За долгую историю существования учебного доклада, сформировалась целая система правил его написания. Некоторые из них оглашаются преподавателем, другие же остаются негласными, но от этого не становятся менее важными.
Правила работы с информацией для написания хорошего доклада
Как писать доклад?
Информация – ядро доклада, которое определяет его ценность для слушателей. Эта составляющая требует от автора умения работать с большим количеством фактов, теорий, гипотез, статистических данных и других материалов.
Можно сформулировать ряд правил, которые существенно облегчат сбор и проработку информации:
- Определите основной тезис доклада (как правило, это его тема), именно он станет отправной точкой для дальнейших поисков.
- Учебный доклад предполагает выступление на 5-7 минут, поэтому много источников для его написания не понадобится, обычно хватает 5-6 трудов, но они должны быть достоверными и по максимуму информативными.
- Можно подобрать 10-15 источников, а из них выбрать наиболее подходящие.
- Прорабатывая материалы необходимо сравнивать точки зрения различных ученых, разные определения терминов, все это потом следует подать в сокращенном виде.
- Обращайте внимание на то, чтобы источник был актуальным на момент написания доклада (некоторые факты, теории, статистические данные со временем устаревают, и докладчик рискует выглядеть нелепо, рассказывая о них).
- Всю собранную информацию нужно подать так, чтобы ее части не противоречили друг другу.
Правила написания учебного доклада
С чего начинать написание учебного доклада?
Написание учебного доклада намного легче, чем курсовой или дипломной работы, ведь собственные эксперименты проводить не требуется, но о некоторых правилах необходимо знать:
- процесс написания желательно начинать с составления плана, он поможет быстро организовать работу,
- во время написания учебного доклада старайтесь придерживаться такой структуры: тема (название доклада), актуальность, цель работы, теоретическая часть с возможными вставками практических элементов (зависит от темы), выводы доклада,
- название не должно расходиться с темой,
- учебный доклад – пересказ уже известной информации, свои эксперименты, кардинальные выводы делать не нужно,
- тему доклада нужно раскрыть полностью, но не желательно выходить за ее рамки,
- все термины, используемые в выступлении, должны быть известны для реципиентов, сложные или новые в науке понятия необходимо объяснить, то же касается и сложных аббревиатур,
- во время написания используйте только достоверные данные,
- написание должно осуществляться от частичного к конкретному или наоборот,
- после написания каждой из частей проверяйте ее на наличие содержательных ошибок (неправильные цифровые данные, неточности в фамилиях ученых, изложение информации, противоречащее законам логики),
- выводы доклада должны исходить из вводной и основной частей, в них нужно сказать о достижении поставленной цели.
Правила для учебного доклада продиктованные научным стилем
Как соблюсти требуемый стиль доклада?
Учебный доклад – разновидность научного стиля, который имеет набор строго определенных норм:
- изложение информации должно быть лаконичным, но по максимуму информативным,
- текст нужно писать обезличено или от третьего лица, местоимение «я», «мое» употреблять нельзя, например, нельзя употреблять формулировку: «Цель моего исследования –…», правильно будет: «Целью нашего исследования…», этот же формат изложения используется и в устном выступлении,
- нельзя употреблять разговорную лексику, просторечия, диалектизмы,
- часто используются термины,
- для связки отдельных предложений и частей используются клише научного стиля,
- в синтаксисе отдается предпочтение простым предложением без громоздких конструкций.
Правила оформления учебного доклада
Этот блок состоит из правил, сформулированных на основе ГОСТов и традиции написания учебных докладов:
- Печатается работа на листах формата А4, ориентация – книжная.
- Набор гарнитуры шрифта стандартный для научных работ: шрифт от 12 до 14, интервал 1,5, Times New Roman.
- Оформление титульного листа зависит от требований преподавателя.
- Список использованной литературы, как правило, оформляется в соответствии с действующим ГОСТом, но преподаватель может выдвигать и свои требования.
Основные правила выступления с учебным докладом
Как подготовиться к выступлению с докладом?
Для того чтобы ваше выступление восприняли «на ура», запомните такие правила:
- придерживайтесь регламента – слушатель не любят слишком длинных речей,
- темп речи должен быть приблизительно одинаковым,
- избегайте монотонности: делайте интонационные акценты на ключевых моментах, подключайте мимику и жесты – это поможет удержать внимание слушателей,
- не растягивайте (без надобности) и не «комкайте отдельные слова»,
- заранее позаботьтесь об ударениях (неправильные очень режут слух).
Подсказки к некоторым правилам
Перечисленные правила были бы неполными без некоторых заметок:
- Ошибкой многих студентов на этапе изучения найденного материала является то, что они читают научную литературу, как художественную («по диагонали», с параллельным просмотром телевизора). Такое прочтение усложнит дальнейшую работу над материалами, ведь их будет сложно проанализировать и скомпонировать надлежащим образом. Прорабатывать найденные источники нужно, вооружившись карандашом, ручкой, карточками и внимательностью.
- Не пытайтесь добавить в доклад всего по чуть-чуть, лучше более детально раскрыть несколько аспектов.
- Не используйте в докладе только сухую теорию, оживляйте ее примерами и интересными фактами.
- Проверяйте доклад перед сдачей 2-3 раза, при этом в первый раз нужно обращать внимание на содержание, а далее – на орфографические, пунктуационные, стилистические ошибки и оформление.
- Перед выступлением обязательно прочитайте доклад вслух, засекая время, добавьте или уберите его части в зависимости от результата. Возможно, придется скорректировать темп речи.
Это основные правила, которые необходимо запомнить, если хотите облегчить работу и впечатлить слушателей хорошим выступлением.
В данном видео вы сможете посмотреть образец доклада для защиты дипломной работы: