Многие учащиеся наивно полагают, что написать сочинение — задание не самое сложное. Ведь что может быть проще, чем просто излагать свои мысли и точку зрения по той или иной теме.
Но на самом деле они забывают о том, что такая письменная работа, как сочинение, должна придерживаться определенных требований. Это то, на чем обычно «сыпятся» на экзамене.
Поэтому знать, как правильно писать сочинение по русскому языку, какого плана придерживаться и какие клише использовать, крайне важно для хорошей оценки по ЕГЭ.
При сдаче единого госэкзамена по русскому языку обойтись без сочинения не получится. Если, конечно, вы не хотите получить низкий балл. Поэтому крайне важно при подготовке проработать все нюансы, в которые как раз и входит план.
Умение структурировать свои записи и придерживаться логики изложения всегда только сыграет на руку тем учащимся, которые хотят написать хорошую работу.
План написания
Сочинение условно можно поделить на семь основных частей:
- Зачин или введение. Обычно занимает два-три предложения. Здесь учащемуся нужно подвести читателя к проблематике сочинения, либо сказать пару слов об авторе произведения, либо затронуть описываемую тему глобально. Читателю сразу должно стать понятно, о чем далее пойдет речь.
- Описание проблемы, затрагиваемой в анализируемом произведении. Требуется четкое и ясное формулирование одной проблемы, описываемой в тексте, а также пару слов о прочтении произведения и его авторе. Объем: не более четырех предложений. Понять суть проблемы удается, к сожалению, не во всех произведениях. Так как все зависит от логики автора. Проблема может быть описана как в начале, так и в конце произведения. Главное — суметь ее разглядеть. А разглядеть ее можно, обратив внимание либо на лексику произведения, либо на тезисы и аргументы, приводимые автором в тексте.
- Написание комментария к выбранной проблеме произведения. Под комментированием проблемы имеется в виду ее разъяснение. То есть учащемуся надо охарактеризовать и растолковать затронутую автором произведения проблему. Это должно занять у вас примерно четыре-семь предложений. В принципе, это можно назвать кратким пересказом прочитанного своими словами, а также важно не забыть показать читателю, насколько вам удалось понять тему и проблему произведения.
- Постановка авторской позиции по описываемой проблеме. Здесь уже нужно описать позицию самого автора рассматриваемого произведения и его отношение к данной проблеме, как он намерен ее решить. На это можно ответить одним предложением, используя такие фразы, как автор считает или позиция автора такова и тому подобное.
- Выражение собственного мнения по проблеме. Совпадает ли ваша позиция с авторской, согласны ли вы с ней или нет. Опишите это как можно понятнее. Читатель должен знать ваш взгляд на данную проблему и ее возможное решение размером в одно-два предложения.
- Аргументация позиции учащегося: аргумент и пример из литературы. Под аргументами нужно использовать либо конкретные факты, либо мнение эксперта, либо какую-то научную информацию. Все эти примеры считаются сильной аргументацией. Слабая аргументация обычно состоит из цитат 3-х лиц и вашей личной уверенности, аргумент и два примера из жизни. Здесь можно привести ваш личный пример из жизни, какую-то ситуацию, касающуюся затрагиваемой проблемы. Также в роли аргумента может быть ваш читательский опыт, приведите примеры из другой литературы других авторов, затрагивающих такую же тему.
- Заключение или концовка. На этом этапе нужно подвести итоги и записать выводы. Заключение не должно быть большим и многословным. Краткость изложения показывает, что учащийся полностью понял тему и проблему произведения. Концовка по размеру должна быть примерно такой же, как и зачин, а также они должны быть логически связаны друг с другом.
Здесь читатель должен увидеть завершенность и связь с рассматриваемой проблемой.
Рекомендации к написанию
- анализировать проблему нужно одну,
- во время написания лучше всего сначала приводить пример, а уже потом писать свои рассуждения по этому поводу. Так читатель не запутается в ваших размышлениях,
- ваши аргументы должны либо подтверждать, либо опровергать идею и тезис, а не просто выражать вашу мысль,
- не пишите заключение банально и просто, подойдите к этому этапу креативно. В этом вам может помочь какая-то красивая цитата по теме сочинения, также работу можно завершить риторическим вопросом, дав читателю шанс дальше продолжить размышления. Это ваша возможность набрать больше баллов,
- важно помнить, что все части сочинения должны быть логически связаны. Нельзя сначала рассуждать на одну тему, а потом резко переходить к другой.
В произведении могут быть затронуты совершенно разные проблемы, но выбрать вам нужно одну, чтобы четко и грамотно ее описать, а также суметь донести читателю свою позицию.
В этом видео вы узнаете на примере, как составить план сочинения: