Современная наука не стоит на месте. Мы изобретаем все новые и новые вещи, способные не только облегчить нашу жизнь, но и усовершенствовать уже старые изобретения.
Каждый новый день наполнен маленькими и большими открытиями, о которых обыватели порой даже не подозревают, а спустя какое-то время принимают как должное новые изобретения в личное пользование.
Но, как бы далеко не ушла наука в 21 веке, базируется она в большинстве случаев на давно всем известных принципах, методах и понятиях, которые были открыты нашими предками задолго до изобретения электричества и даже паровых механизмов.
К таким искомым методам в исследовании тех или иных научных процессов можно отнести эмпирические.
Это методы, которые как способы познания окружающей действительности появились вместе с самим человеком, постепенно оформив себя, как определенные алгоритмы действий, в процессе приобретения общечеловеческого опыта.
Именно об этом и будет наш дальнейший разговор, в ходе которого мы вспомним не только основные виды эмпирических методов, но и рассмотрим их достоинства и недостатки.
А отдельное внимание уделим данным методам в области педагогической науки.
Разбираемся в терминологии
Эмпирические методы исследования – это методы исследования объекта путем чувственного восприятия его особенностей и характеристик.
Ученые, прибегая в своей работе к эмпирическим методам, рассматривают объект, сравнивая с чем-либо, описывая его характеристики, измеряя определённые показатели, наблюдая за изменениями в ходе экспериментальных действий, анализируя данные до и после.
Если же обратиться к дословному переводу слова, то мы непременно столкнёмся с понятием чувственного познания действительности, на котором основываются данные методы.
Как известно, у человека есть различные органы чувств: обоняние, осязание, зрение, слух и другие, именно за счет них и идет сбор определенной информации об исследуемом объекте.
Виды эмпирических методов
Среди основных «чувственных» методов науке известны следующие:
- Наблюдение за объектом не с точки зрения пассивного созерцания, а посредством целенаправленной фиксации информации об объекте.
- Измерение определенных качественных показателей
- Эксперимент, включающий в себя искусственное создание условий для проявления объектом тех или иных показателей.
- Сравнение отдельных признаков объекта с чем-либо с обязательным условием общности между сравниваемыми объектами. Кстати, наиболее полную информацию в данном случае дает сравнение трех объектов между собой.
Рассмотрим на конкретном примере, который многим может быть знаком со школьной скамьи.
Ребенку дают задание вырастить дома лук, кроме того описать все процессы его роста.
Чтобы выполнить данную работу, ребенок прибегнет ко всем вышеуказанным методам, даже сам того не осознавая.
Посаженную в воду головку лука ребенок будет ежедневно осматривать на наличие у нее корешков, то есть наблюдать за определенными изменениями.
Также ребенок будет оценивать показатели уровня и цвета жидкости (уровень воды можно измерить линейкой, цвет жидкости оценивается за счет зрения), состояния луковой шелухи (запах, твердость или мягкость покровов путем осязания) это пример измерений.
Ребенок может заметить, что, если менять воду достаточно часто, то корни растут намного медленнее, точно так же, если лук стоит на холодном подоконнике.
В таком случае, по совету старших, ребенок может поставить лук в более теплое место, создав тем самым искусственные условия для быстроты роста корней (эксперимент). Когда луковая головка не только даст корни, но и стрелки, ребенок опишет разницу между луком «до» и «после», проведя сравнительный анализ.
Эмпирический и теоретический, а в чем же разница
Исследователь-эмпирик в своей работе ищет явления и их зависимости на уровне сущностных понятий.
Исследователь-теоретик же ищет сущностные связи, представленные уже сформулированными ранее законами, определяет метаморфозы предмета.
Теория строится на разделении этих законов, для того, чтобы изучить каждый отдельно, проанализировать их совместное воздействие на объект, тем самым и раскрыть основные характерные особенности объекта.
К примеру, мы исследуем свойства и характеристики снега.
В первом случае мы путем наблюдения придем к выводу, что снег тает при определенной температуре, а именно плюсовой, то есть явление превращения вещества из кристаллообразной формы в жидкую напрямую зависит от температуры окружающей его среды.
Теоретик же данную особенность рассмотрит с точки зрения известных законов, а именно, ему уже известно, что вода имеет несколько состояний, в жидком состоянии при температуре ниже нуля вода становится кристаллообразной, соответственно таяние снега будет происходить в обратной последовательности, когда температура будет выше нуля.
Эмпирик находится в тесном контакте с изучаемым предметом, теоретик же может изучать что-либо на расстоянии, даже эксперимент он может произвести «мысленно».
С позиции теоретических методов готовят к полету в космос людей и технику, изучают космические объекты посредством фото и видео фиксации дронов, хотя сам исследователь опосредован от открытого космоса.
Методы эмпирические не зависят от субъективных особенностей исследователя, они дают только объективную характеристику о том или ином объекте или предмете.
Теоретические же методы, напротив, подвержены субъективной оценке, это как в случае с общеизвестной загадкой: «Стакан наполовину пуст, и тут же он наполовину полон».
Достоинства и недостатки эмпирических исследований
У эмпирических методов, как и у других, есть свои плюсы и минусы.
К примеру, если мы рассмотрим наблюдение, то его бесспорным преимуществом будет то, что процесс изучения объекта происходит одновременно с изменением каких-либо явлений, в реальном времени и естественной обстановке независимо от желания и поведения изучаемого объекта.
Но с другой стороны наблюдение ограничено конкретной ситуацией, а значит его показатели носят частный характер, в другом случае будут непременно иными, а возможно, что подобное и вовсе не удастся повторить.
Если наблюдение идет за живым объектом, то не исключены различия в восприятии окружающей действительности у наблюдающего и наблюдаемых, отсюда неточность выводов.
А также в случае того, если объект узнает о том, что за ним наблюдают, он может нарочно изменить те или иные характеристики, что опять же приведет к ложным результатам.
В случае проведения эксперимента у исследователя есть неоспоримое преимущество возможность манипуляции условиями для проявления тех или иных показателей у испытуемого.
Но этот же фактор играет и «злую шутку» с получением необходимой точной информации, так как эксперимент нельзя проводить часто (с участием живых объектов), необходимо иметь при себе наличие определенной аппаратуры.
Кроме того, если осуществлять его с оглаской для испытуемых, то весьма вероятно, что они будут бояться оценки, подстроятся под те или иные условия, а значит не покажут истинных данных.
Если речь идет о сравнении, то нужно помнить, что сравнивать объекты, не имеющие чего-либо общего, бессмысленно, подобное исследование даст лишь поверхностные результаты.
Сравнивая неважные признаки объектов, легко можно прийти к заблуждению.
Отличительные черты эмпирических методов в педагогике
Если мы ведем разговор о конкретной науке, в данном случае педагогике, то тут количество видов эмпирических методов больше, чем в других.
Безусловно, основные из них повторяются, однако, имеют ряд отличительных особенностей, о чем будет сказано далее.
Первый из видов эмпирических методов это наблюдение.
Ввиду того, что объекты у нас являются людьми, исследователь сможет наблюдать за ними в двух различных вариантах: включаясь в группу или же не включаясь.
Кроме того, он может делать это открыто или же тайно, выбрать в качестве объекта одного представителя группы или всех ее членов.
Не так распространенный в других областях знания, но приемлемый в педагогике опрос (в устной или письменной форме) также дает определенную информацию об объекте исследования.
Опрос может быть построен в рамках личной беседы «с глазу на глаз», интервью или же анкетирования (с открытыми и закрытыми типами ответов на вопросы).
Зачастую данный вид эмпирических методов способен дать более достоверную информацию, нежели наблюдение или эксперимент, ведь можно собрать в короткие сроки информацию о большом числе объектов и исключить их взаимное влиянии в процессе сбора друг на друга.
Не менее важным в педагогической работе является и тестирование.
Оно предполагает выявление у того или иного объекта определенного вида характеристик, выраженных в большей или меньшей степени, оценить которые возможно посредством заранее разработанных задач, ситуаций, вопросов и шкалы показателей, с которой и сравниваются полученные значения.
Популярным и не новым является метод рейтинга или экспертной оценки, который включает в себя действия оценочного характера, производимые определенным кругом лиц (экспертами) относительно какого-либо процесса или явления.
Кстати, весьма схож с экспертной оценкой, которую дают в следственных органах, в случае какого-либо произошедшего преступления.
Говоря о педагогическом эксперименте, следует упомянуть о его разновидностях, полностью зависящих от целей его проведения.
Так для определения реальной педагогической обстановки проводят констатирующий, с целью дальнейшего развития коллектива формирующий эксперимент.
Кстати, в этом случае для достоверности экспериментальных данных необходимо наличие двух групп испытуемых.
Эксперимент может проводиться в естественных (обычная образовательная среда) и искусственных условиях (современные образовательные стандарты на первых порах их внедрения в структуру общего образования).
Не стоит забывать и о таком методе, как обобщение и изучение педагогического опыта.
На практике данный метод осуществляется следующим образом: выбирается автор определенной педагогической идеи, изучают особенности механизмов взаимодействия на объектов, в рамках чего продолжают дальнейшую педагогическую деятельность.
Сколь бы не разнообразно были представлены эмпирические методы, характерные для педагогической науки, в целом они сходятся в одном: скоординировать, повысить эффективность, спрогнозировать события учебно-воспитательного процесса.
Подводя итог, следует отметить то, что полнота научного знания, частью которого мы обладаем сегодня, целиком и полностью зависит от методов, которые применяют исследователи в ходе своей деятельности.
Однако приверженность лишь к одним из них и пренебрежение другими не позволит в достаточной мере открыть всю информацию о том или ином объекте действительности.
Поэтому в поиске негласных научных истин стоит придерживаться и тех и других методов научного исследования, умело оперируя ими на разных этапах исследования.
В этом видео вы узнаете об эмпирических методах познании на примере наблюдения: