Написание контрольной работы процесс, знакомый каждому студенту. Но практически для всех он начинался вопросом: Как сделать контрольную работу, заслуживающую достойной оценки?.
Если ответить на него уже перед первой контрольной, дальнейшие такие работы будут выполняться быстро и белый особых трудностей.
Контрольная работа в ВУЗе, по сравнению со школьной, имеет свои особенности написания.
В высшем учебном заведении контрольная может писаться не только в тетрадке на паре, но и оформляться по подобию реферата.
Особенности содержания, оформления и процесса написания контрольной зависят от ее типа.
Зачем пишут контрольные
Контрольные работы выполняются для того, чтобы преподаватель мог оценить уровень знаний каждого студента, его умения излагать свои мысли о конкретной проблеме.
А уже результатом проверки будет либо отдельная оценка за контрольную работу (выставляется в журнал и сильно влияет на итоговую оценку) либо зачет.
В зависимости от объема знаний, которые проверяет контрольная, зависит уровень ее сложности, процесс написания. Подробнее об этих аспектах расскажет следующий подраздел.
Виды контрольных и особенности написания
Эта классификация контрольных работ основывается на количественном и качественном показателе вопросов:
- Один вопрос, на который необходимо дать развернутый, полный ответ. Такой тип контрольной требует от студента глубоких познаний в определенной области, умения логично излагать свои мысли.
- Теоретические и практические задания (больше 2 вопросов). В таких работах необходимо дать четкий ответ на поставленный вопрос, «не отходя от него в сторону».
- Практические задания, которые предполагают теоретическую обоснованность. В таких заданиях важно определить, какой теоретический пласт понадобится для решения задачи, а уже потом приступать к описанию. Возможно, перед выполнение такого типа контрольной придется проштудировать множество источников.
А также это задачи разного типа (сквозные или ситуационные), кейсы. В таком типе контрольных работ студент получает возможность проявить свои умения, знания материала на практике.
Очень часто такие типы работ используются на юридических, психологических дисциплинах, в менеджменте.
Как определить структурные элементы работы
Процесс написания контрольной работы можно представить поэтапно, что поможет грамотно организовать свои действия и быстро справиться с заданием:
- Внимательное прочтение темы (отдельных заданий), определение ключевых терминов и понятий.
- Определение типа работы и ее отдельных заданий (важно четко разграничить практические и теоретические вопросы).
- Составление чернового варианта плана (ориентировочного)
- Подбор источников, из которых можно будет черпать необходимую информацию. Обратите внимание! Некоторые преподаватели не разрешают цитировать в контрольной работе авторов использованной литературы. В таком случае надо пересказать информацию своими словами, но при этом очень важно не отходить от научного стиля.
- Составление конспекта на основе найденной литературы (выбираются только главные аспекты, факты, гипотезы).
- Работа над логикой изложения материала (продумать с какого тезиса лучше всего начать, как его доказать и какие выводы из этого следует сделать). Если работа состоит из заданий теоретического и практического характера, лучше начать ее выполнение с первых.
- Изложение своих мыслей, оформление их по правилам научного стиля.
- Написание выводов (на основе вступительной и основной части).
- Составление списка литературы по ГОСТу.
- Проверка работы на наличие смысловых и языковых ошибок.
- Работа над техническим оформлением в соответствии с требованиями.
Эти этапы напоминают ступеньки. Хорошего результата можно достичь только в после прохождения всех ступенек (без пропусков). Переставлять эти этапы местами также не рекомендуется.
Кейс с подсказками
Студенческий опыт написания контрольных позволяет составить список подсказок универсальных для студентов разных факультетов и кафедр.
Перед тем как приступить к написанию работы, ознакомьтесь с требованиями преподавателя. Чаще всего они изложены в методических рекомендациях.
Не забывайте о количественном соотношении структурных частей работы: вступительная и заключительные части должны занимать меньше половины общего объема (до 30%), большую часть необходимо посвятить раскрытию темы.
Когда вопросов в контрольной несколько, нужно потрудиться, чтобы каждый из них был раскрыт. Желательно использовать структуру: тезис (ключевая проблема, заявленная в вопросе, ее актуальность, раскрытие темы, итоги).
Выводы пишутся только после того, как вступительная и основная части будут готовы, если в них еще будут вноситься правки, не спешите с заключительной частью.
Подведем итог
Контрольная работа – не такой сложный и страшный вид учебной деятельности, каким его рисуют некоторые студенты.
Главное четко определить цель написания работы, ее тип, создать образ будущей работы (план, логика изложения). Быстро справиться с работой поможет поэтапная организация ее написания.
Теперь техника выполнения контрольной вам известна, главное включить смекалку, зарядиться вдохновением – и хороший результат не заставит себя ждать.
В этом видео вы узнаете, как быстро сделать доклад к диплому: