Дошкольная педагогика: что является предметом науки, главное предназначение и критерии

Педагогика представляет собой доктрину о преподавании и просвещении гражданина. Чтобы понять, что является предметом дошкольной педагогики, необходимо проанализировать предназначение, критерии рассматриваемого образования в обозначенном отрезке. 

Краткая характеристика дошкольной педагогики

что является предметом дошкольной педагогикиДисциплина описывает правила и последовательность зарождения индивидуума в обучающей системе и познавательных играх. Это область педагогики, рассматривающая законы и принципы воспитания детей дошкольной и младшей группы. 

Механизм образования в современных реалиях сформирован так, что учитель выполняет основные задачи, поэтому основополагающее предназначение в его деятельности отводится вопросу становления как педагога. Учреждения выказывают высокие требования к преподавателю. Он должен не только владеть информацией об индивидууме, нравственности, психическом и умственном развитии, но и уметь реализовывать познания на практике. 

Задачи, поставленные в сфере образования, решаются на основании философских догматов, психофизиологических и общественных исследований.

Что является предметом дошкольной педагогики

У каждой науки определен свой предмет познания. Математика занимается вопросами количественных понятий, фигур, физика и химия анализирует атомное и молекулярное строение тел. Вопросы просвещения, подготовки, совершенствования и закладки личности возложены на педагогическую науку. 

Эта обособленная доктрина имеет собственный объект и предмет исследования. Малыш появляется на свет с наследственной программой. У него просматривается индивидуальное строение физиологически-атомной направленности, перечень безусловных и динамически развивающихся условных рефлексов, которые помогают ему жить и справляться с потребностями в еде, общении, познании, удовлетворять их. 

Мозг малыша за счет специфического строения, отличатся неограниченными возможностями изучения мира. Но наследственные гены, биологические особенности не подготовят ребенка к школе и жизни в социуме. От бабушки или матери не передаются нравственные, моральные качества, трудовые навыки.

Познание и просвещение – незаменимые спутники при подготовке ребенка к общественной деятельности и поступлению в школьное заведение. Мероприятия должны стать в высшей степени полезными для дошкольника, родителей, общества, должны приносить удовлетворение. 

Предназначение состоит в поиске рационального и приемлемого механизма обучения ребенка.

Историческое развитие образовательно-воспитательной системы

Воспитание и просвещение дошколят и подростков стали появляться с древних времен. Тогда у людей возникали разные стремления и нужды:

  • продолжать и совершенствовать человеческий род,
  • оставлять от себя потомство,
  • передавать практику и способности своим наследникам.

Предмет дошкольной педагогической дисциплиныС течением времени категории преподавания и просвещения подвергаются изменениям. Меняются сферы общественной жизни, подвергается пересмотру содержание, принципы, цели, методики педагогики. На каждом этапе развития корректируются функции и предназначения просвещения, предлагаются новые технологии, идущие в ногу со временем. В процессе познания мира ребёнок схватывает опыт, принципы, культуру, мораль окружающих людей, поэтому наука рассматривается как историческая отрасль, постоянно претерпевающая изменения. 

В древнейшие времена становления общества старое поколение наследовало молодым обряды, передавало традиции, навыки. Люди обучали свое потомство элементарным приемам владения орудиями, добыче еды. В те века воспитательный процесс был направлен на соответствие и воссоздание жизнедеятельности и поступков взрослых. Сноровка поживших людей стала приоритетным направлением в становлении личности человека. 

Постепенно жизнь усложнялась, затруднялись и менялись технологии обучения. Появляются развивающие, дошкольные заведения, образуется другое направление деятельности – это организованная и продуманная педагогика. Предмет подтолкнул к зарождению потребности в специалистах, обученных к поддержанию и развитию образования.

Совершенствование педагогики стало бы нереализуемо, если бы отрасль исходила только из житейской мудрости, опыта поколений, интуиции, логики.

С момента возникновения философских догматов запускается процесс роста и изменения педагогической мысли. Она стала переходить от догадок до крепкого научного знания.

Тогда впервые педагогические идеи отразились в трудах и догматах Плутона (427-347 веке до нашей эры), Аристотеля, жившего в 4 веке до н. э, а потом воплотилось в трактатах утописта Мора в 1500 г. и Кампанеллы в 17 веке.

Предмет, задачи и содержание в рамках идеи гуманизации образования

Дошкольная дисциплина стала обособленной наукой в 19 веке. Объектом в отрасли становится ребенок с момента его рождения до его поступления в школьное учреждение. В таком возрасте у человека наступают видимые изменения, которые могут повлиять на последующую жизнедеятельность. 

Педагогика состоит из прикладной и теоретической части. Теоретическая предполагает специальное изучение теории воспитания и обучения малышей. Практическая часть представляет собой обобщение и систематизацию принципов, заключение выводов, их введение в реальность. 

Функции устанавливаются на основании потребностей практической области дошкольных учреждений. Функции науки состоят не только в анализе и разъяснении уже имеющейся опытности, но и в построении прогнозов дальнейшего развития образовательной деятельности. Задачи педагогики дошкольного направления:

  1. Внедрение общих принципов просвещения по отношению к малышам дошкольного возраста.
  2. Психологическое и образовательное обоснование развивающих занятий в ДДУ. Описание методов их воплощения. Иначе, какой вид деятельности выбрать, чтобы обеспечить дошкольника необходимым для всестороннего миропознания.
  3. Объяснение прогрессивных концептуальных методик дошкольного образования, анализ вариантов их воплощения в практику. Сюда относят образование вида «сад-школа», групп кратковременного нахождения малышей.
  4. Определение педагогических технологий подготовки, воспитания.
  5. Обнаружение форм, способов, условий для введения дошкольного обучения, поиск индивидуальных технологических средств.
  6. Рассмотрение, синтез практики и навыков педагога.
  7. Выявление возможностей реализации творческой деятельности учителя в границах образовательных проектов. Определение условий и принципов импровизации педагога.
  8. Создание модели современного учителя, ее подтверждение, установление способов достижения.

Список можно расширить и дополнить. Кроме категории постоянных предназначений существуют временные, которые возникают ввиду единовременной потребности практики. Ввиду экологического ухудшения понадобится разработать программы экологического воспитания ребят. 

Временные задачи воспитания детей:

  • написание прогрессивных методичек, книг, программ для введения в обучающее заведение,
  • написание тестов, чтобы установить уровень подготовленности малышей к школе,
  • корректировка развивающей среды коллективных занятий.

Перечень таких задач видоизменяется.

Признаки дошкольной педагогики как науки

Педагогика как дисциплина обладает следующими признаками. Среди них предназначение, предмет, функции, методики и пр. Объектом выступает образование на различных этапах. Навыки, познания, таланты, личностные ориентиры, опыт проводятся через реализацию деятельности для насыщения потребности ребенка: 

  • моральной, 
  • духовной, 
  • умственной, 
  • творческой, 
  • физической 
  • обучающей. 

С начала обособления дошкольной педагогики в независимую дисциплину и до сегодняшнего дня она претерпела ряд изменений. В нормативно-правовую базу вносились корректировки, доктрина совершенствовалась. В 1989 году была разработана «Концепция дошкольного воспитания», в которой впервые зафиксировали направления развивающей и воспитательной деятельности ребенка.

Сферы состояли из следующих обучающих направлений:

  • физическое,
  • личностно-ориентированное,
  • художественно-эстетическое,
  • познавательно-речевое.

В 2009 году установлены «Федеральные государственные требования ФГТ к общим положения» №665 от 23 ноября 2009 г. Нормативный документ дополнил сферу новыми элементами:

  • физическая направляющая – физкультура, здоровье,
  • познавательно-речевое – знакомство с природой, вовлечение в коллектив, чтение художественных книг,
  • художественно-эстетическое – музыкальное хобби, творчество,
  • общественно-личностное – безопасность труда, адаптация к социуму.

Летом 2013 года создали положение о федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного обучения (ФГОС ДО). В нормативе проанализировали сфера образования, в которых не обнаруживается изменений и совершенствования. До принятия законопроекта было выделено 4 образовательной сферы (см. выше). В новых стандартах разработаны и внесены пять областей образования:

  • физическая составляющая,
  • познавательные уроки,
  • речевое развитие,
  • социально-коммуникативная сфера,
  • художественно-эстетическое направление.

Предметом дошкольной педагогической дисциплины выступают характеристики, показатели и суть обучения детей в младшем возрасте. До 2009 года эффективность и целесообразность образования определялось на основании степени усвояемости ребенком информации, знаний, навыков. Эти категории проходили через диагностику дисциплины.

В диапазона с 2009 до 2013 года придумали педагогический мониторинг, проводящий оценивание образования интегративных свойств личности:

  • физические,
  • умственные,
  • личностные.

Мониторинг просуществовал недолго. Уже в 2015 году государственные стандарты запретили проводить мониторинг. В рамках работы ФГОС ДО установлен ряд критериев к результативной деятельности дошкольного обучения. Они выглядят как направленные ориентиры и взаимосвязаны с психологическими возрастными изменениями.

Реализации требований обуславливают относительную открытость к проблемам реальной жизни, то есть исследовательскую деятельность ребенка. Также вовлекается творческое воображение, когда дошкольник обладает навыком дорисовывать недостающее усилием собственной фантазии.

Возникает ориентир на образ взрослого, на которого хочется равняться. Ребенок берет с него пример, заимствует модель поведения. Выявляется категория синкретизма, то есть слияния психоэмоциональной и рациональной составляющей деятельности.

Педагогические сотрудники доказали, что образовательная деятельность в состоянии реализовываться по внезапным и ситуационным программам обучения. Для малыша дошкольного возраста актуально использование спонтанных методик, но в композиции с программами педагогики. Талант преподавателя состоит в плавном и грамотном переключении на реактивные методики.

Формирование и вовлечение педагогической технологии дошкольного воспитания и образования ребенка предполагает решение таких важных задач:

  • приобщение к культуре общения,
  • морально-нравственное просвещение,
  • контроль познавательной деятельности,
  • организация взаимодействия с родителями. 

Основные категории

Дошкольная педагогика владеет своим понятийным блоком, на который она опирается. Главными направлениями в дошкольной дисциплине признаются:

  • воспитание,
  • развитие,
  • формирование,
  • обучающий процесс.

Каждую из категорий стоит изучить подробнее, дав им характеристику. Воспитание представляет собой целенаправленные, систематически возникающие и организационные мероприятия по становлению личности индивидуума и закладке в него морально-этнических характеристик.

что является предметом дошкольной педагогикиРазвитием называется процесс изменений количественного и качественного направления, происходящие с течением возраста и проводящийся под наблюдением взрослых людей.

Обучением называют целенаправленную, акцентирующую ресурсы на образование и передачу знаний ребенку систему. Дошкольнику передают информацию об окружающем мире, опыт, умения. Процедура осуществляется при взаимосотрудничестве учащегося и специалиста.

Под формированием понимается процесс роста личности под воздействием окружающих факторов: воспитания, социальной жизни во всех аспектах.

Существуют другие категории. Исправлением называют стремление индивидуума к совершенствованию, исходя из требований и нравственности современного общества. Это предполагает освобождение от негативных свойств личности и переориентации.

Процедура перевоспитания заключается в корректировке, оттачивании поведения, снятии с себя отрицательных свойств и закладке положительных характеристик. 

Дошкольная педагогика подразумевает собой дисциплину, которая занимается исследованием основополагающих и принципов развития, воспитания и простых категорий обучения и прививания ребенку любви к познавательной деятельности. Возрастная категория – дети с младенчества и до 7 лет. Педагогика накопила многовековой опыт деления знаниями, ориентированный на традиции, обычаи людей. Отрасль ориентируется на философские догматы, науку обществознания и психологии. Дошкольная педагогика учитывает труды ученых и исследователей.

Общая характеристика педагогики как науки в следующем видео:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Edufan.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: