Рецензент – это друг или враг

Рецензент кто это? На первом курсе можно не знать ответа на этот вопрос. На последнем нужно знать не только ответ, но и человека, который будет играть роль в принятии решения: иметь или не иметь вам квалификацию.

Рецензент: когда, кто, зачем

Если итог обучения по образовательной программе предусматривает написание ВКР выпускной квалификационной работы (обычно ее называют дипломом), то предпоследний этап выполнения работы – получение отзыва и рецензии.

Защита диплома

Защита диплома последний бой каждого студента

После – только защита.

Отзыв пишет научный руководитель, это его «головная боль». Тут студенту можно не беспокоиться.

А вот с рецензией могут быть проблемы.

Чтобы это событие не застало врасплох, необходимо ознакомиться с «Положением о ВКР» или другим аналогичным документом.

Где его взять? Нужно спросить у своего научного руководителя.

В этом документе прописано, когда выпускная работа должна быть передана рецензенту для изучения. Обычно это происходит за 2-3 недели до дня защиты.

Так в жизнь студента приходит рецензент. Кто же это?

Рецензент – человек, функция которого – проанализировать и оценить выпускную работу.

Зачем? На основании анализа рецензент высказывает мнение о возможности допуска ВКР к защите и рекомендации по присвоению выпускнику соответствующей квалификации.

Таким образом, на последней стадии обучения выпускник знакомится с человеком, который будет участвовать в принятии решения: быть или не быть студенту квалифицированным специалистом.

Кто обычно становится рецензентом

Рецензент – это высококвалифицированный специалист как по проблеме дипломной работы, так и в соответствующей отрасли.

Кто такой рецензент

Рецензент может быть внутренний и внешний

Место работы: профильные образовательные, производственные, управленческие, научные организации.

Рецензенты бывают 2 типов:

  1. Внутренний – сотрудник образовательной организации, которую заканчивает студент. Обычно назначается кафедрой, на которой выполняется итоговая работа.
  2. Внешний – сотрудник сторонней организации. Предпочтение отдаётся специалистам организаций, являющихся базами преддипломной практики.

В зависимости от образовательной организации может требоваться либо одна (внешняя или внутренняя), либо 2 рецензии.

Следовательно, рецензент – либо преподаватель, либо работник профильной организации.

Кого лучше выбрать в рецензенты

Рецензия зачитывается на защите дипломного проекта.

Так как заключение рецензента влияет на итоговую оценку, о своих взаимоотношениях с рецензентом лучше побеспокоиться заранее.

Внутренний рецензент

По договорённости с научным руководителем студент может предложить кандидатуру.

Поэтому во время обучения, особенно на последних курсах, желательно мониторить профессорско-преподавательский состав для принятия оптимального решения по выбору кандидатуры.

Как найти внутреннего рецензента

Студенту рекомендуется принимать активное участие в поиске рецензента

Этому помогут:

  • опрос студентов старших курсов,
  • рекомендации научного руководителя и других преподавателей,
  • посещение процедур защиты выпускных проектов,
  • репутация студента.

Касательно последнего пункта. О репутации нужно помнить всегда: «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовётся».

Поэтому намеренное выстраивание экологичных отношений с окружающей средой полезно для обеих сторон.

Внешний рецензент

Мониторинг также не помешает. Здесь забота о репутации более важна, потому что любой рецензент – потенциальный работодатель.

Как найти внешнего рецензента

Преимущество внешнего рецензента в том, что он является потенциальным работодателем

Основные трудности, с которыми обучающийся может столкнуться при взаимодействии с рецензентами:

  • загруженный график работы, внезапные командировки,
  • неумение / нежелание писать рецензии,
  • отсутствие научной степени,
  • индивидуальные особенности: забывчивость, необязательность, рассеянность.

Из этого следует, что лучше иметь на примете несколько рецензентов.

И, если в итоге на дипломный проект будут получены несколько рецензий, – это бонус!

Как пишется рецензия

Обычно в «Положении о ВКР» предлагается шаблон.

Если его нет, то можно предложить рецензенту основные содержательные элементы рецензии: введение, основная часть, заключение.

Во введении описывается:

  • соответствие работы избранной теме,
  • актуальность исследования.

В основной части оценивается:

  • полнота охвата использованной литературы,
  • степень обоснованности научных положений, выводов и рекомендаций, их достоверность,
  • необходимость и достаточность диагностического аппарата исследования,
  • корректность и качество проведённой опытно-экспериментальной работы,
  • качество оформления ВКР, приложений, стиля изложения материала,
  • достоинства и недостатки работы,
  • рекомендации об использовании результатов в практике.

В заключительной части высказывается мнение:

  • об оценке работы в целом,
  • о соответствии ВКР требованиям образовательного стандарта и «Положения о ВКР».

На основании этого формируется мнение о присвоении выпускнику соответствующей квалификации.

Можно ли самому рецензировать свой диплом

Выпускник не может быть официальным рецензентом дипломной работы.

Можно ли писать рецензию самому

Сам себе рецензент такое бывает редко, но все же случается

Но бывают ситуации, когда ему приходится готовить рецензию самому. Это и хорошо, и плохо.

Плюсы в том, что:

  1. Выпускник лучше всех знает преимущества и недостатки своего исследования. В рецензии можно привлечь внимание к первым и завуалировать вторые.
  2. Подготовка рецензии – это неплохой опыт.

Основной минус:

  1. Недостатки исследования могут всплыть на защите, и тогда их уже не исправить. В случае выявления недочётов при рецензировании ВКР другим человеком они могут быть подправлены перед защитой.

Таким образом, если студенту важно выполнить проект качественно, то нужно искать рецензента, который ответственно отнесётся к своей роли.

Если студенту нужна только корочка, то он по предварительной договорённости может сам написать рецензию, а потом подписать ее у рецензента.

Ниже предложен пример рецензии.

Пример рецензии на дипломную работу по теме «Особенности отношения к будущему ребёнку у женщин с различной степенью психологической готовности к материнству»

В дипломной работе А.С. Пушкиной рассматривается проблема готовности к материнству. Актуальность работы обусловлена ее медико-психолого-социальной значимостью в связи с низкой рождаемостью и ухудшением здоровья населения в целом.

Предложенная автором структура дипломной работы, последовательность глав и подразделов позволили успешно изложить результаты исследования, достичь цели и решить поставленные задачи. Исследование подтвердило выдвинутую гипотезу.

В первой главе проводится анализ психологических особенностей женщин в период беременности. Проблема проанализирована полно, с различных точек зрения, начиная со структурно-содержательных основ материнства и заканчивая влиянием эмоционального отношения к беременности на дальнейшее развитие ребёнка. Выявлен важнейший фактор в структуре готовности к материнству – субъектное отношение матери к ребёнку.

Проведённое экспериментальное исследование позволило выявить уровни готовности женщин к материнству. Выявлена зависимость между готовностью, сознательным зачатием и посещением школы подготовки к родам.

Выводы могут быть интересны психологам, врачам, медицинским сёстрам и акушеркам при работе с беременными, при разработке программ подготовки к родам.

Работа оформлена в соответствии с требованиями. Текст структурирован, имеются ссылки на используемую литературу. Экспериментальные результаты наглядно представлены в большом количестве таблиц.

В заключении предложены практические рекомендации.

В качестве замечаний обращаем внимание на следующее:

  1. Хотелось бы видеть более чёткое формулирование объекта исследования.
  2. Работа значительно выиграла, если бы полученные вследствие сбора информации результаты были представлены в приложениях.
  3. На наш взгляд, не стоило давать такое полное описание методики Люшера, его легко можно найти по ссылкам.
  4. При сравнении средних арифметических по группе женщин, посещавших школу по подготовке к родам, и группе не посещавших школу, не приводится выявление достоверной значимости различий между средними.
  5. Есть неточности в оформлении списка литературы, что можно рассматривать как недоразумение.

В качестве пожеланий можно предложить изучить взаимосвязи между образованием, взаимоотношениями с собственной матерью и психологической готовностью к материнству.

В целом дипломная работа А.С. Пушкиной является завершённой, убедительной, доступно изложенной, грамотно оформленной и заслуживает высокой оценки. Может быть допущена к защите.

Студентке А.С. Пушкиной рекомендуется присвоить квалификацию «практический психолог».

Рецензент: подпись, расшифровка подписи, степень, звание, должность

Надеемся, что, прочитав пример рецензии, вы не испугались. Конечно, сначала все кажется сложным, но зато потом можно гордиться: «Я сделал это»!

Как отвечать на замечания рецензента

Выпускник должен ознакомиться с рецензией на работу до процедуры защиты и подготовиться к ответам на замечания.

  1. Ответ следует начинать с признательности за внимательное прочтение работы и вскрытые замечания.
  2. Рекомендуется отвечать на замечания в той же последовательности, в которой они изложены в рецензии.
  3. Реагировать следует на все замечания. Если точка зрения рецензента не совпадает с авторской, не стоит бояться отстаивать ее. Следует помнить о тоне: он должен быть доброжелательными и уверенным.

Поэтому, чтобы на защите не краснеть, нужно ознакомиться с рецензией как можно раньше.

Вот такие нехитрые правила помогут завершить обучение. Да еще с бонусом в виде повышения самооценки и новыми полезными знакомствами.

В этом видео вы узнаете, как пишутся рецензии на книги:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Edufan.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: