Контроль в педагогике это анализ и корректировка процесса обучения

В процессе обучения необходимо проводить отслеживание восприятия, усвоения и применения на практике учащимися пройденного учебного материала. Цель отслеживания – выяснить степень изученности пройденной темы для того, чтобы определить пробелы в знаниях и провести либо со всеми, либо с отдельными учениками повторно-закрепительные занятия.

В случае положительного результата по итогам проведения контроля уверенно приступают к изучению новой темы. Эффективность процесса обучения достигается высокими показателями по результатам контроля знаний учащихся. Таким образом, контроль в педагогике это инструмент, с помощью которого можно выявить недочеты, и при необходимости повысить уровень эффективности и качества учебного процесса.

Определение контроля в педагогике

Определение контроля

С помощью контроля мы можем отследить результаты

Контроль в педагогике определяется, как:

  • учет знаний учащихся по истечении конкретного периода учебного года (четверть, полугодие, год), или после пройденных тем,
  • проверка знаний, результаты которой позволят в дальнейшем скорректировать учебный процесс для повышения качества знаний обучающихся,
  • определение уровня усвоенных знаний, приобретенных умений и навыков учеников для своевременного восполнения пробелов, если таковые имеются,
  • оценка достижений учеников, позволяющая определить качество и объем усвоенных знаний,
  • диагностика и последующая корректировка, при необходимости, полученных знаний.

Иными словами, контроль в педагогике это постоянное отслеживание результата обучения разными методами. Применяется не только для проверки знаний, но и для стимулирования и повышения мотивации учащихся хорошо учиться.

Виды контроля

Каким бывает контроль

Нужно не только отслеживать результат, но и исправлять ошибки

Традиционно контроль делится на несколько видов:

  1. Предварительный. Используется в качестве диагностики имеющихся знаний, например, оставшихся после летних каникул. Как правило, проводится в самом начале учебного года для выявления уровня готовности учащихся к дальнейшему освоению учебной программы. В случае низких результатов предварительного контроля проводится курс повторения.
  2. Текущий. Обязательное сопровождение процесса обучения, которое позволяет определить усвоение пройденного материала и восполнить пробелы в знаниях, если таковые имеются по итогам текущего контроля. К такому виду контроля относятся опросы учащихся (фронтальные/выборочные) на уроках, тестирование после нескольких уроков.
  3. Периодический. Проводится после пройденной темы с целью определения уровня понимания и усвоения пройденного материала. Также может проводиться в конце четверти, полугодия. Логично завершает тематический период и определяет результат за конкретный период времени обучения.
  4. Тематический. Проводится после завершения определенной темы или раздела.
  5. Итоговый. Обобщает и систематизирует весь учебный материал, пройденный за весь курс/год обучения. Проводится в конце обучения в форме итоговых контрольных работ/срезов, тестирования или экзаменов.

Контроль в педагогике это не только отслеживание уровня знаний учащихся, но и обязательная работа над ошибками. Без этого важного аспекта контроля не будет эффективности и восстановления пробелов в приобретенных знаниях учащихся.

Формы и методы педагогического контроля

Контроль в педагогике это ежедневное наблюдение учителя за усвоением знаний учеником, который имеет свои способы оценки результата обучения.

Как правило, контроль имеет несколько форм и методов:

  1. Устный. Данный вид контроля предполагает устные опросы, ответы учащегося с места и у доски. Наиболее популярна фронтальная форма опроса: краткие ответы с места всех учащихся на вопросы изученной главы, параграфа. Применяется также групповая форма опроса, например опрос «слабых» учеников с целью стимулирования повышения уровня успеваемости. Индивидуальная форма опроса предполагает выступление или развернутый ответ одного учащегося у доски/перед аудиторией. Наиболее популярны доклады, рефераты, презентации. В процессе такого контроля учитель отслеживает степень изученности и понимания темы, умения раскрыть и подать материал перед аудиторией. Разнообразие в проведение занятия вносят комбинированные формы контроля, при которых учитель использует на уроке сочетание индивидуального, группового и фронтального опросов.
  2. Письменный. К письменному контролю относится проверка тетрадей: классной и домашней работы, работа с рабочими тетрадями (на печатной основе). Предполагает проведение контрольных и самостоятельных письменных работ, тестирование.
  3. Практический. Проведение практических и лабораторных работ выявляет умение учащихся применять знания на практике.
  4. Машинный. Контроль с применением персональных компьютеров (тестирование). Удобная форма контроля, позволяющая экономить время как учителя, так и ученика, устанавливает единые требования к оценке знаний обучающихся. Кроме того, тестирование посредством интернет-ресурсов в режиме онлайн позволяет развивать самоконтроль учащихся в домашних условиях.

Контроль в педагогике это обратная связь между преподавателем и учеником. Зачастую опытные преподаватели применяют комбинированные формы и методы контроля на занятиях, добиваясь плотности и эффективности использования учебного времени.

Требования к контролю с точки зрения педагогики

Контроль в педагогике это не произвольная деятельность, направленная на проверку знаний и повышение эффективности обучения. Он имеет определенные требования:

  1. Индивидуальный подход к контролю. Контролируют работу каждого ученика, как успешного, так и отстающего. Недопустимо смешивать достижения в обучении конкретных учащихся с коллективными достижениями.
  2. Систематическое, регулярное проведение контроля в течение всего периода обучения.
  3. Применение разнообразных форм и методов контроля. Контроль всех показателей знаний.
  4. Контроль призван проверять уровень теоретических знаний, практических навыков и умений учащихся.
  5. Объективность главный принцип контроля. Полностью исключается субъективное или предвзятое отношение к ученикам. Отличник может иметь неудовлетворительный результат, а двоечник хороший или отличный. Завышение или занижение результатов контроля недопустимо.
  6. Дифференцированный подход в контроле. В обязательном порядке учитываются личностные качества учеников, практикуется личностно-ориентированный подход.

В последнее время широкой популярностью пользуется тестирование (тестовый контроль). Простые и удобные в использовании тестовые задания имеют свои недостатки, например, возможность «точного» предположения правильного ответа, которая не гарантирует знания по теме.

История системы оценивания

Так как контроль в педагогике это оценивание, существует целая система выставления оценок, о которой следует знать больше. Система оценивания в баллах появилась еще в царской России.

В то время использовалась шестибалльная шкала оценивания (0-5). Впоследствии оценка «ноль» утратила свое значение, и для оценивания использовали пять баллов (1-5).

Выставление баллов за проявленные знания вызывало много споров. У этой системы были как сторонники, так и противники. В новом Советском государстве с 1917 года стала развиваться идея системы образования без выставления отметок.

Советская трудовая школа ставила во главу угла желание обучаться. Процесс образования основывался на развитии самостоятельности, инициативы. В мае 1918 года было выпущено Постановление Наркомпроса РСФСР, которое так и называлось «Об отмене отметок».

Интересным фактом являлось то, что в следующий класс переводили на основании достигнутых успехов учеников по итогам совещания педагогического совета. Экзамены любых видов были запрещены (вступительные/переводные/ выпускные). Также была отменена проверка знаний учеников во время уроков.

Практиковались беседы учителей с учениками по пройденным темам, рассказы о книгах, газетных статьях, которые были прочитаны. Пользовались популярностью выступления учеников с самостоятельно выполненными заданиями. Традиционную систему контроля сменил самоконтроль.

Такая система образования «без отметок» имела ряд преимуществ, так как приучала учеников к самостоятельности. В то же время снижала уровень знаний и ухудшала дисциплину. С 1932 года в систему образования был возвращен контроль и учет знаний учащихся.

Система оценок

Оценки способствуют повышению знаний и дисциплины

А с сентября 1935 года повсеместно были введены оценки:

  • «отлично»,
  • «хорошо»,
  • «удовлетворительно»,
  • «плохо»,
  • «очень плохо».

В таком виде оценивали до конца 1943 года. С начала 1944 года словесные оценки отменили и ввели пятибалльную систему, в которой оценки проставлялись в виде цифр.

С появлением оценок качество знаний и уровень дисциплины учеников значительно повысились. У новой пятибалльной шкалы множество недостатков, однако, в России она применяется до наших дней.

Контроль в педагогике и его результаты

Результат контроля в педагогике позволяет определить успешность образовательного процесса, сопоставляет результат с поставленными целями. Контроль необходим не только для педагогов, но и для учащихся, которые по его результатам лучше понимают уровень собственных знаний, становятся более дисциплинированными, стремятся к успеху.

Результатом контроля является, как известно, «оценка». Она определяет уровень усвоенных знаний, приобретенных навыков и умений. Выставлять оценки необязательно.

Применяются и другие методы оценивания, например, похвала в устной форме или неодобрение, выдача отличительных знаков по уровню успеваемости: значки, карандаши, ручки, обложки на тетради и прочее.

При оценивании знаний очень важна объективность. Мудрость педагога позволит использовать этот инструмент для правильного построения дальнейшего обучения ученика.

Высокая оценка одного ученика стимулирует к дальнейшему изучению материала, а другого наоборот приведет к расслабленному состоянию, и он перестанет учиться.

Плохая оценка действует по аналогичному принципу: может заставить ученика корпеть над заданиями и исправлять результат, а может наоборот оттолкнуть от учебы и породить неадекватную реакцию.

Опыт педагога позволит правильно скорректировать процесс обучения и контроля, направив все потенциальные возможности ученика в нужное русло.

В этом видео вы узнаете о самоконтроле и мотивации в образовательном процессе:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Edufan.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: