Рецензент кто это? На первом курсе можно не знать ответа на этот вопрос. На последнем нужно знать не только ответ, но и человека, который будет играть роль в принятии решения: иметь или не иметь вам квалификацию.
Рецензент: когда, кто, зачем
Если итог обучения по образовательной программе предусматривает написание ВКР выпускной квалификационной работы (обычно ее называют дипломом), то предпоследний этап выполнения работы – получение отзыва и рецензии.
После – только защита.
Отзыв пишет научный руководитель, это его «головная боль». Тут студенту можно не беспокоиться.
А вот с рецензией могут быть проблемы.
Чтобы это событие не застало врасплох, необходимо ознакомиться с «Положением о ВКР» или другим аналогичным документом.
Где его взять? Нужно спросить у своего научного руководителя.
В этом документе прописано, когда выпускная работа должна быть передана рецензенту для изучения. Обычно это происходит за 2-3 недели до дня защиты.
Так в жизнь студента приходит рецензент. Кто же это?
Рецензент – человек, функция которого – проанализировать и оценить выпускную работу.
Зачем? На основании анализа рецензент высказывает мнение о возможности допуска ВКР к защите и рекомендации по присвоению выпускнику соответствующей квалификации.
Таким образом, на последней стадии обучения выпускник знакомится с человеком, который будет участвовать в принятии решения: быть или не быть студенту квалифицированным специалистом.
Кто обычно становится рецензентом
Рецензент – это высококвалифицированный специалист как по проблеме дипломной работы, так и в соответствующей отрасли.
Место работы: профильные образовательные, производственные, управленческие, научные организации.
Рецензенты бывают 2 типов:
- Внутренний – сотрудник образовательной организации, которую заканчивает студент. Обычно назначается кафедрой, на которой выполняется итоговая работа.
- Внешний – сотрудник сторонней организации. Предпочтение отдаётся специалистам организаций, являющихся базами преддипломной практики.
В зависимости от образовательной организации может требоваться либо одна (внешняя или внутренняя), либо 2 рецензии.
Следовательно, рецензент – либо преподаватель, либо работник профильной организации.
Кого лучше выбрать в рецензенты
Рецензия зачитывается на защите дипломного проекта.
Так как заключение рецензента влияет на итоговую оценку, о своих взаимоотношениях с рецензентом лучше побеспокоиться заранее.
Внутренний рецензент
По договорённости с научным руководителем студент может предложить кандидатуру.
Поэтому во время обучения, особенно на последних курсах, желательно мониторить профессорско-преподавательский состав для принятия оптимального решения по выбору кандидатуры.
Этому помогут:
- опрос студентов старших курсов,
- рекомендации научного руководителя и других преподавателей,
- посещение процедур защиты выпускных проектов,
- репутация студента.
Касательно последнего пункта. О репутации нужно помнить всегда: «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовётся».
Поэтому намеренное выстраивание экологичных отношений с окружающей средой полезно для обеих сторон.
Внешний рецензент
Мониторинг также не помешает. Здесь забота о репутации более важна, потому что любой рецензент – потенциальный работодатель.
Основные трудности, с которыми обучающийся может столкнуться при взаимодействии с рецензентами:
- загруженный график работы, внезапные командировки,
- неумение / нежелание писать рецензии,
- отсутствие научной степени,
- индивидуальные особенности: забывчивость, необязательность, рассеянность.
Из этого следует, что лучше иметь на примете несколько рецензентов.
И, если в итоге на дипломный проект будут получены несколько рецензий, – это бонус!
Как пишется рецензия
Обычно в «Положении о ВКР» предлагается шаблон.
Если его нет, то можно предложить рецензенту основные содержательные элементы рецензии: введение, основная часть, заключение.
Во введении описывается:
- соответствие работы избранной теме,
- актуальность исследования.
В основной части оценивается:
- полнота охвата использованной литературы,
- степень обоснованности научных положений, выводов и рекомендаций, их достоверность,
- необходимость и достаточность диагностического аппарата исследования,
- корректность и качество проведённой опытно-экспериментальной работы,
- качество оформления ВКР, приложений, стиля изложения материала,
- достоинства и недостатки работы,
- рекомендации об использовании результатов в практике.
В заключительной части высказывается мнение:
- об оценке работы в целом,
- о соответствии ВКР требованиям образовательного стандарта и «Положения о ВКР».
На основании этого формируется мнение о присвоении выпускнику соответствующей квалификации.
Можно ли самому рецензировать свой диплом
Выпускник не может быть официальным рецензентом дипломной работы.
Но бывают ситуации, когда ему приходится готовить рецензию самому. Это и хорошо, и плохо.
Плюсы в том, что:
- Выпускник лучше всех знает преимущества и недостатки своего исследования. В рецензии можно привлечь внимание к первым и завуалировать вторые.
- Подготовка рецензии – это неплохой опыт.
Основной минус:
- Недостатки исследования могут всплыть на защите, и тогда их уже не исправить. В случае выявления недочётов при рецензировании ВКР другим человеком они могут быть подправлены перед защитой.
Таким образом, если студенту важно выполнить проект качественно, то нужно искать рецензента, который ответственно отнесётся к своей роли.
Если студенту нужна только корочка, то он по предварительной договорённости может сам написать рецензию, а потом подписать ее у рецензента.
Ниже предложен пример рецензии.
Пример рецензии на дипломную работу по теме «Особенности отношения к будущему ребёнку у женщин с различной степенью психологической готовности к материнству»
В дипломной работе А.С. Пушкиной рассматривается проблема готовности к материнству. Актуальность работы обусловлена ее медико-психолого-социальной значимостью в связи с низкой рождаемостью и ухудшением здоровья населения в целом.
Предложенная автором структура дипломной работы, последовательность глав и подразделов позволили успешно изложить результаты исследования, достичь цели и решить поставленные задачи. Исследование подтвердило выдвинутую гипотезу.
В первой главе проводится анализ психологических особенностей женщин в период беременности. Проблема проанализирована полно, с различных точек зрения, начиная со структурно-содержательных основ материнства и заканчивая влиянием эмоционального отношения к беременности на дальнейшее развитие ребёнка. Выявлен важнейший фактор в структуре готовности к материнству – субъектное отношение матери к ребёнку.
Проведённое экспериментальное исследование позволило выявить уровни готовности женщин к материнству. Выявлена зависимость между готовностью, сознательным зачатием и посещением школы подготовки к родам.
Выводы могут быть интересны психологам, врачам, медицинским сёстрам и акушеркам при работе с беременными, при разработке программ подготовки к родам.
Работа оформлена в соответствии с требованиями. Текст структурирован, имеются ссылки на используемую литературу. Экспериментальные результаты наглядно представлены в большом количестве таблиц.
В заключении предложены практические рекомендации.
В качестве замечаний обращаем внимание на следующее:
- Хотелось бы видеть более чёткое формулирование объекта исследования.
- Работа значительно выиграла, если бы полученные вследствие сбора информации результаты были представлены в приложениях.
- На наш взгляд, не стоило давать такое полное описание методики Люшера, его легко можно найти по ссылкам.
- При сравнении средних арифметических по группе женщин, посещавших школу по подготовке к родам, и группе не посещавших школу, не приводится выявление достоверной значимости различий между средними.
- Есть неточности в оформлении списка литературы, что можно рассматривать как недоразумение.
В качестве пожеланий можно предложить изучить взаимосвязи между образованием, взаимоотношениями с собственной матерью и психологической готовностью к материнству.
В целом дипломная работа А.С. Пушкиной является завершённой, убедительной, доступно изложенной, грамотно оформленной и заслуживает высокой оценки. Может быть допущена к защите.
Студентке А.С. Пушкиной рекомендуется присвоить квалификацию «практический психолог».
Рецензент: подпись, расшифровка подписи, степень, звание, должность
Надеемся, что, прочитав пример рецензии, вы не испугались. Конечно, сначала все кажется сложным, но зато потом можно гордиться: «Я сделал это»!
Как отвечать на замечания рецензента
Выпускник должен ознакомиться с рецензией на работу до процедуры защиты и подготовиться к ответам на замечания.
- Ответ следует начинать с признательности за внимательное прочтение работы и вскрытые замечания.
- Рекомендуется отвечать на замечания в той же последовательности, в которой они изложены в рецензии.
- Реагировать следует на все замечания. Если точка зрения рецензента не совпадает с авторской, не стоит бояться отстаивать ее. Следует помнить о тоне: он должен быть доброжелательными и уверенным.
Поэтому, чтобы на защите не краснеть, нужно ознакомиться с рецензией как можно раньше.
Вот такие нехитрые правила помогут завершить обучение. Да еще с бонусом в виде повышения самооценки и новыми полезными знакомствами.
В этом видео вы узнаете, как пишутся рецензии на книги: