая им порядковая теория полезности базируется на предпочтениях людей.
Индивидууму предлагают выбор, а он считает для себя более желаемым то, что можно лишь сравнить с другими вариантами. Но количественно альтернатива не может быть измерена. Что-то признается худшим, а что-то лучшим.
Метод на основе порядковой теории систематизирует предпочтения потребителей относительно их комплексов благ. Но представление о различиях удовлетворения посредством данных наборов получить таким способом нельзя.
Человек может указать, какой комплекс благ он выбрал, но не определяет степень его желательности по сравнению с другими вариантами. Авторами ординализма (альтернативы кардинализма) считают экономистов:
- Ф. Эджуорта,
- В. Парето,
- И. Фишера.
Первый из них английский статистик, а второй специализируется на социологии, имея одновременно итальянские и швейцарские корни. И. Фишер также специалист в области статистики американского происхождения.
Направление было систематизировано в 1930- х годах трудами Р. Аллена и Д. Хикса. После этого теория широко распространилась.
Различия ординализма и кардинализма
Для определения разницы между теориями кардинализма и ординализма ознакомимся с основами обеих.
Первому методу соответствует количественный способ определения степени полезности благ.
А второе направление определяет порядок их потребления. При этом степень желаемости можно лишь сравнить с иными вариантами.
Базой ординалистической теории является следующий ряд гипотез:
- О полной упорядоченности. Потребитель может систематизировать все наборы товаров по своему предпочтению или безразличию.
- Транзитивность. Комплекс благ № 1 более желателен, чем № 2, а 2-ой набор предпочтительнее, чем № 3. Из этого следует, что потребитель приобретет № 1. Если № 1 он воспринимает так же, как № 2, а № 2, как № 3, то 1 и 3 случаи тоже имеют равное значение.
- Насыщение. В обстоятельствах равных условий оно означает увеличение потребления конкретного блага индивидуумом, а не уменьшение.
Также в числе гипотез присутствуют рефлективность, безразличие, так называемая выпуклость (графика). Частью теории ординализма (в отличие от кардинализма) является теорема о невозможности коллективного выбора.
Ее сформулировал в 1951 году экономист К. Эрроу американского происхождения. А именно, при ординалистическом подходе три и более индивидуальных предпочтений не подлежат методическому объединению. Высказывание верно для справедливых условий исследования с логическим и непротиворечивым результатом.
Кардинализм (в отличие от ординализма) допускает возможность точного измерения полезности блага (товара, услуги) и применения для этого единиц ютилей.
При этом ординалисты занимаются анализом шкалы предпочтений каждого отдельного потребителя. А также рассматриваются экономические блага. К поведению индивидуумов при выборе применяются аксиомы.
Так складывается картина покупательского спроса по уровню благосостояния или финансовым возможностям. При этом потребитель использует свои субъективные мнения о наибольшей полезности благ, которыми он обзаводится.
Кардинализм (в противовес ординализму) при оценке степени удовлетворения от покупки применяют условный показатель U, произошедший от английского слова utility, которое переводится, как полезность. То есть теория предполагает и допускает точное знание степени удовлетворения, а не сравнительное, что может применяться в экономике.
Когда человек (семья, коллектив) приобретает больше и больше экономических ценностей, он старается увеличить суммарную полезность. А полученная накоплениями сумма при этом считается общей полезностью (TU).
Кардинализм (как альтернатива ординализма) полагает, что совершая покупку за покупкой товара одного и того же типа (блага), каждая следующая единица приносит все меньше удовлетворения по сравнению с предыдущей.
Это объясняется психологическими причинами, когда радость от однотипных покупок уменьшается. Процесс насыщения и его особенности описал Г. Госсен в своем первом законе убывающей предельной полезности.
Ординализм пришел на смену кардинализму из-за того, что подобные попытки не получили ожидаемого успеха. Абсолютная величина полезности не поддавалась реальному измерению.
Не появилось приборов или оснований, посредством которых было возможно это проделать. Тем более, вычислить общую или предельную полезность не способен и сам потребитель. Это условная процедура.
Многие положения не могут быть проверены и подтверждены на практике. Хотя теория существует давно, они остались лишь гипотезами. В отличие от кардинализма, примененное ординализмом ранжирование предполагает, что потребитель не может количественно измерить полезность. Но всегда выстраивает ряд предпочтений, выделяя наиболее и наименее ценные.
Сходства этих понятий
Кардинализм так же, как ординализм, принес пользу проведенными анализами. Изучая максимизацию общей полезности потребителем, он значительно повлиял на экономику.
По сей день методы применяются в качестве простой модели описания поведенческих факторов потребителей.
Обе теории (кардинализм и ординализм) рассматривали классификацию благ на экономические и неэкономические.
В результате появился общий вывод о том, что значение предельной полезности зависит:
- от количества товара,
- от степени потребности в нем.
Многочисленные желания также характеризуются интенсивностью, которую можно оценить как субъективно, так и объективно. А именно, выделить неотложные нужды и второстепенные потребности.
Так индивидуум формирует шкалу необходимостей. Условное равновесие вычисляется с применением обеих теорий. То есть, можно рассматривать рационального максимизатора пользы от благ и его поведение. При этом предельные полезности употребляемых вещей должны стать одинаковыми.
Кардинализм в той мере дополняется ординализмом, что точное количественное измерение полезности невозможно. Нельзя определить также, насколько увеличилась или уменьшилась степень удовлетворения.
Но можно утверждать с точностью, которое из благ наиболее желаемое, приносит большее удовольствие от его приобретения. Покупатель ранжирует наборы с полезностью именно для себя. Суммирование результата вполне реально делать в обоих случаях.
В этом видео вы узнаете о теории потребительского поведения: