Подготовка к экзаменам, особенно выпускным это большие интеллектуальные нагрузки. Никакая магия здесь не поможет нужно просто учиться, учиться и учиться. Немецкий психолог Герман Эббингхаус доказал, что без повторения, спустя шесть дней, почти все забывается. Самый большой объем полученной информации улетучивается в самом начале, то есть сразу после изучения материала. Поэтому важны первые 24 часа после завершения обучения.
- Повторение материала через день, обеспечивает около 80% сохранения информации в памяти.
- Повтор через два дня 85% .
- Еще один возврат к уже полученному информационному ресурсу на третий день гарантирует почти 100% долгосрочное запоминание.
Как повторить весь материал быстро и эффективно? Мы расскажем, как это сделать.
Составьте план повторения
Не всегда все идет своим путем, но главное иметь план. Ваша задача записать то, что вы будете повторять, в какие дни, сколько часов вы будете тратить на конкретную тему и т. д. Убедитесь в правильности дат проведения экзаменов, чтобы избежать недоразумений.
Концентрация на главном
Эффективность повторения является зависит от взаимодействия памяти и концентрации. Врагом этого дуэта является отвлечение. Если вы не сосредоточитесь на том, что является приоритетным, мозг не закодирует его в долговременное хранение. Важно, чтобы вы эффективно контролировали свою концентрацию. Во время повторения материала устраните все отвлекающие элементы, например, выключите телефон, телевизор, устройте приятное и удобное место для своих занятий. Подготовьте учебные пособия, чтобы они всегда были под рукой. Будьте здесь и сейчас, думайте только о том, что учите. Если ваши мысли начинают вращаться вокруг чего-то другого, то немедленно возвращайтесь к запланированному заданию.
Глубокий анализ
Логическое запоминание и повторение делают обучение легче для понимания. Вам нужно знать, что вы учите, как что-то возникает, из чего оно состоит, какие процессы претерпевает и т. д. Переходите от общего к деталям и анализируйте!
При повторении пересказывайте материал своими словами, это намного лучше, чем цитирование учебника. Неосмысленное заучивание наизусть не эффективно.
Новая информация должна применяться к существующему багажу знаний, чтобы сформировать связь между ними. Иногда возникает процесс вмешательства, который может принимать две формы: ретроактивная (новая информация вызывает забвение старого), проактивная (изучение новых вещей затрудняется приобретенными ранее знаниями). Чтобы уменьшить помехи, следует использовать метод чередующихся повторений и изучения гуманитарных и естественных наук.
Метод Тони Бьюзена
Тони Бьюзен предложил интересный способ повторить материал. Здесь нужны заметки, предпочтительно в графической форме, например, с картами памяти.
- Первое повторение следует после часа занятий и должно длиться 5-15 минут (5 минут в конце урока). Это позволит записать в памяти сообщение на следующий день.
- Второй повтор должен состояться через 24 часа с продолжительностью 2-4 минуты. Это обеспечит сохранение знаний в течение следующих семи дней.
- Через неделю делается третье, двухминутное повторение.
- Четвертый повтор материала через месяц.
Такой метод позволяет прикреплять информацию к энергонезависимой памяти.
Способы эффективного обучения и повторения
Рутина и однообразие ослабляют концентрацию, поэтому будьте изобретательны и ищите разные способы для повторения материала. Что для этого надо сделать?
- Прежде всего, разделите материал на небольшие логические разделы. Ученые утверждают, что информация, которая появляется в начале (эффект приоритета) или в конце этапа обучения (эффект свежести), запоминаются лучше всего.
- Вам будет легче запомнить некоторые данные в условиях, аналогичных тем, в которых вы учились.
- На ранних этапах обучения лучше всего, чтобы первый сеанс был длинным, а перерыв после него коротким (запоминание). Последующие учебные занятия могут быть короче и паузы дольше (консолидация).
Есть много разных способов улучшить человеческую память, которые помогут быстро запомнить, сохранить и вспомнить информацию. Мы не будем описывать всех, но представим некоторые из них. Они будут полезны до повторного воспроизведения:
- Группировка заключается в делении информации на категории. Количество групп зависит от объема материала, подлежащего кодированию, и возможности разбить на логические части. Пример: Вы должны вспомнить известных поэтов и писателей Эзопа, Вергилия, Петрарки, Джованни Боккаччо, Джорджа Байрона. Названия групп идентичны литературным периодам, в которые они творили:
Античность (Эзоп, Вегилий), Ренессанс (Петрарка, Джованни Боккаччо), Романтизм (Джордж Байрон).
- Сокращения (аббревиатуры) это создание слова или фразы из первых букв выбранных названий. Слово (фраза) не обязательно должно быть значимым, но его легко запомнить человеку, использующему этот метод. Пример: Запомните основные единицы измерения по физике: метр, килограмм, секунда, ампер. Мы создаем аббревиатуру из первых букв этих имен СМАК и таким образом запоминаем понятия: «С» как секунда, «М» как метр и т.д.
- Акростиль это расположение предложений, в котором первые буквы слов являются начальными буквами элементов, которые нужно запомнить. Созданная фраза не обязательно должна быть совместима с категорией запоминаемых понятий.
- Чтобы проще запомнить слова-исключения из правил, которые есть в любом языке, надо составлять из них логические предложения. Например: в русском языке после Ц всегда пишется И, но есть несколько исключений где пишем Ы цЫган, на цЫпочках, цЫпленок, цЫц. Проще запомнить их в предложении «Встал цыган на цыпочки и сказал цыплёнку «Цыц!»
Повторение поддерживается путем объединения концепций с изображениями, которые вызывают эмоции и облегчают восстановление данных. Ассоциации объединяют память. Стоит упомянуть «эффект фон Рестофф» (эффект изоляции) он лучше кодирует то, что контрастирует с фоном. Подчеркните, делайте заметки, учитесь, повторяя все вслух.
Просто чтение является одним из наименее эффективных способов запомнить содержание. Повторное чтение называется пассивное повторение, и полученные таким образом знания быстро улетучиваются из памяти. Хорошей альтернативой чтению является самостоятельная работа, например, индивидуальный поиск значений слов, который позволяет кодировать информацию в долговременной памяти, практиковать навык выбора данных, разделения важных и неважных вещей.
Всегда доверять своим собственным способностям ключ к успеху.
Момент расслабления
Чтобы «обучение не уходило в лес», нужно обеспечить паузы во время марафонов с книгой в руке. Рекомендуется делать пятиминутный перерыв в учебе каждые полчаса. После двух часов напряженной работы ум должен отдыхать 15-20 минут, а через три часа 60-90 минут. Чем дольше цикл обучения, тем больше минут для паузы.
Более сложные данные для повторения следует разделить на несколько циклов: обучение перерыв. Если вы склонны к быстрому запоминанию, то воспользуйтесь более короткими паузами для расслабления.
Что делать во время интеллектуальных перерывов? Смейтесь, чтобы насыщать мозг кислородом и расслаблять напряженные мышцы, подышите свежим воздухом, послушайте расслабляющую музыку
«Существует только один способ учиться и набираться мудрости — только через действие» ( Пауло Коэльо).
Помимо тренировки ума, необходимо помнить еще одну вещь: позитивное мышление и мотивация к обучению. Не забывайте повторять и делать это регулярно, тогда подготовка к экзаменам не станет для вас стрессом и не будет забирать много времени.
Какие еще есть способы эффективной подготовки к экзаменам вы узнаете из видео.