Личностный подход в педагогике – это трещина в стене между учителем и учеником

Конфликт поколений существовал всегда. Это давно известно еще благодаря Тургеневу. Но в современном мире проблема усилилась.

Многие педагоги винят новые технологии в неудачных попытках достучаться до детей. Однако проблема часто кроется в другом. Взрослые обычно не понимают, что дети – тоже личности, хоть и формирующиеся.

Функции образования

Функции образования

Образование играет важную роль в жизни общества

Образование представляет собой целую систему, играющую важную роль в развитии общества.

Поэтому оно касается разных аспектов жизни и обладает множеством функций:

  1. Познавательная. С самых малых лет ребенок познает мир. Сначала ему помогают родители и детский сад, где он получает начальные знания и опыт, потом школа, в которой ученики изучают точные и естественные науки, затем идет профессиональное образование.
  2. Статусная. Быть образованным престижно в современном мире. Большинство учащихся после школы стараются поступить в более статусное учебное заведение. Отличники штурмуют ВУЗы, расположенные на первых строчках в рейтингах. Для повышения своего статуса в обществе нужно что-нибудь закончить. В глазах людей такой человек смотрится выше, чем тот, который не имеет среднего специального или высшего образования.
  3. Ценностная. В учебных заведениях довольно часто проводятся мероприятия для прививания ценностей, которые должны быть у каждого порядочного гражданина страны.
  4. Мировоззренческая. Во время обучения в школе у детей закладываются основные взгляды на жизнь. Потом они могут меняться. Но встречается это не всегда.
  5. Социальный контроль. Формирующаяся личность нуждается в постоянном контроле. В процессе развития (особенно в переходном возрасте) ребенок впитывает как губка все, что вокруг него происходит. Система образования старается делать так, чтобы он избежал попадания в плохие ситуации.
  6. Экономическая. Это больше подойдет к профессиональному образованию. В этом случае готовится человек, который в будущем займет место на работе и будет влиять на экономику.
  7. Социальная. Система образования старается помочь детям найти свое место в мире и в социуме.

Но у образования не всегда получается исправно выполнять свои функции. Для решения этой проблемы создается множество вариантов. Один из них – это личностный подход в педагогике.

Что такое личностный подход

Личностный подход в педагогике – это отношение к человеку, как к личности, понимание, что он обладает индивидуальными качествами. Педагог, применяющий эту методику в работе, понимает, что у каждого его воспитанника есть свои мысли, взгляды, мечты, интересы.

Также преподаватель осознает, что у каждого они различны. В этом случае учитель лучше коллег и других людей способен понять каждого учащегося. Он может его выслушать, помочь, поддержать, дать совет. К сожалению, таких педагогов мало.

Большинство учителей, говоря простым языком, являются людьми «старой или советской закалки». У них в голове сохранились установки того времени, согласно которым ученик есть ученик, не больше.

Также многие отказываются применять личностный подход, потому что он предполагает сотруднические отношения между учителем и учеником. Но только благодаря сотрудничеству можно достичь наивысшего результата в любой деятельности.

Однако любой педагог, любящий свою профессию и желающий развиваться, может освоить принципы личностного подхода и научиться применять их:

  1. Хорошо знать индивидуальные особенности характера воспитанника, его вкусы, предпочтения, интересы.
  2. Знать мировоззрение ученика, его взгляды на важные аспекты жизни, мнения по существенным вопросам.
  3. Обеспечивать воспитанника деятельностью, которая будет развивать его и положительно на него влиять.
  4. Выявлять и устранять причины, мешающие развитию и достижению целей. Научить самостоятельно справляться с этими задачами.
  5. Помогать в формировании положительных качеств в личности подопечного. Научить его самовоспитанию, совести, выявлению отрицательных качеств и их устранению.
  6. Обучить самостоятельности. Научить принимать решения и брать за них ответственность. Не принимать все руководство на себя, а направлять подопечных. Помогать в организации их деятельности.

Но мало чего можно будет добиться в этом деле, если, опять же, не понять и не принять, что каждый человек является личностью, сколько бы ему не было лет.

Что такое личностный подход

Важно узнать индивидуальные особенности ученика

Очень важно понимание, что способности к определенному предмету у школьников разные.

Кто-то схватывает все на лету, а кто-то может понять не сразу.

Иногда в случае со вторыми преподаватель даже не пытается объяснить им предмет более подробно, сразу занеся их в разряд плохих учеников.

Хотя немного терпения к таким детям помогло бы им достичь успехов.

Многие школы с каждым годом все больше способствуют проявлению индивидуальных качеств у учеников. Хороший пример – образование классов с профильным уклоном.

Цели личностного подхода в педагогике

Цель личностного подхода

Развитие каждой личности цель личностного подхода

Личностный подход является одним из лучших инструментов в работе с подопечными.

Его цели направлены исключительно на благо обучающихся:

  1. Развитие личности. При индивидуальной работе с ребенком намного легче выявить пробелы в его развитии и устранить их.
  2. Сохранение неповторимой индивидуальности. В системе образования часто применяется один подход ко всей группе. Это «стирает» разницу между ними, делая похожими друг на друга. Личностный же подход предполагает сохранение и развитие в человеке тех качеств, которые присущи лишь ему.
  3. Заинтересованность ребенка в обучении. Здесь важную роль играет возможность выбора. Почему большинство учеников в школах не хотят учиться? Ответ очень простой потому что их заставляют это делать, даже не спрашивая, что им интересно. Взрослые любят решать все за детей. Они уверены, что знают как лучше. Однако этим иногда можно даже покалечить психику ребенка. Если детям дать возможность выбрать род занятий самим, результат получится ошеломляющий. Большинство из них проявят такое рвение, которое никто еще в них не видел. Даже у самых заядлых лентяев есть свои увлечения.
  4. Повышение уровня самооценки подопечного. Личностный подход ставит перед наставником задачу помочь ребенку осознать его важность, значимость, преодолеть страхи и неуверенность, повысить уровень самоуважения.
  5. Прививание добросовестности. Цель состоит в том, чтобы не дать ребенку встать на неправильный путь.
  6. Психологическая поддержка. Личностный подход иногда представляет форму психологической помощи. Это нужно для того, чтобы ребенок не чувствовал, что он совсем один.

Проще говоря, личностный подход нужен для того, чтобы воспитанник не потерялся в этом мире.

Отличия личностного подхода от традиционного

Традиционный подход принимает несколько иные формы:

  1. Построение процесса обучения. В традиционном подходе это жестко регламентированный процесс. Любое отклонение недопустимо. Обучающийся должен усвоить предмет, несмотря ни на что, иначе последует строгое наказание.
  2. Развитие осуществляется в заданном направлении. Не учитываются особенности каждого учащегося.
  3. Единый для всех вектор психического развития. Не учитываются разные особенности психики каждого человека, формирующейся на основе пережитого опыта.
  4. Вектор развития строится от обучения к ученику. Это значит, что учащийся должен усвоить предметы, заданные программой. Но не учитываются его способности и склонности.
  5. Формирование личности происходит с заданными свойствами. То есть ученик подстраивается под условия, теряя при этом индивидуальность.

    Отличие личностного подхода от традиционного

    В традиционном методе любое отклонение недопустимо

Личностный подход, как правило, имеет противоположные формы.

Процесс обучения, развитие формируются в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Соответственно для них могут быть заданы разные формы обучения, векторы развития.

Также учитывается то, что и психика подопечных может развиваться по-разному.

Например, на состояние ребенка могут влиять перенесенные психологические травмы.

Примеры личностного подхода в педагогике

Примеры личностного подхода

Мудрый педагог может изменить жизнь ученика к лучшему

В настоящее время личностный подход развит не во всех сферах образования и обучения.

Например, в школах и институтах достаточно проблематично уделять максимум внимания каждому.

Но можно хоть иногда применять личностный подход для повышения эффективности обучения.

Простые примеры того, как преподаватели заинтересовали детей в обучении:

  1. Учитель заметил, что дети не проявляют интереса к теме на уроке литературы. Он принял во внимание возраст учеников и перевел разговор в форму дискуссии. Дети почувствовали себя в своей стихии и стали проявлять активность.
  2. На уроке истории учитель рассказывал о сражении. Для того, чтобы ученикам было проще усвоить информацию, он предложил сдвинуть парты и разыграть битву в классе. После урока ученики признались, что так они гораздо больше поняли материал, чем при обычном рассказе.
  3. Учитель обществознания объяснял тему психологии подростков. Во время рассказа он неожиданно бросил линейку в угол. Класс засмеялся. После чего преподаватель сказал, что сделал это для того, чтобы наглядно продемонстрировать подростковую реакцию.
  4. Психолог-преподаватель работал с классом трудных подростков, которые к тому же состояли на учете за совершенные преступления. Учитель принял во внимание то, с кем он имеет дело. Он предлагал им задачи, начиная с вопросов наподобие: «А чтобы вы сделали, если бы пришлось украсть что-то, имея при себе лишь деревянную доску?». Ученики проявили невероятную смекалку. Психолог уверял, что это вовсе не значит, что они немедленно пойдут совершать преступления. Это значит, что не нужно «браковать» их. Необходимо лишь направить их ум и энергию в нужное русло. Тогда эти подростки смогут добиться больших успехов, не прибегая к преступлениям.

Возможно, эти мудрые учителя изменили жизнь своих подопечных, помогли им, направили и не дали потеряться.

Минусы личностного подхода

В личностном подходе есть и недостатки:

  1. Переоценка интересов ученика. Иногда чрезмерное предоставление свободы оказывает негативное влияние на становление личности, так как дети еще не имеют полного представления о жизни. Ребенок может вырасти эгоистом, не уважающим старших. Предоставление выбора и небольшой свободы действий важно, но в меру.
  2. Сложность применения. В классах, где около 30-ти учеников, сложно найти подход к каждому. Поэтому применение личностного подхода в обычных школах затруднительно.
  3. Не всегда правильная подготовленность к будущему. Ребенок может так и не понять, что не всегда в жизни его интересы будут на первом месте у других людей. И, выходя из-под опеки, он может оказаться неподготовленным к условиям социума.
  4. Несоответствие некоторым стандартам. Это во многом ограничивает компетентность учителей. Заметить это можно по самой обычной школе. Там почти никогда предпочтения ребенка не ставятся на первый план.

Но большинства минусов можно избежать, если преподаватель хорошо знает свое дело. Применения личностного подхода в педагогике направлено на творение добра, созидание, милосердие, успех. Главное хорошо разбираться в этом деле, иначе можно только навредить ребенку.

В этом видео вы узнаете об индивидуальном подходе в обучении:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Edufan.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: