Художник по костюмам: особенности профессии, частота появления вакансии

При производстве кинофильма или театральной постановки немалую роль играет процесс создания образа героев: разработка костюмов, пошив под сценарий, соотношение цветов и их взаимодействие. Ответственность за весь этот нелегкий процесс берет на себя художник по костюмам.

Создать и продумать образ – это всего лишь малая часть из того, чем еще занимается человек этой творческой профессии. Несмотря на всю сложность работы, многие выражают к ней огромную любовь, ведь художник по костюмам является неотъемлемой частью мира киноиндустрии и театра.

Художник по костюмам

Без тщательно продуманных образов и правильно переданной атмосферы ни один фильм и ни одна постановка не заинтересуют своего зрителя. Как же стать частью этого творческого мира, в чем проявляется отличие работы художника по костюмам в театре и кино, легко ли найти такую вакансию после получения профессии, разберем далее.

Художник по костюмам: кто это такой

Во-первых, важно понимать, что художник по костюмам – не костюмер. Это две разные профессии, которые ошибочно принимают за одно и то же. Художник по костюмам – это прежде всего профессионал, на котором лежит вся ответственность за бюджет на костюмы, подбор материалов и аксессуаров, создание внешнего вида и настроения актера, проектирование реквизитов и разработку дизайна.

Кто такой художник по ксостюмам

Следует различать профессии костюмера и художника по костюмам

Костюмер же только ухаживает за костюмами и отвечает за их транспортировку. Иногда он может подогнать изделие по фигуре, подшить его, если этого требует ситуация. Также костюмер должен вести учет костюмов каждого актера в каждой отдельной сцене, не упуская малейших деталей вроде пуговиц и брошей.

Во-вторых, художник по костюмам в иерархии разработки сценических постановок и кинопроцесса стоит выше костюмера. Костюмер должен выполнять все его поручения. Работа же художника по костюмам намного важнее, серьезнее и включает в себя множество различных аспектов. Он должен:

  • полностью понимать процессы работы киноиндустрии,
  • разбираться в тонкостях процесса пошива костюмов,
  • разрабатывать полноценные образы актеров,
  • уметь передавать социальный статус, настроение и возраст героев при помощи костюмов,
  • знать историю и особенности культур различных народов мира, на которые опирается режиссер в своей работе,
  • разбираться в маркетинге,
  • быть сведущим в искусстве дизайна,
  • знать все этапы производства кино и театра.

Некоторые считают, что работу художников по костюмам никто не оценивает, а все лавры всегда достаются режиссеру, постановщику и актерам. Но на самом деле это не так. Работу мастеров оценивают и отмечают особыми премиями театральных и кинематографических фестивалей.

Одна из таких – премия Гильдии. Это достаточно молодая американская кинопремия, которую присуждают кинолентам и телесериалам с недалекого 1995 года. Номинантами на премию Гильдии становились такие известные телесериалы, как «Игра престолов» и «Черное зеркало».

Что делает художник по костюмам в театре и в кино

Приведем сравнение работ мастера по костюмам в кино и театре в виде таблицы, где вы сможете увидеть схожие черты для двух индустрий и их различия между собой.

Что делает художник по костюмам в театре

Обязанности художника по костюмам в кино

Чтение сценария, продумывание первичных образов

Создание костюмного сюжета, разработка эскизов, поиск исторических фото и иллюстраций

Общение с режиссером и художником-постановщиком с целью утверждения всех костюмов и реквизитов

Закупка материалов для пошива. В отечественных магазинах не всегда удается найти то, что в полной мере соответствовало эскизам. Поэтому ткани часто заказывают за рубежом.

Пошив изделий, который осуществляется в частных или театральных мастерских и специальных пошивочных киноиндустрий.

Во время пошива костюмов придерживается минимализма и отсутствия мелких деталей.

Зритель в театре смотрит на сцену с большого расстояния, из-за чего необходимые детали костюмов увеличивают в размерах.

Если актер использует дополнительные детали, такие как кошелек, то он должен быть пошит на несколько размеров больше, чем в действительности.

Это же касается и перчаток, обуви, пряжек, серег, колец и тому подобное.

Все детали костюма должны соответствовать эпохе. При пошиве нельзя упускать мелкие детали, так как в кино многие сцены показывают крупным планом.

С экрана зритель способен рассмотреть даже мельчайшее переплетение нитей в ткани.

Поэтому пошив костюма должен быть практически идеальным.

Изделие должно быть либо ярче, либо темнее декораций. Переходные тона и полутона не используются вообще.

Это делается для того, чтобы костюм не сливался с декорациями и не превращался в одно большое пятно на сцене.

Чем ярче сценография, тем больше заметна работа художника по костюмам.

Использование всех возможных оттенков и полутонов для тех костюмов, которые будут показывать крупным планом.

Чем естественнее и незаметнее работа художника, тем лучше он справился.

Для одного героя шьется один костюм. Его приводят в порядок после спектакля, затем используют еще раз в следующих постановках.

Для одного героя шьется много одинаковых костюмов. Костюм может порваться или испачкаться несколько раз в сценах с кровью и падениями.

Примерка готовых изделий. Художник по костюмам и режиссер встречаются с актерами и окончательно закрепляют образы героев, смотрят, как актер взаимодействует с костюмом.

В случае замены актера художнику приходится перешивать изделие заново.

Обязанности художника по костюмам в театре и на киноплощадке частично совпадают и также частично отличаются друг от друга.

Что происходит с костюмами после съемок

Для отечественной киноиндустрии хранение костюмов обходится слишком дорого, поэтому чаще всего изделия расходятся «по рукам». Очень редки те случаи, когда костюм может понадобится в будущих кинолентах. Поэтому многие продюсеры и режиссеры забирают вещи и хранят их самостоятельно, но их дальнейшая судьба уже никому не будет неизвестна.

Костюмы после съемок

К сожалению, многие яркие и красивые костюмы приходится уничтожать, потому что хранить их некому. Некоторые изделия забирают художники по костюмам, которые хранят и ухаживают за ними в частных мастерских. Также они могут устраивать тематические выставки, используя те костюмы, которые удалось спасти от неминуемой гибели.

С театром все обстоит по-другому. Костюмы, предназначенные для театральных постановок, могут хранится в театре годами, ожидая своего появления на сцене. За ними постоянно ухаживает целая группа костюмеров и следит, чтобы они выглядели как новые для следующего спектакля.

Со всех костюмов в буквальном смысле сдувают пылинки, а, учитывая сложность покроя некоторых изделий, такая тщательная опека очень важна для сохранения работ мастеров своего дела.

Личные качества и навыки, необходимые для такой работы

Не каждый способен досконально освоить профессию художника по костюмам. Это настоящее призвание, требующее постоянного развития своих способностей и тяжелого труда. Какими же качествами должен обладать настоящий художник:

  • способность хорошо рисовать,
  • иметь живое и богатое воображение,
  • уметь уделять внимание деталям,
  • иметь хорошее цветовосприятие,
  • быть усидчивым,
  • проявлять интерес к мелкой работе руками.

Чтобы быть хорошим мастером по костюмам, мало иметь все вышеперечисленные качества, важно также обладать следующими навыками и знаниями в данной сфере деятельности:

  • уметь работать с тканями и швейными принадлежностями,
  • знать историю своих костюмов,
  • знать технологию создания изделий,
  • разбираться в различных стилях и дизайнах,
  • знать свойства тканей,
  • владеть технологиями художественной обработки тканей.

Истинный художник по костюмам никогда не сидит на месте. Он всегда старается расширить свой кругозор, узнать что-то новое, посещать театры и музеи, искать новые источники вдохновения. Профессионал всегда должен находить время для развития и оттачивания своих навыков.

Вузы, где учат на художника по костюмам

Обучаться на профессию художника по костюмам можно в очень немногих высших учебных заведениях страны. Основные ВУЗы, дающие такое образование:

  • Всероссийский государственный университет кинематографии имени С.А. Герасимова (ВГИК). Художественный факультет. Специализация «художник кино и телевидения по костюму». Факультет подготавливает высококвалифицированных специалистов, а набор студентов здесь происходит по одному очень интересному принципу, который называется принцип мастерских. Преподаватели, профессионально занимающиеся художественной сферой деятельности, открывают свои мастерские, в которые набирают учащихся и курируют их до конца учебы. Мастер или куратор отвечает за своих студентов и ведет у них предметы, относящиеся только к их профессиональной деятельности. Остальные предметы ведут другие преподаватели ВГИК,
  • Школа студия МХАТ. Специализация «Художник-технолог по костюму». Занятия проводятся по индивидуальным планам и авторским программам. Здесь изучают историю не по учебникам, а на практике, при помощи музейных коллекций Москвы и Санкт-Петербурга, а также фонда Российской Государственной библиотеки искусств,
  • Санкт-Петербургская академия театрального искусства. Постановочный факультет. Это старейшее театральное учебное заведение страны, где готовят специалистов высочайшего уровня в области театра. Многие художники по костюмам «Ленфильма» окончили именно эту академию, но на сегодняшний день большинство выпускников идет работать в театр, а не в киноиндустрию.

Обучение художников по костюмам

Среди художников по костюмам можно встретить и тех, кто не оканчивал ВУЗы по данной специальности, но имеют смежное образование. Например, Мухинское училище, где учатся на художников по всем видам декоративно-прикладного искусства. Но есть и другие возможности попасть в сферу киноиндустрии и театра.

Начинающие художники по костюмам, которые хотят работать в кино, сначала поступают в ассистенты, а уже после нарабатывают опыт на практике и учатся сразу на киноплощадках или сценах театра. Тем, кто сразу получил нужное образование, будет проще найти работу по специальности, но, как показывает практика, это не всегда бывает обязательным критерием.

Часто ли встречаются вакансии этой специальности

К сожалению, вакансии «художник по костюмам» встречаются не так часто, как хотелось бы. В зависимости от областей и регионов спрос на данную специальность сильно варьируется и скачет.

Согласно популярному Интернет-сайту trud.com, наибольшее количество вакансий этой специальности открыто в Ленинградской области, примерно 63% от общего числа вакансий. Второе место занимает Московская область (27%), третье – Владимирская область (9%).

Помимо того, что в Ленинградской области собрано большее количество вакансий специальности «художник по костюмам», там же за данную вакансию вам предложат более высокую заработную плату в размере 35 000 рублей. Следом идут Красноярский край – от 25 000 рублей, Московская область – от 21 000 рублей и завершает список Владимирская область, где за работу художником предлагают от 18 000 рублей.

Художник по костюмам – достаточно высокооплачиваемая профессия, но в зависимости от регионов меняется и спрос. Можно встретить вакансии этой специальности с предлагаемой зарплатой больше 35 000. По диапазонам заработной платы в Российской Федерации для 50% вакансий работодатели указывают зарплату от 22 000 до 27 000 рублей, 25% от 32 000 до 37 000 рублей, еще 25% от 37 500 и выше.

В этом видео вы увидите интервью с легендарным художником по костюмам Викторией Севрюковой:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Edufan.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: