Бизнес-план – неотъемлемая часть практической деятельности студентов экономических специальностей, менеджеров. Важно не упустить возможность получить навыки его составления на студенческой скамье, чтобы потом грамотно воплотить в реальность свои бизнес-идеи.
Что такое бизнес-план, зачем его создают
Бизнес-план – это лаконичное описание бизнес-идеи с целью ее воплощения в реальность.
Такое описание является важным инструментом в построении маршрута развития бизнеса.
Бизнес-план должен выполнять такие функции:
- общая планировка бизнеса,
- планирование финансовой составляющей,
- взвешивание всех плюсов и минусов, определение уровня риска,
- анализ рынка в контексте определенного продукта,
- организация производства продукции,
- составление маркетинговой политики с целью грамотной организации бизнеса.
Все эти функции реализуются только при условии правильного, с точки зрения структуры, плана.
Чем определяется структура бизнес-плана
Структура бизнес-плана и содержание его основных разделов регламентируется несколькими стандартами:
- Европейского Союза (данный стандарт был создан в контексте экономических реформ ЕС, обозначается международной аббревиатурой TACIS),
- нормативной базой ООН по промышленному развитию (UNIDO),
- законодательной базой Министерства финансов РФ,
- ФФПМП (аббревиатура, обозначающая Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства).
Это основные стандарты, мы остановимся на структуре по UNIDO, так как большинство сегодняшних инвесторов и кредиторов прибегают именно к нему:
- резюме,
- характеристика предприятия и конкретной отрасли,
- описание самой услуги или продукции,
- маркетинговая политика и анализ сбыта представленной продукции,
- производственный план,
- организационный план,
- план финансовый,
- направленность и оценка эффективности составленного проекта,
- оценка рисков и гарантий,
- приложения.
Указанные структурные элементы лучше располагать в таком порядке, как они перечислены выше для того, чтобы не нарушать логику изложения.
Приложения элемент необязательный, включается в структуру, если в плане нужно подать иллюстративный материал.
Возьмите на вооружение! Для того, чтобы определиться со структурой, желательно проработать и сравнить несколько планов, созданных по разным стандартам, а потом подобрать оптимальный вариант.
Краткая характеристика структурных элементов бизнес-плана
Каждый структурный элемент отличается особенностями содержания, которому мы и уделим внимание в данном разделе:
- Резюме – одна из самых лаконичных частей, призванная произвести впечатление на адресата бизнес-плана. В идеале она должна содержать описание наиболее важных вопросов бизнес-плана, подавать соответствующие выводы. Резюме нужно составлять так, чтобы заинтересовать инвестора вложить финансы в данный проект.
- Описание услуги или товара, которая является центром бизнес-плана. В этом разделе необходимо продемонстрировать те особенности продукта, которые делают его уникальным, конкурентоспособным на рынке. НО не пытайтесь приукрашивать объект, чтобы потом не думать, как воплотить идеальные параметры в реальность.
- Анализ рынка – важная составляющая, которая позволяет оценить конкуренцию, ориентировочный объем продаж, а значит и выгоду от продукта.
- Маркетинговый план должен содержать сведения о маркетинговой системе, особенностях ценообразования и схеме распространения продукции. Также в этой части необходимо продумать, как стимулировать продажи, прорекламировать товар.
- План производства – пункт необязательный, включается в бизнес-план только в том случае, когда планируется собственное изготовление продукта, строительство чего-либо или возобновление. Данный структурный элемент должен раскрывать «секреты» организации производства от самого начала (покупка сырья) до конечной точки (выпуск продукта). Важно отобразить расходы на изготовление.
- Организационный план – структурный элемент, который отображает взаимодействие разных служб фирмы, сотрудников.
- Финансовый план должен раскрывать все денежные вопросы, связанные с центральным объектом бизнес-плана. Систематизируется финансовая часть путем отображения доходов, расходов, расчета уровня эффективности представленного проекта.
И, конечно, описание рисков – важный элемент, позволяющий трезво оценить ситуацию и вывести все ее возможный риски, он должен включать и характеристику путей снижения риска.
Что такое меморандум конфиденциальности в бизнес-плане
Данная часть бизнес-плана защищает его от несанкционированного использования третьими лицами без разрешения автора.
В этом элементе указывается, что информация конфиденциальна, не подлежит разглашению, а иногда и копированию, передачи третьим лицам. Ответственность о неразглашении берет на себя тот, кто знакомится с бизнес-планом.
Структура плана – то, что можно и нужно «подгонять под себя», не бойтесь экспериментировать с ней, чтобы проявить свою индивидуальность и оригинальность проекта. Тем не менее, не забывайте: неполный бизнес-план могут отклонить.
В этом видео вы узнаете, как избежать ошибок при составлении бизнес-плана: